Неметилированные cpg днк-мотивы. Липоарабиноманнаны, двойные спирали рнк, циклофосфатидилинозитол-заякоренные молекулы
Неметилированные CpG ДНК-мотивы преобладают в бактериях, но не геномных ДНК позвоночных и распознаются клетками хозяина, несущими TLR9. TLR9 не экспрессируются на поверхности клеток, однако локализуются в везикулах, соединенных с лизосомами. Некоторые CpG мотивы являются очень сильными активаторами NK-клеток и индуцируют продукцию INF-u лимфоидными дендритными клетками (DC2), другие мотивы являются мощными В-клеточными активаторами, запускающими клеточный цикл и секрецию антител. Неспецифическая активация врожденного иммунитета CpG мотивами по данным, полученным на моделях животных, может усилить резистентность к внутриклеточной инфекции и сепсису.
Обнаружен факт, что CpG способствуют формированию Т-клеточного ответа по типу Th1 в большей степени, чем являющийся золотым стандартом, полный адъювант Фрейнда, что оценивалось по их способности направлять диф-ференцировку цитолитических Т-лимфоцитов и INF-y секретирующих клеток. Стимуляция иммунной системы бактериальными CpG-мотивами вызывает продукцию многочисленных цитокинов, включая IL-12, INF-y, TNF-nt и И-6 моноцитами/макрофагами, ДК, экспрессию костимулирующих молекул на АПК, пролиферацию В-лимфоцитов, продукцию иммуноглобулинов.
Липоарабиноманнаны (LAMs) являются липогликанами, рестрик-тированными в генах Micobacterium. Карбогидрат содержит стержень D-маннана и домен D-арабинана. Маннановый стержень ограничивается гликозил-фосфатидилинозитоловым якорем, а арабинановый домен связывается с маннозил (ManLAM) или остатками фосфоинозитида (PILAM). Содержание PILAMs преобладает в ускоренно растущих микроорганизмах (М. smegmatis) и PILAMs активирует клетки млекопитающих, секретирующих TNF и IL-12, через сигналы, идущие с TLR2. Напротив, ManLam не является агонистом для TLR2.
Двойные спирали РНК (DsRNA) продуцируются многими вирусами в течение их инфекционного цикла DsRNA индуцируют активацию протеинкиназы R через распознавание TLR3, который экспрессируется преимущественно на миелоидных DCs, делая их первичными мишенями для инициации врожденного ответа против вирусов. У ТLRЗ-дефицитных мышей, соответственно, снижается ответ к вирусной РНК и полиинозин-полицитидиловой кислоте (poly l:C).
Циклофосфатидилинозитол-заякоренные молекулы (GPI) являются преобладающими антигенами, присутствующими на плазматической мембране протозойных, таких как Trypanosoma cruzi и Plasmodium falciparum. GPI T. cruzi через сигналы, поступающие с TLR2, индуцируют продукцию оксида азота, TNF и IL-12 в макрофагах мыши. GPI в большей степени состоят из ненасыщенных жирных кислот, необходимых для оптимальной биологической активности.
FimH является субъединицей белка 1 типа адгезинов, присутствующих у многих энтеробактерий — Escherichia coli и Salmonella enterica. FimH может связаться прямо с GPI-заякоренным рецептором, присутствующим также на поверхности тучных клеток (CD48). Связывание CD48 FimH-экспрессирующими бактериями вызывает попадание бактерий в кавеолярные камеры, что обеспечивает бактериальную выживаемость в цитоплазме и способствует высвобождению воспалительных медиаторов тучными клетками.
Гликаны и пектины паразитов, например, яиц Shistosoma mansoni или нематод филлярий, инициируют ответ, независящий от TLRs механизмов, но индуцируют при этом мощный Th2 ответ. Например, через перекрестное связывание лектинов яиц S. mansoni с IgE на базофилах — продуцентах IL-4 и IL-13.
В последние годы стало очевидным, что TLRs могут распознавать ряд эндогенных продуктов, появление которых свидетельствует о присутствии иной опасности (не инфекционной природы). К эндогенным активаторам врожденного иммунитета относят: белки теплового шока, фибриноген, гиалуроновые кислоты, мочевую кислоту.
Источник: http://meduniver.com