Проявления кислородного отравления центральной нервной системы. Гипероксический судорожный припадок
Пытаясь определить признаки кислородной интоксикации ЦНС, предшествующие развитию судорог, Donald в 1947 г. подвергал здоровых водолазов воздействию повышенного давления кислорода (3 кгс/см2 и выше) до появления неврологических симптомов. К сожалению, последовательность их развития не совпадала с началом судорог. Даже предсудорожная аура очень быстро переходила в припадок и поэтому не представляла большой практической ценности как предупредительный симптом.
Общая и индивидуальная вариабельность переносимости воздействия кислорода. Donald в 1947 г. обнаружил значительное разнообразие переносимости воздействия кислорода испытуемыми, находящимися в одинаковых условиях эксперимента. Такая вариабельность толерантности показана на рис. 43 кривой, отражающей частоту неврологических проявлений у 36 водолазов, подвергнутых воздействию кислорода под абсолютным давлением 3,7 кгс/см2 в течение 6—96 мин.
Все попытки провести корреляцию между чувствительностью ЦНС к действию кислорода и влиянию таких факторов, как возраст, масса тела, физическое развитие, курение, употребление алкоголя, психологическая стабильность или личностные особенности, оказались безуспешными.
Даже у одного и того же водолаза в разные дни отмечались значительные колебания чувствительности к кислородному воздействию. Вариабельность экспозиции, необходимой для вызывания неврологических симптомов у водолаза, который дышал кислородом под абсолютным давлением 3,1 кгс/см2 один или 2 раза в неделю на протяжении 90 сут. Использование этих же данных для построения кривой, отражающей процент экспозиций, вызывающих симптомы при конкретной продолжительности, показало, что переносимость воздействия кислорода в разные дни у одного и того же испытуемого варьирует в таком же широком диапазоне, как и индивидуальная переносимость у каждого из многочисленной группы испытуемых.
Причину изменения чувствительности ЦНС к кислородному отравлению у одного и того же испытуемого и различие чувствительности между индивидуумами установить не удалось.
Гипероксический судорожный припадок
Судорожный приступ, вызываемый кислородной интоксикацией, по существу идентичен таковому при большом эпилептическом припадке [Lambertsen, 1978]. Он может начаться неожиданно, без предварительных признаков, или ему может предшествовать аура или ряд продромальных ощущений. Начало конвульсии включает ригидную тоническую фазу с внезапной потерей сознания и сильным выгибанием шеи и всех конечностей.
Открывание рта в начале приступа позволяет ввести между зубами мягкую распорку для предотвращения прикусывания языка. Через 30 с тоническая фаза сменяется клоническои, во время которой следуют сильные повторяющиеся сокращения практически всех мышц, продолжающиеся приблизительно в течение 1 мин, после чего отмечается постепенное затухание судорог. Остановка дыхания, наблюдающаяся в течение тонической и клонической фаз, сменяется бурной гипервентиляцией, стимулированной накоплением двуокиси углерода. Если дыхание кислородом было прекращено, возвращение сознания в течение нескольких минут после окончания судорог обычно сопровождается постепенным, в течение 5—10 мин, снижением ощущения тревожности.
В отличие от церебральной гипоксии, возникающей при эпилептическом припадке, в данном случае поддерживается гипероксигенация мозга, обусловленная высоким альвеолярным Ро2 в сочетании с выраженной гиперкапнией и повышенным церебральным кровотоком. Неоднократно было показано, что помимо риска получения физической травмы или утопления, судорожный приступ при кислородной интоксикации не вызывает вредных или остаточных явлений для водолаза.
Источник: http://meduniver.com