Эмбриология эпохи возраждения. Улисс алдрованди в эмбриологии
Лишь эпоха Возрождения произвела переворот в этих взглядах. Развитие экономической базы, ремесел, торговли и т. д. обусловило необходимость развития естественных наук и медицины. Совместно с развитием анатомии в шестнадцатом веке наступил расцвет и эмбриологии, а имена многих известных анатомов периода Возрождения тесно связаны с развитием эмбриологических познаний.
Хотя основатель современной анатомии Андрас Везалий (1514—1564) не уделял сам особого внимания изучению развития человека, тем на менее в работах многих его современников и учеников стали постепенно накапливаться сведения, которые более подробно освещали некоторые стороны развития плода и способствовали последовательному, систематическому познаванию процессов развития и исправлению укоренившихся ошибочных представлений, господствующих в древние и в средние века.
Так, например, Габриэль Фаллопия (1523—1562) впервые правильно описал строение женских половых органов, плаценты и плодовых оболочек с их сосудами, он изучал также взаиморасположение аорты и легочной артерии, описал ductus arteriosus, который до него уже познал Гален, но описывал его неправильно. Изучением топографии плода в матке и иных, связанных с развитием человека, проблем занимался также выдающийся художник периода Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), как об этом свидетельствуют сохранившиеся до нас рисунки. Правильной трактовке развития зубов способствовали работы другого анатома того времени, Бартоломея Евстахия (умер в 1574 г.), систематически изучавшего развитие зубов на плодах человека и животных.
В углублении эмбриологических знаний немалую роль сыграло стремление осуществлять вскрытие трупов беременных женщин и человеческих плодов. Первое такое вскрытие трупа беременной было проведено в 1563 г. в Болонье Маттэо Рэальдо Коломбо. Изучением плодного кровообращения занимался анатом Джулио Цезаре Аранци. Можно было бы продолжить перечисление имен иных исследователей, работавших тогда в основном в итальянских университетах.
К выдающимся явлениям, сыгравшим большую роль в деле развития эмбриологии, в этот период относится чрезвычайно современная по тем временам идея проводить систематическое изучение развития некоторых животных и сравнивать эти данные с уже известными фактами, а также путем изучения человеческих плодов объяснить процессы развития и у человека. Эту идею осуществил болонский профессор Улисс Алдрованди (1522—1605), который впервые систематически изучил с самого начала развитие куриного зародыша.
Систематическим изучением плодов различных животных и их сравнением с человеческими плодами, а также изучением развития некоторых животных вначале занимался и последователь Алдрованди — Иероним Фабриций аб Аквапендент (1573—1619).
Этими принципами руководствовались и выдающиеся исследователи семнадцатого века (Марчелло Мальпиги, 1628—1694, Ян Сваммердам, 1637—1680, и многие другие), среди них особенно Вильям Гарвей (1578—1657), который впервые в совершенстве описал кровообращение у взрослого человека и у плода, объясняемое ранее самым фантастическим образом, и в принципе также правильно понял функцию плаценты и пуповинных сосудов.
В те времена его заявление, что „ovum esse primordium commune omnibus animalibus", направленное против фантастических представлений теории первичного происхождения о возникновении организмов (мышей, насекомых, лягушек и т. д.) из неживой материи, было революционным и прогрессивным. Вопрос спонтанного первичного происхождения, возникновения дифференцированных живых организмов из неживого вещества (generatio aequivoca) обсуждался долгое время, пока, наконец, во второй половине прошлого века не был решен в результате известного спора между Пастером и Пуше и другими, показавшего, что такое возникновение не возможно.
Источник: http://meduniver.com