Эмбриология. История эмбриологии

Вопрос о том, как мы развивались прежде чем родиться, всегда возбуждал огромный интерес. «Откуда я появился?» — это один из первых серьезных вопросов ребенка. У первобытных народов также неизменно возникал этот вопрос. Нам трудно, обладая накопившимися в течение поколений биологическими знаниями, представить себе, насколько таинственной вещью должен был быть для них факт рождения.

Не удивительно, что они окружали начало новой жизни множеством странных суеверий, массой легенд и запретами («табу»). Но всегда вслед за суеверием вступал в действие основной инстинкт — инстинкт любознательности, побуждающий выяснить, как и почему все возникает. Из наиболее ранних письменных сообщений нам известно, что уже в то время человек знал, что рождение является следствием полового сношения.

В течение многих веков инстинктивное любопытство приводило лишь к научной спекуляции и мистицизму. Изучение эмбрионов Аристотелем важно для нас не из-за доставленных им сведений. Некоторые из них были удивительно точными. Его работа скорее является символом начала обращения человеческой мысли от суеверия и гадания к наблюдению. К несчастью, это достижение не укоренилось.

Видео: Embryology & the Story of the Cell. Man, Grand Symbol of the Mysteries by Manly P. Hall.wmv



В течение средних веков искра, которую пытались раздуть лучшие греческие и римские ученые, была потушена религиозным фанатизмом и деспотизмом. Сравнительно небольшое число иллюстраций, которые не были копиями из классических трудов, были крайне символичными, подобно рисункам XV столетия, имевшими целью показать возможные положения плода в матке.

эмбриология


Но не только способ подхода вызывал отставание в росте наших знаний по эмбриологии. Ранние этапы развития включают чрезвычайно малые структуры, и одной любознательности и желания наблюдать было недостаточно. Правда, Гален довольно хорошо изучил строение довольно поздних плодов, и после долгого периода застоя, периода так называемого «мрачного средневековья», Фабрициус Аквапенденте (1533—1619) создал значительный трактат «De Formatu Foetu», который недавно был переведен проф. Адельманном и снабжен интереснейшим описанием жизни Фабрициуса и его времени.
Однако успешное эмбриологическое изучение ранних стадий стало возможным лишь к концу XVII столетия, после усовершенствования микроскопа.

Видео: Heart Embryology Animation

Человеческую сперму впервые наблюдали Хамм и Левенгук в 1677 г., вскоре после того, как Грааф описал овариальные фолликулы (1672). Даже тогда было неясно значение гамет в развитии. Возникли два лагеря. Представители одного лагеря утверждали, что сперматозоид содержит новую миниатюрную особь, которая лишь питается в яйце. Ученые другого лагеря доказывали, что яйцо содержит крошечное тельце, которое каким-то образом стимулируется к росту семенной жидкостью.

Война между гомункулистами и овулистами бьша столь же острой, хотя и не такой кровавой, как древние войны между поклонниками культов мужского и женского пола. Их пыл в борьбе за свою правоту не остыл даже в результате неизбежной абсурдности последовательного применения концепции вложения, согласно которой, каждый миниатюрный организм должен в свою очередь включать миниатюрный организм следующей генерации и так далее в течение многих генераций до конца жизни данного рода.

Этот бесполезный спор продолжался в течение следующего века, пока он, наконец, не был прекращен в результате исследований Спалланцани (1729—1799) и Вольфа (1733—1794). Работа Спалланцани представляет особый интерес, так как она являлась первым шагом в применении экспериментального метода для исследования эмбриологических проблем.
В результате остроумно задуманных серий экспериментов он показал, что как мужские, так и женские половые продукты необходимы для возникновения развития.

Источник: http://meduniver.com
Похожее