Технические погрешности оценки срока беременности. Точность определения гестационного срока
Аксиальная разрешающая способность ультразвуковых датчиков составляет 0,2 мм, и разрешение не изменяется в зависимости от абсолютных размеров измеряемого объекта. Таким образом, если предположить, что выдерживается адекватный угол инсонации и оценка проводится в плоскости сканирования, где визуализируются установленные маркеры для определенных структур, то техническая погрешность измерения, связанная с аксиальным разрешением, является постоянной и минимальной. Однако по мере возрастания разрешающей способности ультразвуковой аппаратуры выбор начальных и конечных точек для измерения становится более трудным.
Например, измерение БПР с использованием устаревшего бистабильного двухмерного режима было сравнительно простым, поскольку отражение сигнала происходило только от поверхностей костей свода черепа плода. При использовании современного оборудования визуализируются не только кости черепа, но также волосы, кожа и подкожные ткани. Таким образом, становится важным принимать во внимание, что начальной точкой измерения должна быть поверхность париетальной кости, а не поверхность головки плода.
Точность определения гестационного срока возрастает при оценке большего числа фетометричских параметров. Нет сомнений в зависимости размеров плода от срока гестации. На ранних этапах использования эхографии для определения срока беременности размеры головки плода являлись единственным параметром, который мог быть измерен по установленной методике и имел достаточную воспроизводимость. Эти размеры, особенно БПР, и по сей день являются основополагающими при оценке гестационного срока.
С появлением и применением ультразвуковых приборов с высокой разрешающей способностью стало возможным с большой точностью и достаточно просто оценивать широкий спектр биометрических параметров плода. В настоящее время установлено, что все они могут использоваться для изучения вариабельности врожденных популяционных патологических изменений, которые характерны для поздних сроков беременности. Не существует какого-либо единственного параметра, измерение которого имело бы ощутимые преимущества в отношении повышения точности прогноза. Наследственная изменчивость, присущая популяции плодов с одинаковым гестационным возрастом, не является постоянной для всех физических параметров в целом, но может приводить к изменениям каждого конкретного их них.
Это правило имеет большое клиническое значение, поскольку ошибка при комплексной оценке срока беременности на основании средних значений нескольких переменных всегда будет меньше, чем ошибка при использовании любой единственной переменной. Так, F.R Hadlock et al., используя сочетание измерений БПР, окружности живота (ОЖ), окружности головы (ОГ) и длины бедренной кости плода (ДБ), повысили точность диагностики на 8% на ранних (в 12-18 нед) и на 28% - на поздних сроках (в 36-42 нед) беременности. Таким образом, представляется целесообразным при эхографическом определении гестационного возраста, исключая период, когда проводится измерение КТР, проводить оценку сразу нескольких фетометрических параметров. Вопрос о том, сколько размеров и какие именно должны быть включены в комплексную оценку, является в настоящее время предметом активных исследований.
Представляется очевидным, что существует определенный предел, после которого добавление параметров не будет повышать точность определения срока беременности, но пока он еще остается не определен. В нашей практике для определения гестационного срока мы используем сочетание измерений БПР, ОЖ и ДБ. Определение возраста плода по какому-либо единственному параметру, например по БПР, должно быть и будет исключено из клинической практики.
Источник: http://meduniver.com