Иммунодефицит, связанные с дисфункцией гранулоцитов и макрофагов
Синдром гипер-IgE-емии (синдром Джоба) характеризуется рецидивирующей бактериальной (обычно стафилококковой) инфекцией кожи и синопульмонарного тракта, возникающей еще в раннем неонатальном периоде.
Болеют обычно девочки европеоидной расы. Характерными также являются задержка прорезывания зубов, грубые черты лица, хроническая экземоподобная сыпь, холодные кожные абсцессы и кожно-слизистый кандидоз. Из висцеральных поражений чаще всего встречаются пневмония и абсцессы легких, другие органные инфекции нехарактерны. Лабораторно обнаруживаются эозинофилия, повышенный уровень IgE, у некоторых пациентов - нарушение хемотаксиса нейтрофилов. Уровень других классов иммуноглобулинов не изменен. Описаны нарушения функции Т-лимфоцитов.
Патологические изменения у таких пациентов в литературе описаны недостаточно, однако синдром Джоба следует подозревать в тех случаях, когда в стенках бактериального абсцесса обнаруживается большое количество эозинофилов.
Первичная дисфункция макрофагов и нейтрофилов -группа редких заболеваний, в основе которых лежит нарушение функций фагоцитов: хемотаксиса, адгезии, фагоцитоза или внутриклеточного обезвреживания микроорганизмов. Может быть нарушение как одной, так и нескольких функций фагоцитов. Независимо от того, какая функция фагоцитов нарушена, единственным проявлением заболеваний этой группы у большинства пациентов является повышенная чувствительность к инфекционным агентам, а именно различным бактериям (как пиогенным, так и с низкой вирулентностью), а также грибам. Чаще всего инфекционный процесс затрагивает контаминированные участки: полость рта (периодонтит, кариес), респираторный тракт (синусит, бронхит), кожу и промежность (подкожные абсцессы).
Хроническая гранулематозная болезнь обусловлена мутациями в доменах фермента - NADPH-оксидазы. Заболевание описано в 1950 г. как Х-сцепленное. Позже были обнаружены значительные клинические, биохимические и генетические вариации этого заболевания, в зависимости от того, какой домен фермента нарушен. При классической форме заболевания уже с первых месяцев жизни у ребенка развиваются инфекционные процессы, в частности пневмония, абсцессы кожи, селезенки и лимфоузлов, остеомиелит. Иногда инфекционные процессы протекают вяло, без какой-либо значимой симптоматики, но могут привести и к молниеносному сепсису. Основное морфологическое проявление - нейтрофильные абсцессы на различных стадиях развития или некрозы, либо окруженные отдельными гистиоцитами, либо с откровенным формированием гранулем. Характерны ярко пигментированные гистиоциты, которые при биопсийном исследовании могут натолкнуть морфолога на мысль об наличии заболевания.
При этом заболевании у детей чаще всего поражаются следующие органы: легкие, лимфоузлы, кожа, печень, ЖКТ и кости. Наиболее частые бактерии - Staphylococcus aureus и Aspergillus. По отношению к каталаза-негативным микроорганизмам (стрептококкам и пневмококкам), а также вирусам, у таких больных не отмечается снижения иммунитета.
Дефицит адгезии лейкоцитов - группа из нескольких довольно редких иммунодефицитных состояний. Наиболее частой является аутосомно-рецессивная форма, которая в зависимости от молекулярного дефекта подразделяется на два типа -1 и II. Характеризуется парадоксальной ассоциацией рецидивирующих инфекционных поражений кожи, десен, ушей, легких, а также сепсиса с крайне выраженным нейтрофильным лейкоцитозом. В основе лежит дефицит молекул адгезии (а именно селектинов и интегринов) на поверхности нейтрофила, что делает невозможным выход последнего из сосудистого русла в инфекционный очаг. Кроме того, дефекты в межклеточной адгезии приводят к нарушению процессов заживления ран, что только увеличивает степень агрессии инфекционных агентов. Одним из характерных проявлений этого заболевания у новорожденных является задержка отделения пуповинного остатка. При II типе заболевания также наблюдается задержка умственного развития.
Существуют единичные публикации, касающиеся патологической анатомии этой группы заболеваний. Описан случай, при котором на вскрытии обнаруживались очаги бактериальной инфекции без образования гноя. Нейтрофилы накапливались в просвете сосудов и лишь единичные проникали за пределы сосудистого русла. Однако инфекционное поражение легких характеризовалось вполне адекватной гранулоцитарной инфильтрацией.