Взаимосвязь социометрических, профессиографических показателей трудовой деятельности и параметров функционального состояния организма

Корреляционный и регрессионный анализ социометрических и профессиографических показателей трудовой деятельности изученных групп, с одной стороны, и показателей функционального состояния организма - с другой, позволили выявить ряд взаимосвязей и оценить их количественные соотношения.
Как показала гигиеническая оценка условий труда, деятельность руководителей проходит в условиях действия комплекса факторов производственной среды, имеющих, однако, малую и среднюю интенсивность. Вместе с тем эргономическая оценка их труда и физиологические исследования, проведенные в динамике дня, показали значительную нервно-эмоциональную нагрузку. Представляло интерес изучение взаимосвязей различных показателей у разных категорий руководителей и ИТР.
Указанный анализ был проведен в зависимости от уровня руководства, при этом вместо ранее использованных 3 градаций мы применили 4-5 градаций для того, чтобы попытаться дифференцировать влияние как факторов производственной среды, так и трудовой нагрузки. Приведенные ниже коэффициенты корреляции и уравнения регрессии рассчитаны на основании данных, обсужденных ранее, достоверность которых была проанализирована выше.
Прежде всего следует отметить достоверную корреляционную связь между субъективной оценкой условий труда и степенью утомления, по данным корректурной пробы (6—7), при этом уровень корреляционной связи повышался с увеличением уровня руководства от r=0,41 до r=0,92 для инженеров и директоров соответственно (рис. 1).
Корреляционные связи между различными показателями в зависимости от уровня руководства.
Рис. 1. Корреляционные связи между различными показателями в зависимости от уровня руководства.
Интересно отметить, что субъективная оценка шума на рабочих местах коррелирует со статической выносливостью к мышечным усилиям, являющейся интегральным показателем утомления: эта корреляция достоверна для мастеров, начальников участков и цехов и свидетельствует о том, что шум является немаловажным фактором их утомления.
Профессиографические показатели также хорошо коррелируют с субъективными оценками и объективными психофизиологическими показателями. В частности, такой важный профессиографический показатель, как количество обработанной информации, коррелирует с данными корректурной пробы (1—7), отражающими умственное утомление, при этом коэффициент корреляции резко возрастает с уровнем руководства, превышая для главных специалистов и директоров 0,7. Следует отметить также корреляцию количества переключений с оценкой самочувствия по анкете «САН», а также количества конфликтных ситуаций с уровнем систолического давления.
Показательна корреляция субъективной оценки утомления с уровнем как систолического, так и диастолического давлений, особенно выраженная у начальников цехов и директоров. Это обстоятельство показывает важность анкетирования как метода оценки степени утомления по интегральным субъективным показателям, особенно для лиц, труд которых характеризуется высокой нервно-эмоциональной нагрузкой. Так как уровни артериального давления отражают в известной степени риск сердечно-сосудистой патологии у этой категории работников, то в практике физиолого-гигиенических исследований целесообразно уделять должное внимание субъективной оценке условий труда и самочувствия.
Сказанное подтверждается наличием корреляционных связей между объективным интегральным показателем утомления, каким является зрительно-моторная реакция, и уровнем систолического (10—12) и диастолического (11 — 12) давлений (рис. 1). С другой стороны, этот интегральный показатель утомления коррелирует с содержанием бета-липопротеидов (8—12), тем самым также подтверждая рост нервно-эмоционального напряжения с уровнем руководства.
В целом необходимо отметить выраженную тенденцию к усилению взаимосвязи различных профессиографических, психофизиологических и других показателей с ростом напряженности труда (увеличение коэффициентов корреляции от 0,2 до 0,95).
По результатам проведенных исследований можно также сопоставить информативность использованных нами методов. В качестве примера на рис. 2 приведена корреляционная решетка для различных гигиенических, социометрических, профессиографических, психофизиологических и биохимических показателей (для начальников цехов). Из рисунка видно, что показатель самочувствия, по данным анкетного опроса (2), хорошо коррелирует с анкетой «САН» (13), а также со зрительно-моторной реакцией (8) и уровнем систолического (10) и диастолического (11) давлений.
Корреляционные связи между различными показателями (начальники цехов).
Рис. 2. Корреляционные связи между различными показателями (начальники цехов).



Профессиографический показатель — количество переключений (6) — сильно коррелирует с корректурной пробой (9), статической выносливостью к мышечным усилиям (12) и анкетой «САН» (13). Количество коллизий (4) коррелирует с интегральным показателем утомления: зрительно-моторной реакцией (8) и корректурной пробой (9).
Из физиологических показателей следует отметить корреляцию данных зрительно-моторной реакции (8) с систолическим (10) и диастолическим (11) давлениями, а также треморометрией (14) и содержанием в крови бета-липопротеидов (15).
Таким образом, этот анализ позволяет ранжировать использованные методики по информативности в следующем порядке:
  • субъективная оценка самочувствия,
  • зрительно-моторная реакция, 
  • анкета «САН», 
  • количество переключений видов деятельности, 
  • корректурная проба,
  • число коллизий,
  • систолическое давление.
Эти показатели в определенной степени отражают степень нервно-эмоциональной нагрузки как по количеству измененных показателей, так и по силе корреляционных связей. Вместе с тем в числе информативных показателей находятся как обоснованные нами профессиографические показатели, так и общепринятые физиологические, при этом их информативность сопоставима.
Регрессионный анализ позволил дать количественную оценку физиологической значимости разных факторов трудовой деятельности. В частности, по такому важному профессиографическому показателю, как количество переключений видов деятельности у начальников цехов, установлено, что его увеличение на 10 ед. вызывает повышение систолического давления в среднем на 5 мм рт. ст. (рис. 3, А).
Зависимость уровней систолического давления от некоторых показателей трудовой деятельности.
Рис. 3. Зависимость уровней систолического давления от некоторых показателей трудовой деятельности. 
В группе мастеров отмечается отрицательная корреляция между показателями двигательной активности и уровнем систолического давления (рис. 3, Б), а у начальников цехов коэффициент регрессии для этих показателей в 3 раза меньше, что свидетельствует о доминирующем значении не гипокинезии, а других факторов риска, по-видимому нервно-эмоциональной напряженности в их труде.
Наряду с этим, увеличение продолжительности рабочего дня также вызывает повышение систолического давления, при этом коэффициенты регрессии для начальников цехов и главных специалистов отличаются в 2 раза. Так, если у начальников цехов каждый сверхурочный час работы повышает АД на 1 мм рт.ст., то у главных специалистов, директоров — на 2 мм рт.ст. Отметим, что эта закономерность имеет место на фоне повышенного уровня систолического давления у руководителей (рис. 4).
Зависимость уровней систолического давления от продолжительности работы.
Рис. 4. Зависимость уровней систолического давления от продолжительности работы.
Этот анализ убедительно иллюстрирует ведущие неблагоприятные факторы в труде руководителя. Возможность кумуляции этих эффектов, участвующих в формировании сердечно-сосудистой патологии в отдаленные сроки, демонстрируется различием коэффициентов регрессии систолического давления по возрасту и стажу. Так, если у ИТР темп прироста систолического давления с возрастом составляет 0,38 мм рт.ст. на каждый год, то у начальников цехов — 0,71 мм рт. ст. на год, т.е. имеется акселерация неблагоприятных гемодинамических изменений почти в 2 раза в группе начальников цехов, главных специалистов (2-3 классы напряженности) против инженерно-технических работников (1—2 классы напряженности).
Это убедительно показывает социально-гигиеническую значимость научной организации труда руководителей для повышения эффективности труда и обеспечения их трудового долголетия.
Амиров Н.Х.
Труд и здоровье руководителей

Похожее