Обмен веществ и его динамика под воздействием радоновых вод

Видео: Баня и водные процедуры, как правильно париться

Современный уровень медицинской науки позволяет вскрыть некоторые механизмы изменения важнейших жизненных функций организма в процессе курортного лечения.

Зная эти механизмы, мы более или менее уверенно и направленно можем изменять эти функции, в первую очередь характер и интенсивность обмена веществ. Еще Ф. Энгельс определил обмен веществ как основной признак жизни.

Разрабатывая учение о трофической функции коры головного мозга, И.П. Павлов доказал, что трофическая функция коры устанавливает в каждый данный момент уровень обмена веществ внутри организма и взаимоотношение между последним и внешней средой.

С прекращением обмена веществ прекращается и жизнь, а нарушение обмена веществ приводит к повреждению организма, изменению главнейших его физиологических и защитных функций, а тем самым и к заболеванию.

Назначение и характер обмена веществ и энергии определяются:
а) водно-солевым обменом, постоянным пополнением воды и минеральных солей, теряемых организмом;
б) пластическим обменом - непрерывным восстановлением, точнее - обновлением органических веществ, входящих в состав распадающихся в процессе жизнедеятельности клеток тканей. Живые организмы обладают высокой пластичностью. Они способны к перестройке своих тканей и органов в процессе роста, деятельности, а также при восстановлении пострадавших в результате болезни или травмы тканей;
в) энергетическим обменом, обеспечивающим организм энергией для движения, секреторно-экскреторной деятельности синтеза ряда веществ, теплообразования, кровообращения и других проявлений жизни.

Процессы ассимиляции и диссимиляции, распад и синтез веществ в организме происходят одновременно и в полном взаимодействии. Выраженность этих процессов зависит от состояния организма в данный момент. Хотя клетки организма и составляющие их вещества непрерывно обновляются и заменяются вновь образовавшимися, общий состав тела и его органов в основном остается постоянным длительное время.

В то же время организм представляет собой открытую стационарную систему, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей внешней средой, питающей его, и которой он также непрерывно возвращает продукты своего метаболизма.

Управление жизненными процессами, в первую очередь процессами адаптации и компенсации, возможно
через направленное изменение обмена веществ как внутри организма, так и между организмом и окружающей его внешней средой. Все физиологические системы, все органы и ткани организма взаимно связаны, влияют друг на друга, а в нужные моменты взаимозаменяют друг друга.

Благодаря тонкой и постоянной регуляции со стороны нервной и гуморальной систем эти взаимосвязь и взаимодействие физиологических систем настраивают на определенный уровень и ритм процессы обмена. Уровень процессов обмена в здоровом организме соответствует потребностям данного момента.

Во время болезни нарушается эндокринная и нервная регуляция, а вместе с ней и взаимодействие внутри сложной системы организма. Эта дисгармония прежде всего проявляется в извращении обмена веществ и ослаблении компенсаторных механизмов организма.

Главная цель лечения на курорте - повысить адаптацию организма, восстановить его компенсаторные возможности и установить новый уровень процессов обмена, который обеспечивает устойчивость компенсации, а следовательно, и практическое выздоровление больных.

Механизм действия курортных факторов, в частности лечение радоновыми водами, мы изучаем прежде всего по влиянию их на адаптационные и компенсаторные процессы. Влияние курортных факторов на процессы адаптации и компенсации осуществляется как посредством центральных, так и нейрогуморальных механизмов.

Медиаторный обмен при лечении радоновыми водами изучался многими исследователями. При изучении роли и значения медиаторного обмена и гуморальных путей распространения получены данные, освещающие некоторые стороны механизма действия радоновых вод.

Н.А. Невский (1949) в опытах на животных, а затем при наблюдениях над людьми обнаружил, что при приеме радоновых ванн в коже образуются вазоактивные вещества (с преобладанием симпатина), которые поступают в общий кровоток.

Эти наблюдения совпадают с экспериментами А.В. Риккль (1934), А.В. Соловьева (1948) на кроликах и кошках, которым делали радоновые ванны с концентрацией от 100 до 600 единиц Махе (0,036-0,2 мккюри/л). В жидкости, добытой из кожи животных, принявших радоновую ванну, исследователи получили вазоактивное вещество типа адреналина.

В.М. Березовская (1962) провела наблюдения над медиаторами крови у больных пороками сердца при лечении их искусственными радоновыми ваннами. Ванны готовили на морской воде, концентрацию радона доводили до 100 единиц Махе (0,036 мккюри/л), продолжительность ванны была 10-15 минут.

Эти исследования выявили положительные сдвиги в биологической активности крови и значительное преобладание вагусного эффекта уже при однократной процедуре. Ту же направленность, но более резко выраженную, наблюдали в результате курсового применения радоновых ванн.

А.К. Пислегин (1962) следующими опытами доказал участие гуморальных компонентов в формировании реакции на радоновые процедуры: после орошения слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки собаки радоновой водой с концентрацией 5000 единиц Махе (1,8 мкюри/л) из слизистой делали вытяжку и вводили ее под кожу другой собаке, причем явно выявился небольшой тормозной эффект на желудочную секрецию - снижалась кислотность желудочного сока и моторная функция желудка.



Автор пришел к выводу, что в вытяжке из слизистой оболочки желудка после ее орошения радоновой водой содержатся биологически активные вещества.

Накоплено много работ, посвященных влиянию радоновых процедур и на другие виды обмена веществ.

Основной обмен - минимальное количество энергий, затрачиваемое организмом в состоянии полного покоя и натощак, - был неоднократно объектом научных наблюдений при лечении радоновыми водами. Энергетические затраты больного в новой биоклиматической и социальной среде курорта подвергаются значительным колебаниям, особенно в период адаптации.

В то же время сама болезнь обусловливает нарушение основного обмена. Так, например, недостаточное и неполноценное питание в домашних условиях снижает уровень основного обмена. Дисфункция эндокринных желез, особенно щитовидной, пострадавших в процессе болезни, также изменяет характер энергетического обмена.

Задача курортного лечения - нормализовать пострадавшие функции, восстановить такой уровень процессов обмена, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность организма в различных условиях его существования.

Какое же действие на основной обмен оказывают радоновые процедуры? С.Н. Молчанов (1953) обнаружил, что во время приема радоновой ванны с концентрацией 50 единиц Махе (0,018 мккюри/л) происходят интенсивное потребление кислорода, увеличение энергетических затрат, а следовательно, более интенсивное течение окислительных процессов.

По его же наблюдениям, нарастание энергетических затрат происходит интенсивнее при более высоких поглощенных дозах излучения, связанных с повышением температуры воды и концентрации радона в ванне.

Другое наблюдение, сделанное С.Н. Молчановым, - состоит в том, что организм довольно быстро адаптируется к такому раздражителю, как радоновая вода с концентрацией 100 единиц Махе. Уже при приеме 10-14-й ванны организм не отвечает повышением энергетических затрат.

Вот почему в клинической практике следует отказаться от монотонного назначения радоновых процедур, а следует менять их температуру, увеличивать продолжительность, а где возможно, увеличивать поглощенные дозы излучения, повышая концентрацию радона в ванне.



Сравнивая действие курса радоновых ванн при концентрации радона 50 единиц Махе (0,018 мккюри/л) с действием сероводородных ванн, С.Н. Молчанов нашел, что радоновые ванны снижают основной обмен к концу лечения, возможно, вследствие особой чувствительности щитовидной железы к ионизирующему излучению.

Этот вывод подтверждают работы, проведенные под руководством Г.М. Шерешевского (1939) на курорте Белокуриха. В этих исследованиях разработаны дифференцированные показания для лечения больных тиреотоксикозом, а также лечебные комплексы, в которые входят аппликации с дочерними продуктами радона на область щитовидной железы, радоновые ванны и другие процедуры.

Углеводный обмен

Гликемическая реакция может служить индикатором в изучении влияния радоновых вод при внутреннем их применении. Характер гликемической реакции и ее интенсивность позволяют судить о физиологическом и терапевтическом влиянии радоновых вод на организм.

На большом экспериментальном материале С.Н. Молчанов и И.А. Ульм (1962) изучали влияние радоновой воды на углеводный обмен. Испытания проходили как на здоровых кроликах, так и на патологических моделях токсического гепатита, вызванного у этих животных. В Остром и хронических опытах изучали влияние воды со средней концентрацией радона - 600800 единиц Махе (0,22-0,29 мккюри/л) и с очень высокой концентрацией - 100 000 единиц Махе (36 мккюри/л).

Воду с концентрацией радона до 800 единиц Махе применяли в хронических опытах на кроликах, которым в течение 20 дней ежедневно вводили 25 мл радоновой воды (средняя на организм поглощенная доза 0,003 бэра). В этих опытах было доказано, что систематическое применение радоновой воды такой концентрации активно действует как на процессы расщепления гликогена в печени, так и на процессы его синтеза.

При экспериментальном токсическом гепатите курсовое применение радоновой воды такой концентрации восстанавливает ассимиляционную функцию печени в отношении углеводов, хотя гликогенообразовательная функция ее полностью и не восстанавливается.

Ф.Л. Лейтес (1962) в эксперименте установила, что углеводный обмен, нарушенный у крыс с экспериментальным гипертиреозом в результате альфа-терапий (вода с содержанием 0,02 мккюри радона, введенная в желудок, что составляет 0,1 мккюри на вес животного), показывает тенденцию к нормализации: снижается патологически повышенное содержание гликогена в печени и миокарде, наступает обеднение соединительной ткани мукополисахаридами.

Тканевый обмен и его динамика при лечебном применении радоновых вод являются более интимными показателями их действия. Интересны работы И.А. Ульм (1962) о влиянии радоновых ванн на углеводно-фосфорные соединения в тканях печени здоровых и отравленных четыреххлористым углеродом животных.

Она указывает, что богатые энергией фосфорные соединения тесно связаны с окислительными процессами гликолиза и главным образом с процессами тканевого дыхания. В результате наблюдений И.А. Ульм выявила, что при токсическом гепатите у кроликов радоновая вода с концентрацией 600800 единиц Махе (по 75 мл в день в течение 30 дней- при этом за курс исследования вводили около 0,6 мккюри радона, или на 1 кг веса животного т.е. 0,16 мккюри) активно влияет на процессы углеводно-фосфорного обмена, который резко нарушен при этом поражении.

Спустя 30 дней содержание гликогена в печени несколько увеличилось, хотя не достигло уровня, который был до отравления животных. Молочная кислота снизилась к концу курса до уровня ее у здоровых животных. Это позволяет считать, что, радоновые воды стимулируют ресинтез гликогена из молочной кислоты.

Количество аденозинтрифосфорной кислоты оказалось выше, чем у здоровых животных, тогда как содержание неорганического фосфора нормализовалось. Эти факты И.А. Ульм интерпретирует как доказательство стимулирующего действия радоновой воды на процессы фосфорного обмена.

Важная роль в жизнедеятельности организма принадлежит нуклеиновым кислотам, которые обладают высокой - радиочувствительностью. Вот почему изучение динамики обмена нуклеиновых кислот в процессе воздействия радоновых вод дало интересные результаты.

Т.Б. Рахманова (1968, 1969) проводила исследования на белых крысах, купая их в радоновой воде или вводя по 5 мл радоновой воды разной концентрации в течение месяца. Внутреннее применение радоновой воды, когда средняя доза облучения на весь организм достигала 16,2 бэра, приводило к нарушению метаболизма нуклеиновых кислот.

Эти данные можно интерпретировать как повреждающее действие высоких доз. Однако автор утверждает, что через две недели после опытов наступила полная нормализация нуклеинового обмена в селезенке и восстановление ее веса. При более низких активностях радоновой воды заметных сдвигов в обмене нуклеиновых кислот авторы установить не могли.

Любопытно, что при эквивалентной (в среднем на организм) поглощаемой дозе излучения 17,2 бэра радоновые ванны не дали такого эффекта, как питьевое введение радона. Объясняется это тем, что поглощенные дозы излучения, получаемые разными органами и тканями, значительно отличаются в зависимости от метода применения радоновой воды.

Влияние излучения на функцию гипофизарно-адреналовой системы

Влияние излучения на функцию гипофизарно-адреналовой системы и динамику обмена веществ в эксперименте изучала Ф.Л. Лейтес (1961) в Центральном институте курортологии и физиотерапии. Подопытные животные (белые крысы) получали радоновые ванны с концентрацией радона 33 000 и 8000 единиц Махе.

При этом интегрально поглощенная доза за курс лечения составляла соответственно 300 и 75 г-рад, а следовательно, поглощенная доза излучения была в среднем равна (300*10)/200 , т. е. 15 бэр, и (75*10)/200, т. е. 3,8 бэра за курс.

В результате Ф.Л. Лейтес наблюдала выраженную стимуляцию глюкокортикоидной секреции коры, надпочечников, которая проявлялась гистохимическими изменениями суданофильных липоидов и гранул аскорбиновой кислоты в клетках надпочечников. При меньших дозах (ванны с концентрацией радона 350 единиц Махе, когда за курс поглощенная доза излучения составляла 0,15 бэра) отчетливых сдвигов, описанных выше, автору наблюдать не удалось.

В другой работе в двух сериях опытов Ф.Л. Лейтес (1962) изучала влияние радоновой воды на гистохимию липоидного обмена у крыс при экспериментальном гипотиреозе, полученном у них. Ежедневно в течение месяца в желудок животному вводили воду, содержавшую 0,02 или 0,002 мккюри радона. Поглощенная в среднем доза излучения соответственно составила за курс 0,5 и 0,05 бэра.

Эти исследования показали благоприятное влияние альфа-терапии на нарушенный липоидный обмен. Доказательством этого являются уменьшение липоид-ных отложений в эпителии и ретикулоэндотелии внутренних органов, более прочная белково-липоидная связь в тканевых липопротеидах и снижение количества холестерина в крови. Эти сдвиги Ф.Л. Лейтес объясняет повышением активности тканевых липолитических ферментных систем в результате облучения.

Н.В. Донских и Е.Ф. Чернявский (1966) в эксперименте на белых крысах изучали влияние радона на функциональное состояние надпочечников, причем установили, что содержание в них аскорбиновой кислоты уменьшается.

Большой интерес представляют клинические наблюдения, полученные Е.Ф, Чернявским. (1966) у больных ревматическими пороками сердца. В результате лечения радоновыми водами были выявлены изменения минерало- и глюкокортикоидной функции надпочечников, которые, по мнению автора, свидетельствуют о нарастании противовоспалительного эффекта. В то же время общий эффект лечения характеризует нормализацию функции надпочечников.

Интересны работы, проведенные в Свердловском институте курортологии и физиотерапии М.П. Горюновой и С.И. Серовым (1960), которые в процессе двухлетних наблюдений показали, что повторные курсы радоновых ванн оказывают выраженное тормозящее влияние на развитие экспериментального атеросклероза.

Они предложили свою экспериментальную модель атеросклероза, которая более адекватна и близка к клиническим Формам заболевания у людей (С.И. Серов, 1960). Подопытные собаки с развивающимся атеросклерозом в течение 2 лет получали 4-5 курсов радоновых ванн. Каждый курс состоял из 15-20 ванн продолжительностью 20 минут.

Концентрацию радона все время повышали с 200 единиц Махе при первом курсе до 2000 единиц Махе при последнем. В результате у всех подопытных собак оказалось значительно меньшее число пораженных артерий, инфильтрация липоидами ограничивалась преимущественно интимой или внутренними слоями мышечной оболочки, массовые скопления липоидов и распад их в стенках артерий были единичными, носили очаговый характер и сопровождались процессами рассасывания.

У контрольных животных, не получавших радоновых ванн, явления атеросклероза крупных и даже мелких артерий были резко выражены и носили диффузный характер. Очень важно, что у контрольных животных был ярко выражен стенозирующий атеросклероз коронарных артерий и сосудов мозга, чего не было у собак, получавших радоновые ванны.

Стремление вскрыть более интимные стороны действия радоновых вод на наиболее общие патологические механизмы разных заболеваний побудило Г.Д. Залесского и В.П. Казначеева (1962) проследить за динамикой ферментативнотрофических процессов в тканях. Одновременно они вели наблюдения за нарушениями функции капилляросоединительнотканных структур.

В результате своих исследований авторы установили, что наймы из природной радоновой воды с концентрацией радона около 40 единиц Махе, воздействуя на нейро-эпдокринные звенья и непосредственно на ткани и клетки, обладают способностью существенно изменять течение ферментативно-трофических процессов в тканях, состояние гормональных функций и некоторые стороны белкового, липоидного и мукополисахаридного обмена.

В нормализации ферментативных систем Г.Д. Залесский и В.П. Казначеев важное значение придавали гепарину и тучным клеткам соединительной ткани.

Е.А. Смирнов-Каменский, С.М. Петелин
Похожее