Лечение при эндометрите после кесарева сечения
Видео: Может ли корова родить после КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ?
Комплекс лечения женщин с эндометритом включает общую и местную терапию. Главным компонентом общего лечения остается системное применение антибактериальных препаратов. Принципы их применения включают:
- учет чувствительности возбудителей инфекционного процесса;
- создание в очаге инфекции необходимой концентрации препарата, эффективно подавляющей рост и размножение микроорганизмов;
- минимальная токсичность для пациентки;
- учет влияния на ребенка при грудном вскармливании.
Видео: Ультразвуковая санация полости матки при лечении эндометрита
Сложность адекватного выбора антибиотика для лечения эндометрита в первую очередь обусловлена тем, что в большинстве наблюдений в момент постановки диагноза и начала терапии отсутствуют бактериологические данные о возбудителе и его чувствительности к антибактериальным средствам. Поэтому, в типичных ситуациях, выбор антибиотика для начальной терапии осуществляется на основе данных о наиболее часто высеиваемых возбудителях эндометрита в данной популяции на протяжении последнего времени.
В настоящее время имеется достаточно большой набор антибиотиков, обладающих широким спектром активности по отношению к часто встречающимся возбудителям эндометрита. Учитывая спектр высеиваемых из полости матки микроорганизмов, при неосложненном эндометрите используются цефалоспориновые антибиотики 1—2 генерации: цефазолин (кефзол, цефамезин), цефокситин, цефуроксим, назначение которых дополняется введением метронидазола, реже — клиндамицина, для обеспечения антианаэробной активности.
При использовании с целью антибиотикопрофилактики цефалоспоринов лечение начинается с комплекса препаратов: ампициллин-метронидазол или гентамицин-метронидазол.
При тяжелом эндометрите, наличии эхографических или гистероскопических признаков вовлечения в воспалительный процесс шва на матке, предпочтение отдается цефалоспоринам 2 и 3 генераций, обладающим широким спектром антибактериальной активности, который включает стафилококков, стрептококков, кишечную палочку, протей, синегнойную палочку, а также бактероидов и анаэробных кокков. Наиболее часто назначаются цефуроксим, цефокситин, цефаперазон (дардум), цефотаксим (клафоран), цефтазидим (фортум).
Лечение антибиотиками начинается после забора материала из полости матки и венозной крови пациентки для культурологического исследования. Начальная противомикробная терапия включает внутривенный путь введения, в дальнейшем — в зависимости от тяжести воспалительного процесса антибиотик вводится внутримышечно или внутривенно в средних терапевтических или максимально допустимых дозировках.
С целью профилактики и лечения микотической инфекции, высокий риск которой имеют родильницы с исходным грибковым инфицированием, одновременно применяются антибиотики направленного противогрибкового действия (нистатин, дифлюкан).
Следует учитывать, что фармакологическое действие препарата проявляется при достижении в тканях определенной концентрации. Вместе с тем, нарушения микроциркуляции, перифокальная воспалительная инфильтрация тканей, наличие продуктивных процессов с формированием фибринозного барьера в очаге инфекции затрудняют проникновение антибиотика к возбудителю. Например, при наличии терапевтической концентрации аминогликозидов в периферической крови, их концентрация в очаге воспаления может быть ниже терапевтического уровня в два-три раза.
Другой возможной причиной отсутствия эффекта проводимой терапии может быть наличие гнойного очага (абсцесса). В связи с этим при сохранении лихорадки следует повторить обследование, включая эхографию и другие дополнительные методы, для исключения этой причины или обнаружения другого очага инфекции.
Отсутствие положительного клинического эффекта от лечения в пределах 48—72 часов, при исключении других возможных причин неэффективности антибактериальной терапии (наличие закрытых гнойных полостей, тромбофлебита вен таза и пр.), расценивается как проявление резистентности возбудителей к выбранному антимикробному курсу. Поэтому антибактериальное лечение корректируется в соответствии с результатами бактериологических исследований. Наиболее часто смена антибиотика требуется в тех наблюдениях, где имеются лабораторно-инструментальные или клинические признаки вовлечения в воспалительный процесс шва на матке. Для замены антибактериального препарата используются цефалоспорины 3 генерации, комбинация клиндамицин-гентамицин, полусинтетические пенициллины с ингибиторами бактериальных лактамаз (уназин), карбапенем (имипинем-циластин), а также препараты фторхинолонового ряда (ципрофлоксацин).
Продолжительность курса антибактериальной терапии определяется индивидуально. При достижении нормального уровня температуры тела и редукции значительной части других клинических и лабораторных проявлений эндометрита, антибактериальная терапия продолжается в течение 24—48 часов, после чего системное введение противомикробных препаратов прекращается. Продолжение введения антибиотиков более 36—48 часов после нормализации клиники необоснованно, так как ведет к неоправданным затратам на лечение, увеличивает токсичность лечебного курса, способствует культивации резистентных микроорганизмов.
Определение динамики изменений микрофлоры полости матки и ее чувствительности к антибиотикам показывает, что к пятому дню антибактериальной терапии развивается резистентность у многих видов микроорганизмов. Особенно часто наблюдается возрастание частоты антибиотикорезистентных штаммов среди таких типичных аэробных представителей микрофлоры больных с эндометритом, как кишечная палочка и энтерококк. В типичных наблюдениях продолжительность курса антибактериальной терапии не превышает 4—5 дней.
Другим важным аспектом, влияющим на продолжительность и, следовательно, дозы антимикробных препаратов при эндометрите, является проникновение антибиотиков в грудное молоко с развитием у новорожденного токсических, аллергических реакций, нарушений биоценоза кишечника и дисбактериоза. При среднетерапевтических дозах полусинтетических пенициллинов (ампициллин, оксациллин) и цефалоспоринов (цефуроксим, цефотаксим) в молоко попадают незначительные дозы антибиотиков. В моче и крови новорожденных, матери которых получают эти препараты, антибиотики не определяются и только незначительное количество находится в их кале.
Концентрация линкомицина и клиндамицина в грудном молоке женщин, получающих эти препараты, незначительна и, как считают, не оказывает действия на ребенка. В отличие от этого, при среднетерапевтических дозах аминогликозидов (канамицин), препарат в больших концентрациях определяется в грудном молоке родильниц, крови, моче и кале ребенка. Поэтому у пациенток, получающих аминогликозиды, показано временное прекращение грудного вскармливания с переходом на питание адаптированными молочными смесями. Также не рекомендуется грудное вскармливание у пациенток, получающих метронидазол.
При приеме матерью 500 мг тетрациклина внутрь каждые 6 часов в течение трех дней препарат не определяется в плазме крови ребенка и в процессе лечения не вызывает клинически значимых побочных эффектов. Однако, в связи с невозможностью исключения отдаленного влияния (риск задержки роста костей ребенка), препараты этой группы не назначают кормящим матерям или исключают грудное вскармливание. В связи с разрушительным действием на развитие костного мозга противопоказан при грудном вскармливании левомицетин.
Для препаратов сульфаниламидного ряда длительного действия существует возможность их кумуляции в организме ребенка и увеличение риска развития гипербилирубинемии и гемолитической анемии, хотя для его реализации необходимо наличие у ребенка дефицита глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы.
В целях профилактики дисбактериоза всем новорожденным, матери которых получают антибиотикотерапию, независимо от варианта вскармливания, целесообразно назначение эубиотиков (бифидумбактерин, лактобактерин и др.).
Таким образом, антибактериальная терапия является важным компонентом общего лечения эндометрита после кесарева сечения. Выбор препарата определяется комплексом факторов, среди которых ведущее значение принадлежит чувствительности флоры.
Важную роль в достижении положительного эффекта играют такие компоненты общего лечения, как детоксикационная терапия, восстановление нормального водно-электролитного и белкового баланса, иммунокоррекция, нормализация микроциркуляции и обменных процессов. Учитывая важную патогенетическую роль анемического состояния в развитии и поддержании гнойно-септических осложнений у родильниц, большое значение в комплексе лечения придается коррекции железодефицитной анемии (препараты железа, по показаниям — гемотрансфузия).
С первых дней лечения и вплоть до исчезновения инфекционно-токсических проявлений у больных с гнойно-воспалительными осложнениями после кесарева сечения показано проведение инфузионной терапии. Осуществляются инфузии дезинтоксикационных препаратов (гемодез), низкомолекулярных плазмозаменителей (реополиглюкин, желатиноль), водно-электролитных растворов (физиологический раствор, лактасол, 5—10% растворы глюкозы) в тяжелых случаях — с добавлением препаратов калия (панангин, 3% раствор КСl).
Для пациенток с гнойно-септическими послеродовыми осложнениями характерными являются выраженные процессы катаболизма белка. В связи с этим большое значение в восстановлении обменных процессов, обеспечении транспортной и защитной функции крови, ликвидации микрососудистых нарушений у больных с тяжелыми формами инфекционных осложнений имеет восстановление белковых потерь. С этой целью показаны инфузии 5—10% раствора альбумина, свежезамороженной плазмы.
Учитывая развитие при гнойно-септических осложнениях реологических и коагуляционных нарушений, которые имеют тромбофилический характер и нередко выражаются в развитии хронической формы синдрома ДВС, большое значение при лечении пациенток с эндометритом имеет целенаправленное систематическое применение антиагрегантов (курантил, трентал, мини-дозы аспирина), а в тяжелых случаях также гепаринотерапии. При проведении антиагрегантной терапии аспирином следует учитывать, что он попадает к новорожденному с материнским молоком.
Для коррекции вторичного иммунодефицита у пациенток с тяжелыми формами эндометрита применяют лизоцим, стимулятор клеточного иммунитета диуцифон, левамизол (декарис), тималин, а также средства пассивной иммунотерапии: гипериммунная стафилококковая плазма, стафилококковый анатоксин, полиглобулин из плазмы доноров, иммунизированных стафилококковым анатоксином, стафилококковый гамма-глобулин и другие.
Наличие инфекционного процесса и применение антибиотиков обычно приводят к снижению содержания витаминов, что является основанием для дополнительного их назначения родильницам (аскорбиновая кислота, витамины группы В).
В связи со снижением сократительной способности матки у больных эндометритом является патогенетически оправданным использование в комплексном лечении сокращающих препаратов. Применение окситоцина, питуитрина, хинина в комплексе со спазмолитиками способствует улучшению оттока лохий и уменьшает резорбцию продуктов воспалительного распада из матки.
Важную роль в обеспечении эффективности лечения больных с тяжелыми формами инфекционных осложнений, которые имеют тенденцию к генерализации с развитием септического состояния (полная несостоятельность шва на матке, перитонит), играет проведение дискретного плазмафереза. При этом наиболее эффективно проведение плазмафереза в течение первых 12 часов с момента появления первых симптомов генерализации патологического процесса.
В связи с определяющим значением патологических изменений в очаге поражения для исхода заболевания при гнойно-септических осложнениях кесарева сечения, наряду с антибактериальной, дезинтоксикационной и другими общими терапевтическими воздействиями, основным компонентом лечения должно являться активное, в том числе хирургическое, воздействие на очаг поражения в матке. При этом выбор метода лечебного воздействия необходимо осуществлять на основе результатов лабораторно-инструментального исследования.
Первоочередной задачей, которую следует разрешить при выборе тактики ведения больных с подозрением на воспалительный процесс в матке после операции кесарева сечения, является определение состоятельности шва.
При выявлении полостных гнойных образований или ниши, составляющей 3/4 толщины шва при истончении дистального отдела раны, диагноз полной несостоятельности шва на матке является очевидным, что, несмотря на отсутствие признаков перитонита, требует срочного оперативного вмешательства в объеме экстирпации матки с трубами и дренирования брюшной полости.
При обнаружении таких признаков воспалительного поражения шва, как зоны повышенной эхогенности, слияние отражений от шовного материала в сплошные линии, симптом ниши до 1/2 толщины шва, необходимо проведение лечения с обязательным активным воздействием на рану шва в нижнем сегменте. С этой целью у женщин с эндометритом на фоне задержки в полости матки патологического субстрата (остатки децидуальной оболочки, организованные сгустки крови, обрывки шовного материала) лечение начинается с гистероскопического осмотра, удаления некротизированных остатков децидуальной оболочки.
Выбор метода хирургической обработки очага инфекции также определяется результатами инструментального обследования больных. Обнаружение при гистероскопии в расширенной полости матки синюшно-багровых, тяжистых или бахромчатых участков тканей на фоне воспалительно-измененной, цианотичной слизистой с инъецированными, кровоточащими сосудами характерно для эндометрита на фоне децидуального некроза. Оптимальным методом лечения данной формы заболевания является вакуум-аспирация с последующим промыванием полости матки.
Обнаружение при гистероскопии образований фиолетового или синеватого оттенка, губчатой структуры, выделяющихся на фоне слизистой, обычно с большим количеством фибриновых наложений, указывает на задержку плацентарной ткани. В таком случае проводится бережное выскабливание кюреткой.
Осуществление хирургической обработки полости матки способствует резкому снижению ее бактериальной обсемененности (на 3—4 порядка) и быстрому клиническому улучшению. Нередко уже на следующий день после выскабливания матки нормализуется температура- исчезают другие признаки интоксикации- заметно ускоряется инволюция матки- наблюдается уменьшение, а затем и нормализация характера лохий. Выраженный эффект хирургического опорожнения матки обусловлен удалением субстрата воспаления, который вследствие глубоких деструктивных изменений и перифокальной воспалительной реакции оказывается недоступен системному действию антимикробных препаратов.
Гистероскопическое лечение при вовлечении в воспалительный процесс тканей в области шва на матке включает осторожное Прицельное удаление некротизированных обрывков тканей и промывание полости матки раствором антисептика. При обнаружении прорезавшихся нитей шовного материала осуществляется их осторожное удаление с помощью биопсийных щипцов через операционный канал гистероскопа. Внутриматочные манипуляции осуществляются под прикрытием инфузионной и антибактериальной терапии.
На следующий день осуществляется лаваж полости матки охлажденным раствором антисептика с последующим введением лечебной мази, что пролонгирует антисептический и осмотический эффект. При наличии инфильтративных изменений данной области лечение дополняется введением тампонов с димексидом в передний свод влагалища. Опорожнение полости матки у больных данной группы в 83% сопровождается значительной редукцией общих воспалительно-токсических проявлений уже на следующий день. При,контрольном исследовании в 72% наблюдений отмечается уменьшение объема тела в среднем на 24% и уменьшение размеров полости матки в 1,6 раза.
У женщин с эндометритом при условно «чистой» полости матки лечение сразу начинается с промывания полости матки охлажденными (8—10 градусов) растворами антисептиков (фурацилин, 0,9% раствор NaCl с 10—20 мл 1% диоксидина, объем лаважа 1200 мл) и введения мазей на гидрофильной основе (диоксиколь). В зависимости от тяжести эндометрита курс лечения обычно включает от 1 до 2— 5 процедур.
Необходимость в гистероскопии в данной группе пациенток возникает только при отсутствии удовлетворительного эффекта от лечения в течение 48—72 часов. Курс местного лечения составляет не менее 5 дней. В 73% наблюдений у женщин данной группы существенное клиническое улучшение отмечается в течение первых 2—3 дней терапии.
Общая продолжительность заболевания по клиническим данным при неосложненном эндометрите в зависимости от формы составляет 8,02 и 10,16 дня, а при наличии признаков поражения шва приближается к 12 суткам (11,50).
Таким образом, современные принципы ведения пациенток с послеродовым эндометритом строятся на широком использовании дополнительных инструментальных методов исследования и выборе оптимального сочетания общих и местных лечебных воздействий.
Диагностика и лечение гнойно-септических осложнений являются важными компонентами общей системы мероприятий, направленных на снижение материнской заболеваемости и смертности в послеродовом периоде. Однако в решении данной проблемы наиболее важными с медицинской и социальной точки зрения являются профилактические мероприятия.
Избранные лекции по акушерству и гинекологии
Под ред. А.Н. Стрижакова, А.И. Давыдова, Л.Д. Белоцерковцевой