Болезнь лайма — мультидисциплинарная проблема. Офтальмоборрелиоз
Видео: Принципы микрохирургии роговицы. Principles of Corneal Microsurgery
Новой проблемой является офтальмоборрелиоз, к проявлениям которого относят неспецифический фолликулярный конъюнктивит, кератит, поражение стекловидного тела, передний увеит, а также неврит зрительного нерва, нейроретинит и нейротрофический кератит на фоне паралича лицевого нерва. К неспецифическим, но нередким для БЛ относят такие проявления, как лимфаденопатия и лимфаденит, гепатит и спленит. Более редко встречаются признаки поражения респираторной системы (гиперемия зева, кашель), почек (гематурия, протеинурия), половых органов (орхит).Заболевание встречается во всех возрастных группах и у лиц обоего пола. В США лайм-артрит чаще встречается у детей, тогда как у взрослых преобладает субклиническая инфекция. Боррелиоз Лайма у детей составляет 10—15 % от общей заболеваемости. Вообще же БЛ чаще встречается у лиц зрелого и пожилого возраста и характеризуется хронизацией, развитием постинфекционных и параинфекционных проявлений, что ухудшает прогноз и значительно снижает качество жизни.
Необходимо остановиться и на такой особенности лайм-боррелиоза, как способность к трансплацентарной передаче возбудителя, что может приводить к внутриутробной инфекции (как и при других спирохетозах), возникновению пороков развития и даже гибели плода.
Боррелиоз Лайма относится к зоонозам, при которых инфекционный агент циркулирует между клещами и большим кругом позвоночных животных, являющихся резервуаром боррелий в природе. Главными переносчиками инфекции являются иксодовые клещи. Значение болезни постоянно возрастает в связи с выявлением ранее неизвестных очагов, заносом птицами зараженных клещей на новые территории, расширением распространения и ростом численности переносчика в результате экологических изменений, а также процессами массивной миграции людей.
Антропогенные воздействия (озеленение, очистка лесов, увеличение пригородного строительства и т.д.) привели к мозаичному распространению лесов, что создало благоприятные условия для клещей и их прокормителей. Зараженные клещи по парковым коридорам проникают из пригородных лесов в городские парки, создавая угрозу городскому населению. Значительная часть заражения людей в России происходит в пригородной зоне и на садово-огородных участках.
Потенциальный риск заболеть БЛ для проживающих в эндемичном районе определяется комплексом факторов. Большое значение для оценки степени риска заражения имеют такие аспекты, как идентификация резервуара (хозяев) спирохет, характеристика переносчиков — инфицированных клещей, плотность инфицирования векторных клещей, векторные способности клещевых штаммов боррелий и географическое распределение генотипов боррелий.
Значение этих факторов можно продемонстрировать на примере изучения резервуара спирохет и взаимоотношения клещей с их прокормителями. В разных географических зонах существует множество видов иксодовых клещей, которые избирательно питаются на разных видах прокормителей. Например, морские птицы являются прокормителями клещей Ixodes urea, инфицированных боррелиями, и, мигрируя между Северным и Южным полушариями, могут через клещей обмениваться спирохетами и разносить их в различные географические зоны.
Предполагается существование «немых» природных очагов боррелиоза, где боррелия циркулирует, но болезнь у человека возникает нечасто, поскольку переносчики в очаге редко нападают на человека. Несмотря на то что в таких «немых» очагах боррелий не представляют существенной угрозы для здоровья людей, их циркуляция демонстрирует комплексность экологии этого микроорганизма и разнообразие экологических ниш, оккупируемых этими спирохетами.
Иксодовые клещи являются переносчиками возбудителей многих заболеваний, включая вирус клещевого энцефалита и более 100 арбовирусов. Клещи могут быть инфицированы паразитами Babesia microti, возбудителем эрлихиоза (риккетсиями), пятнистой лихорадки Скалистых гор и рядом других микроорганизмов, которые могут передаваться как изолированно, так и совместно с боррелиями. Присасывание клеща оказалось общим фактором риска для бактериальных, вирусных и протозойных инфекций, что ставит вопрос о необходимости изучения микст-инфекций.
Биология возбудителей иксодовых клещевых боррелиозов находится в процессе активных исследований. Изучение структуры боррелий и ее генома привело к выявлению большого полиморфизма в строении поверхностных белков в циркулирующих штаммах. Было показано, что конкретные различия в поверхностных белках обусловливают такие особенности биологических свойств, как скорость роста, вирулентность, восприимчивость к бактерицидному действию нормальной сыворотки, стимуляция моноцитов и лимфоцитов к выработке биологически активных субстанций, выраженность иммуногенных свойств и многие другие, что в итоге приводит к разному проявлению патологических реакций. Это позволило приблизиться к расшифровке молекулярного базиса таких общих свойств микробов, как инвазивность, органотропизм и персистенция.
В составе B.burgdorferi было выявлено более 100 различных белков. Белки, наиболее постоянно вступающие в реакцию с сыворотками больных БЛ, имеют значительно различающуюся молекулярную массу, но только некоторые из них охарактеризованы в отношении функции, иммунодиагностической значимости и иммунопротективных свойств.
Так, были обнаружены общие антигенные детерминанты у флагеллярного белка боррелий и миелиновых волокон периферических нервов, нервных клеток и аксонов ЦНС, миоцитов сердечной мышцы и некоторых клеток эпителия, включая синовию, т.е. именно тех тканей, которые наиболее часто поражаются при БЛ. Моноклональные антитела к одному из жгутиковых эпитопов (Н9724) перекрестно реагируют с аксонами нервных клеток человека. Антиаксональная направленность антифлагеллярных антител создает условия для реализации феномена молекулярной мимикрии, играющего роль в патогенезе неврологических проявлений болезни.
Предполагается, что антитела, продуцируемые к белкам теплового шока боррелий, перекрестно реагируют с человеческими аналогами, что может вести к аутоиммунному воспалению, в частности, в суставе. Большой интерес вызвало открытие различных патогенетических потенциалов и органотропизма различных серотипов боррелий.
Высказывается гипотеза о том, что доминантное распознавание Т-клетками артритогенного эпитопа OspA может быть одним из механизмов, вовлеченных в патогенез артрита. Авторы этой гипотезы показали, что Т-лимфоциты больных с резистентным хроническим лайм-артритом реагировали преимущественно с OspA. Более того, обнаружен общий для всех пациентов распознаваемый эпитоп — область между аминокислотами от 84 до 113, который, как полагают, является артритогенным эпитопом.
Можно предполагать общность эпитопа OspA с еще не расшифрованным аутоантигеном, содержащимся в синовии. Обнаружение определенного оганотропизма у разных штаммов возбудителя направило ученых на поиски молекулярного базиса этого феномена в надежде на то, что это может привести к пониманию механизмов патогенеза патологических процессов, инициируемых микробами.
Большое значение имело воспроизведение разнообразных моделей боррелиоза у животных — от бессимптомной инфекции с интенсивным иммунным ответом до различных изолированных органных (артрит, кардит) и системных форм.
Определение антител к белкам боррелий широко применяется в серодиагностике БЛ. Иммунный ответ к некоторым белкам является протективным, поэтому среди них идет активный поиск кандидатов для вакцины. Уже созданы рекомбинантные протеины, ставшие первым вариантом вакцины против БЛ. Некоторые вакцины уже используются в ветеринарии, а также прошли первые испытания на добровольцах.
Л.П. Ананьева