Комплексный подход к диагностике и лечению болезни шойерманна-мау у детей и подростков
Остеоходропатия апофизов тел позвонков занимает одно из ведущих мест в структуре вертебральной патологии юношеского возраста. Частота проявлений болезни Шойерманна-Мау составляет от 6,4 до 8,2% (Корж Н.А., Продан А.И., 2002) и характеризуется тенденцией к постоянному росту и омоложению. По нашим данным около 30% пациентов детских ортопедических отделений страдают данной патологией. Зачастую поздняя диагностика приводит к формированию стойкого кифоза и раннему развитию остеохондроза. В связи с этим нами была поставлена цель по выявлению болезни Шойерманна-Мау на начальном этапе развития и оптимизации схемы лечения в разных возрастных группах.
Задачи включали в себя подбор адекватной схемы обследования с мониторингом в процессе лечения и роста ребенка, расширение набора лечебных мероприятий и определение периодичности их проведения в зависимости от возраста и степени проявления симптомов.
Методы исследования состояли из клинического осмотра пациента с тщательным сбором перинатального и семейного анамнеза, неврологического обследования, рентгенографии грудного и поясничного отделов позвоночника в 2-х проекциях, функциональной спондилограммы шейного отдела и в положении "через рот". Дополняли обследование триплексным сканированием позвоночных артерий и реоэнцефалографией с функциональными пробами в режиме мониторинга, электромиографией с шеи, плечевого пояса, верхних конечностей. При необходимости проводилась компьютерная томография.
В отделении детской ортопедии клиник СамГМУ за последние 3 года по данной схеме обследовано 96 пациентов в возрасте от 9 до 16 лет. У них при первичном осмотре выявлялись клинические признаки остеохондропатии позвоночника (гиперкифоз в грудном отделе с разной степенью фиксации, болезненность при пальпации и перкуссии в шейном и грудном отделах, асимметричный мышечный спазм области надплечий, шеи, спины). В результате у 60 больных (62%) на рентгенограммах обнаружены фрагментация апофизов тел позвонков, разрыхленность замыкательных пластинок, явления нестабильности в краниовертебральной зоне и (или) на протяжении других сегментов шейного отдела, остеопороза.
Необходимо отметить, что у 43 пациентов (45%) рентгенологическими находками стали различные проявления дисплазии позвонков в шейном отделе (манифестация атланта, аномалии развития зубовидного отростка, аномалия Кимерли, врожденная недостаточность связочного аппарата и др.). У 98% пациентов были выявлены признаки экстравазальной компрессии позвоночной артерии в первом сегменте. Причинами компрессии явились гипертрофированные лестничные мышцы у 89%, добавочные шейные ребра или удлиненные поперечные отростки седьмого шейного позвонка у 6% пациентов. Признаки экстравазальной компрессии позвоночной артерии в 3 сегменте были выявлены у 4% пациентов, вызванные сдавлением нижней косой мышцей или аномалией Кимерле. У 1% пациентов была выявлена экстравазальная компрессия в 4 сегменте. У 67% пациентов отмечалось резкое падение объемного кровотока по позвоночным артериям при повороте головы в противоположную сторону, что свидетельствует о значимости компрессии. На электромиографии нарушения биоэлектрической активности мышц отмечены у 36 больных (37%). Проявления остеохондропатии апофизов тел позвонков выявлены во всех отделах. Кроме того, в 96% случаев кифотическую деформацию в грудном отделе позвоночника сопровождало незначительное непрогрессирующее фронтальное искривление в поясничном отделе, чаще на фоне дисплазии. Плоско-вальгусная деформация стоп и гемиасимметрия грудной клетки имели место более чем в половине наблюдений.
Все больные помимо общепринятого при данном заболевании лечения получали физиопроцедуры, направленные на улучшение кровообращения, снятие спазма и болевого синдрома на шейном уровне (электрофорез с эуфиллином и никотиновой кислотой, магнитотерапию, вазодилятаторы, препараты, улучшающие микроциркуляцию и устраняющие мышечный спазм). Обязательным являлось ношение шины Шанца. Кроме того, проводилась гипербарическая оксигенотерапия курсами по 5-10 процедур. В 96% случаев после курса лечения отмечался положительный эффект разной степени выраженности и длительности. Комплексное лечение повторялось каждые 3-6 месяцев в зависимости от стойкости эффекта. Выявлена прямая зависимость исхода заболевания от сроков начала и регулярности лечения: чем моложе был возраст пациента, тем более стойким - улучшение. Снизилось число фиксированных кифозов. Менее упорным становился болевой синдром.
Выводы:
- При развитии остеохондропатии апофизов тел позвонков в процесс вовлекаются все отделы позвоночника и имеется своеобразие в зависимости от локализации.
- Развитие остеохондропатии на шейном уровне происходит на фоне первично недостаточного кровообращения и дисплазии позвонков, быстро вызывая вторичные сосудистые и нейродистрофические изменения.
- Раннее регулярное комплексное лечение улучшает прогноз заболевания и общее состояние пациентов.
Ковалев Е.В., Пирогова Н.В., Рыжов П.В., Терешина О.В.
ГОУВПО "Самарский государственный медицинский университет"