Рентгенологические исследования остеохондроза шейного отдела позвоночника
С целью изучения эффективности различных методов визуализации в диагностике остеохондроза шейного отдела позвоночника нами проведен анализ результатов исследования у 500 больных в возрасте от 20 до 78 лет, средний возраст которых составлял 42,4±0,6 лет.
Стандартная спондилография проводилась у всех больных в прямой и боковой проекциях в фиксированном положении шейного отдела позвоночника. Характер и частота рентгенологических признаков остеохондроза у обследованных больных представлены в таблице 3.1 и рис. 3.1-3.7.
Рис. 3.1. Б-ной Л-цов, 36 лет. Выпрямление шейного лордоза
Рис. 3.2. Б-ная Ф-на., 28 лет. Выпрямление шейного лордоза. Скошенность передних углов тел С2-С4 позвонков
Рис. 3.3. Б-ной М-ко., 35 лет. Кифоз шейного отдела позвоночника. Деформация тел позвонков и снижение высоты дисков в ПДС С5-С7.
Рис. 3.4. Б-ной Г-н., 39 лет. Гиперлордоз шейного отдела позвоночника в ПДС С3-С6, смещение кзади тела С4
Рис. 3.5. Б-ная 3-вич, 32 года. Кифотическая деформация шейного отдела позвоночника с антефлексией атланта
Рис. 3.6. Б-ная Б-кая., 56 лет. В сегментах С3-С4 и С5-С7 снижение высоты МПД, субхондральный склероз замыкательных пластин, краевые костные разрастания.
Рис. 3.7. Б-ой Ж-нок,48 лет. Рентгенограммы ШОП в прямой(а) и боковой(б) проекциях. Выпрямление лордоза позвоночника. В ПДС С5-С6 деформация тел позвонков с выраженными передними остеофитами, снижение высоты МПД, деформация крючковидных отростков.
Анализ таблицы 3.1 показывает что, наиболее характерными рентгенологическими признаками остеохондроза на стандартных спондилограммах были изменения физиологического лордоза (78,8%), склероз замыкательных пластинок (70,4%), снижение высоты диска (68,8%), субхондральный склероз (67,2%) и наличие остеофитов (64,6%).
Наиболее ранним признаком поражения диски I является выпрямление шейного лордоза позвоночника. Это свидетельствует об уменьшении подвижности сегментов позвоночника вследствие дегенеративно-дистрофических изменений в межпозвонковом диске.
В 96 (78,8±3,7%) наших наблюдениях симптом изменения физиологическом лордоза шейного отдела позвоночника был одним из первых рентгенологических признаков остеохондроза. Он характеризовался сглаживанием или выпрямлением физиологического лордоза, а в некоторых случаях и локальным кифозом с подвывихом позвонка.
При анализе рентгенограмм ШОП нами обращалось внимание и на состояние межпозвонковых отверстий. Они образованы нижней вырезкой в форме дуги вышележащего позвонка и верхней вырезкой корня дужки нижележащего позвонка, а также капсулой межпозвонкового сустава, задним краем тела позвонка и диском (рис. 3.8-3.9).
Рис.3.8. Б-ная Г-на, 31 год. Рентгенограмма ШОП в косой проекции. Кифотическая деформация- в НДС С6-С7 деформация тел позвонков, снижение высоты МПД, краевые остеофиты- сужение МПО
Рис.3.9. Б-ной А-вич, 40 лет. Рентгенограмма ШОП в косой проекции. Деформация тел позвонков С5-С6, сужение МПО в ПДС С4-Сб вследствие краевых разрастаний суставных отростков
На передне-задних (фронтальных) рентгенограммах позвоночника зона расположения межпозвонковых отверстий определяется непосредственно латерально oт позвоночного канала. Так как задней границей каждого отверстия являются передние края суставных отростков, указанная зона отверстий находится между смежными ножками дуг соседних позвонков. В среднем и нижнем уровне ШОП внутренней стенкой МПО являются суставы Лужка.
На боковых снимках рентгеновские изображения межпозвонковых отверстий суммируются с обеих сторон и определяются на фоне позвоночного канала в виде четко очерченного просветления. Переднюю границу МПО на боковой РГМ образуют нижний отдел задней поверхности тела позвонка и задняя поверхность диски соответствующего позвонка.
Верхняя граница МПО образованна нижней вырезкой вышележащей ножки дуги, нижняя граница - верхней вырезкой нижележащей ножки дуги. Заднюю границу МПО можно определить по передним краям суставных отростков.
Наиболее точная характеристика межпозвонковых отверстий имеет место при рентгенографии шейного отдела позвоночника в косой проекции, при которой четко определяется причина сужения МПО.
По результатам нашего анализа, рентгенологическое исследование (РИ) является ведущим в выявлении характера и протяженности дегенеративно-дистрофического процесса.
Однако, в связи с развитием и внедрением новых технологий в лечении остеохондроза позвоночника, более жесткими требованиями к топической диагностике врачей вертеброневрологов информативность стандартной обзорной РГФ оказалась недостаточной.
На смену ей пришел метод функциональной рентгеноспондилографии (ФРСГ). Для того, чтобы объективно оценить результаты ФРСГ, нами применены рентгенопланиметрия и диагностические коэффициенты (индексы) (А.Н.Михайлов, 2000, 2002).
Комплексная оценка РГФ позвоночника и ФРСГ позволила четко дифференцировать два типа изменений, а именно: рентгено-функциональный и рентгено-структурный, что очень важно для определения тактики лечения и, особенно, мануальной терапии.
При остеохондрозе шейного отдела позвоночника с болевым и мышечно-тоническими синдромами на спондилограммах изменения выявлялись у 451 (90,2±1,3%) больных в сегментах С4-С5, нарушение физиологического шейного лордоза - у 438 (87,6±1,5%) и уменьшение амплитуды и гармонизации движения - у 467 (93,4±1,1%). При 1 типе изменения определялись преимущественного в сегменте С4-С5 и были функциональными, а при II типе в сегментах С5-С6.
Причем, угловая и линейная подвижность сегментов отмечалась реже и в 65,5±4,3% случаев имели место рентгеноморфологические изменения.
При изучении характера двигательных нарушений в НДС оказалось, что у пациентов с рентгено-функциональными признаками остеохондроза шейного отдела позвоночника имели место одинаково часто как гипомобильность, так и гипермобильность. Из них последняя встречалась несколько чаще.
У больных с ренгтено-структурными изменениями преобладала гипомобильность позвоночно-двигательных сегментов, а гипермобильность имела компенсаторный характер и наблюдалась только в смежных с гипомобильным ПДС.
Рис. 3.10. Б-ная М-ва, 52 года. Функциональная спондилография: а - прямая, б - боковая, в - разгибание, г - сгибание. ОШОП в ПДС С4-С6.
Таким образом, при рентгенографии позвоночника у больных с НПОП выявляются следующие рентгенологические симптомы: статические изменения, уменьшение высоты МПД и его уплотнение, контурирование замыкающих пластин, реактивные экзостозы передней и задней продольных связок, унковертебральный артроз, спондилоартроз, деформация и склероз позвонков, сужение МПО.
При проведении функциональной спондилографии на начальных этапах развития остеохондроза диска может появляться нестабильность ПДС, выражающаяся в повышенной смещаемости при анте- и ретрофлексии позвонков. По мере нарастания дегеративных изменений диска и сопутствующих им репоративных процессов подвижность ПДС уменьшается до минимум.
Весьма частым спутником дегенеративного изменения диска является межпозвонковый артроз. Снижение амортизационных свойств диска, а также снижение вертикального размера его способствует перегрузке межпозвонковых суставов, в том числе и унковертебральных.
В результате этого верхний позвонок смещается кзади («съезжает»), вызывая деформацию как позвоночного канала, так и канала позвоночной артерии, вызывая значительную его дислокацию. На РГМ межпозвонковый артроз проявляется утолщением контура теней суставных поверхностей, их неравномерностью.
Унковертебральный артроз сопровождает дегенеративные изменения диска. Снижение высоты диска, вызывает перегрузку унковертебрального сустава с соответствующими компенсаторными изменениями суставных поверхностей, включая образование экзостозов, которые вызывают раздражение позвоночной артерии, суживая одноименный канал.
Одновременно задние экзостозы этой локализации могут вызвать частичную компрессию корешка межпозвонковом отверстии.
И.С. Абельская, О.А. Михайлов, В.Б. Смычек
Рентгенологические исследования
В общеклинической практике рентгенодиагностике остеохондроза основывается на изучении рентгенограмм (РГМ), выполненных в двух взаимно перпендикулярных проекциях, а также в двух косых (под углом 45 градусов) проекциях.Таблица 3.1. Частота основных рентгенологических признаков остеохондроза на стандартных спондилограммах.
Рентгенологические симптомы | n = 500 | |
n | %(P±p) | |
Статические изменения (выпрямление лордоза, локальный кифоз, гиперлордос) | 394 | 78,8±l,8 |
Склероз замыкательных пластин | 352 | 70,4±2,0 |
Субхондральный склероз | 336 | 67,2±2,1 |
Скошенность углов тел позвонков | 250 | 50,0±2,2 |
Снижение высоты диска | 314 | 68,8±2,1 |
Краевые разрастания (остеофиты) | 323 | 64,6±2,1 |
Клиновидная деформация тел позвонков | 123 | 24,6±l,9 |
Деформация крючковидных отростков | 114 | 22,8±1,8 Видео: Остеохондроз шейного отдела позвоночника |
Рис. 3.1. Б-ной Л-цов, 36 лет. Выпрямление шейного лордоза
Рис. 3.2. Б-ная Ф-на., 28 лет. Выпрямление шейного лордоза. Скошенность передних углов тел С2-С4 позвонков
Видео: 3 упражнения для шейного отдела позвоночника при Обострении Остеохондроза
Рис. 3.3. Б-ной М-ко., 35 лет. Кифоз шейного отдела позвоночника. Деформация тел позвонков и снижение высоты дисков в ПДС С5-С7.
Рис. 3.4. Б-ной Г-н., 39 лет. Гиперлордоз шейного отдела позвоночника в ПДС С3-С6, смещение кзади тела С4
Рис. 3.5. Б-ная 3-вич, 32 года. Кифотическая деформация шейного отдела позвоночника с антефлексией атланта
Рис. 3.6. Б-ная Б-кая., 56 лет. В сегментах С3-С4 и С5-С7 снижение высоты МПД, субхондральный склероз замыкательных пластин, краевые костные разрастания.
Видео: Остеохондроз грудного отдела позвоночника Снятие боли
Рис. 3.7. Б-ой Ж-нок,48 лет. Рентгенограммы ШОП в прямой(а) и боковой(б) проекциях. Выпрямление лордоза позвоночника. В ПДС С5-С6 деформация тел позвонков с выраженными передними остеофитами, снижение высоты МПД, деформация крючковидных отростков.
Анализ таблицы 3.1 показывает что, наиболее характерными рентгенологическими признаками остеохондроза на стандартных спондилограммах были изменения физиологического лордоза (78,8%), склероз замыкательных пластинок (70,4%), снижение высоты диска (68,8%), субхондральный склероз (67,2%) и наличие остеофитов (64,6%).
Наиболее ранним признаком поражения диски I является выпрямление шейного лордоза позвоночника. Это свидетельствует об уменьшении подвижности сегментов позвоночника вследствие дегенеративно-дистрофических изменений в межпозвонковом диске.
В 96 (78,8±3,7%) наших наблюдениях симптом изменения физиологическом лордоза шейного отдела позвоночника был одним из первых рентгенологических признаков остеохондроза. Он характеризовался сглаживанием или выпрямлением физиологического лордоза, а в некоторых случаях и локальным кифозом с подвывихом позвонка.
При анализе рентгенограмм ШОП нами обращалось внимание и на состояние межпозвонковых отверстий. Они образованы нижней вырезкой в форме дуги вышележащего позвонка и верхней вырезкой корня дужки нижележащего позвонка, а также капсулой межпозвонкового сустава, задним краем тела позвонка и диском (рис. 3.8-3.9).
Рис.3.8. Б-ная Г-на, 31 год. Рентгенограмма ШОП в косой проекции. Кифотическая деформация- в НДС С6-С7 деформация тел позвонков, снижение высоты МПД, краевые остеофиты- сужение МПО
Рис.3.9. Б-ной А-вич, 40 лет. Рентгенограмма ШОП в косой проекции. Деформация тел позвонков С5-С6, сужение МПО в ПДС С4-Сб вследствие краевых разрастаний суставных отростков
На передне-задних (фронтальных) рентгенограммах позвоночника зона расположения межпозвонковых отверстий определяется непосредственно латерально oт позвоночного канала. Так как задней границей каждого отверстия являются передние края суставных отростков, указанная зона отверстий находится между смежными ножками дуг соседних позвонков. В среднем и нижнем уровне ШОП внутренней стенкой МПО являются суставы Лужка.
На боковых снимках рентгеновские изображения межпозвонковых отверстий суммируются с обеих сторон и определяются на фоне позвоночного канала в виде четко очерченного просветления. Переднюю границу МПО на боковой РГМ образуют нижний отдел задней поверхности тела позвонка и задняя поверхность диски соответствующего позвонка.
Верхняя граница МПО образованна нижней вырезкой вышележащей ножки дуги, нижняя граница - верхней вырезкой нижележащей ножки дуги. Заднюю границу МПО можно определить по передним краям суставных отростков.
Наиболее точная характеристика межпозвонковых отверстий имеет место при рентгенографии шейного отдела позвоночника в косой проекции, при которой четко определяется причина сужения МПО.
По результатам нашего анализа, рентгенологическое исследование (РИ) является ведущим в выявлении характера и протяженности дегенеративно-дистрофического процесса.
Однако, в связи с развитием и внедрением новых технологий в лечении остеохондроза позвоночника, более жесткими требованиями к топической диагностике врачей вертеброневрологов информативность стандартной обзорной РГФ оказалась недостаточной.
На смену ей пришел метод функциональной рентгеноспондилографии (ФРСГ). Для того, чтобы объективно оценить результаты ФРСГ, нами применены рентгенопланиметрия и диагностические коэффициенты (индексы) (А.Н.Михайлов, 2000, 2002).
Комплексная оценка РГФ позвоночника и ФРСГ позволила четко дифференцировать два типа изменений, а именно: рентгено-функциональный и рентгено-структурный, что очень важно для определения тактики лечения и, особенно, мануальной терапии.
При остеохондрозе шейного отдела позвоночника с болевым и мышечно-тоническими синдромами на спондилограммах изменения выявлялись у 451 (90,2±1,3%) больных в сегментах С4-С5, нарушение физиологического шейного лордоза - у 438 (87,6±1,5%) и уменьшение амплитуды и гармонизации движения - у 467 (93,4±1,1%). При 1 типе изменения определялись преимущественного в сегменте С4-С5 и были функциональными, а при II типе в сегментах С5-С6.
Причем, угловая и линейная подвижность сегментов отмечалась реже и в 65,5±4,3% случаев имели место рентгеноморфологические изменения.
При изучении характера двигательных нарушений в НДС оказалось, что у пациентов с рентгено-функциональными признаками остеохондроза шейного отдела позвоночника имели место одинаково часто как гипомобильность, так и гипермобильность. Из них последняя встречалась несколько чаще.
У больных с ренгтено-структурными изменениями преобладала гипомобильность позвоночно-двигательных сегментов, а гипермобильность имела компенсаторный характер и наблюдалась только в смежных с гипомобильным ПДС.
Рис. 3.10. Б-ная М-ва, 52 года. Функциональная спондилография: а - прямая, б - боковая, в - разгибание, г - сгибание. ОШОП в ПДС С4-С6.
Таким образом, при рентгенографии позвоночника у больных с НПОП выявляются следующие рентгенологические симптомы: статические изменения, уменьшение высоты МПД и его уплотнение, контурирование замыкающих пластин, реактивные экзостозы передней и задней продольных связок, унковертебральный артроз, спондилоартроз, деформация и склероз позвонков, сужение МПО.
При проведении функциональной спондилографии на начальных этапах развития остеохондроза диска может появляться нестабильность ПДС, выражающаяся в повышенной смещаемости при анте- и ретрофлексии позвонков. По мере нарастания дегеративных изменений диска и сопутствующих им репоративных процессов подвижность ПДС уменьшается до минимум.
Весьма частым спутником дегенеративного изменения диска является межпозвонковый артроз. Снижение амортизационных свойств диска, а также снижение вертикального размера его способствует перегрузке межпозвонковых суставов, в том числе и унковертебральных.
В результате этого верхний позвонок смещается кзади («съезжает»), вызывая деформацию как позвоночного канала, так и канала позвоночной артерии, вызывая значительную его дислокацию. На РГМ межпозвонковый артроз проявляется утолщением контура теней суставных поверхностей, их неравномерностью.
Унковертебральный артроз сопровождает дегенеративные изменения диска. Снижение высоты диска, вызывает перегрузку унковертебрального сустава с соответствующими компенсаторными изменениями суставных поверхностей, включая образование экзостозов, которые вызывают раздражение позвоночной артерии, суживая одноименный канал.
Одновременно задние экзостозы этой локализации могут вызвать частичную компрессию корешка межпозвонковом отверстии.
И.С. Абельская, О.А. Михайлов, В.Б. Смычек