Старение пищеварительной системы. Изменение секреторных процессов

Видео: Клеточный уровень жизни

Изменение секреторных процессов при старении и их возможные механизмы

При старении происходит снижение секреторной функции органов пищеварения.

Так, уже с 30—40 лет наступает снижение объема желудочного сока и дебит-часа соляной кислоты, причем базальное кислотовыделение в возрасте от 20 до 30 лет более чем вдвое превышает отмечающееся между 40 и 50 годами (рис. 45).

Исследование базальной секреции (Krcntz, 1964)
Рис. 45. Исследование базальной секреции (Krcntz, 1964).
По оси ординат: объем сока, мл/ч (А), дебит свободной соляной кислоты, ммоль/ч (Б)- по оси абсцисс — возраст, годы.


Объем желудочного сока снижается более медленными темпами. Так, в возрасте от 20—30 лет до 40—50 лет объем сока уменьшается только на 30% (рис. 45). Базальная кислотная продукция снижается уже после 30 лет у мужчин в 2.8, а у женщин даже в 6 раз (табл. 30). При использовании максимальной стимуляции подтверждается возрастное снижение функциональных возможностей желудка.

Так, Барон (Baron, 1963) установил, что после 30 лет максимальная кислотная продукция снижается у мужчин в 2, а у женщин в 3.4 раза (табл. 30). По данным Коркушко и сотр. (1975), при старении после максимальной стимуляции гистамином объем сока уменьшается в 3 раза, кислотная продукция — в 2.2 раза, после пентагастрина объем сока снижается в 2 раза, кислотная продукция тоже в 2 раза.

Подобные же данные при максимальной стимуляции получены после введения пентагастрина (Arendt, Hauzeur, 1973) и после инсулина (Fikry, 1965). Известно, что уровень базальной секреции зависит главным образом от состояния нейрогуморальной регуляции желудочных желез, а эффект максимальной стимуляции преимущественно обусловлен числом обкладочных клеток и их суммарной мощностью.

С этих позиций возрастное угасание секреции в ответ на максимальную стимуляцию свидетельствует об уменьшении числа обкладочных клеток. Однако кислотовыделительная функция желудочных желез в старости снижается более значительно при базальной секреции, чем при максимальной гистаминовой стимуляции (табл. 30).

Таблица 30. Влияние возраста и пола на секреторную функцию желудка (Ватоп, 1963- с изменениями)
Влияние возраста и пола на секреторную функцию желудка

Это свидетельствует о том, что наряду с инволютивными процессами большое значение в редукции соляной кислоты имеет ослабление нервных трофических влияний (Фролькис, 1969, 1970). Об этом же свидетельствует тот факт, что секреторная функция желудка при старении снижается даже при отсутствии в нем морфологических изменений.

В последнем случае это обусловлено, возможно, теми нарушениями внутриклеточного метаболизма, которые происходят в обкладочных клетках при старении из-за ультраструктурных и цитохимических изменений в слизистой желудка, приводящих к частичной или даже полной утрате железами желудка своих специализированных функций. Другими словами, снижение желудочной секреции в старости обусловлено как морфологическими, так и функциональными изменениями.

Представляет известный интерес парциальное определение кислого и щелочного компонентов секреции, которое позволяет судить о деятельности обкладочных клеток (кислый компонент) и эпителиальных элементов, сецернирующих необкладочную часть желудочного сока (щелочной компонент).

Установлено, что при старении происходит снижение кислого компонента, что обусловлено редукцией обкладочных клеток, в то время как щелочной компонент практически не меняется, причем если в возрасте 20—30 лет кислый компонент почти в 2 раза превышает щелочной, то в возрасте 60—70 лет данные показатели почти равны друг ДРУГУ (рис. 46).

Кислый (светлые столбики) и щелочной (заштрихованные столбики) компоненты желудочной секреции после субмаксимальной гистаминовой стимуляции
Рис. 46. Кислый (светлые столбики) и щелочной (заштрихованные столбики) компоненты желудочной секреции после субмаксимальной гистаминовой стимуляции (Krentz, 1964).
По оси ординат — объем сока, мл- по оси абсцисс — возраст, годы.




При изучении ферментовыделительной функции желудка было показано, что при старении снижается продукция пепсина. Так, по данным Коркушко и сотр. (1975), у здоровых людей в возрасте 20—30 лет при базальной секреции дебит-час пепсина в желудочном соке был равен 7.9±0.6 г (по методу Туголукова), а у здоровых лиц в возрасте 60—89 лет — 1.8±0.36 г. При стимуляции желудочной секреции пентагастрином у людей в возрасте 20—30 лет дебит-час пепсина составил 14.8±3.6 г, а в возрасте 60—89 лет — 3.9±1.3 г.

При старении снижается уровень пепсиногена в гомогенате слизистой желудка и в крови, а также пепсиногена в суточном количестве мочи. По данным аспирационной биопсии (Смолянский, 1970), в гомогенате слизистой оболочки желудка уровень пепсиногена (в расчете на 1 г ткани) составлял в молодом возрасте 6.6±0.1 мг, в возрасте 60—69 лет — 4.18±0.9 мг, в возрасте 80—90 лет — 3.5±0.8 мг.

Результаты исследования Смолянского (1970) свидетельствуют также, что уровень пепсиногена крови в молодом возрасте равняется 44.5±8 мг/л, в возрасте 60—69 лет — 39.7±7 мг/л и в возрасте 80—90 лет — 37±8 мг/л. Содержание пепсиногена в суточном количестве мочи составляет в молодом возрасте в среднем 65 мг, в возрасте 60—69 лет — 45 мг, в возрасте 80—90 лет — 34 мг.

Активность же гастриксина в желудочном соке меняется незначительно (Krentz, 1964). Это, по-видимому, носит в какой-то степени компенсаторный характер, когда при возрастном снижении желудочного кислотообразования рН среды оказывается ближе к оптимуму активности гастриксина (рН 3.0—3.2), чем пепсина (рН 1.5—2.5).

Изучены возрастные особенности некоторых белковых субстанций желудочного сока. Установлено, что при старении снижается в 2 раза уровень гастромукопротеинов в желудочном соке. По данным Коркушко и сотр. (1975), дебит-час гастромукопротеина при базальной секреции равен 29±3.6 мг (метод определения по Глассу и Бойду) у людей молодого возраста и 13.3±0.27 мг у лиц в возрасте 60—89 лет.

После стимуляции желудочной Секреции пентагастрином дебит-час гастромукопротеина составлял у молодых 40±8.6 мг, а в возрасте 60—89 лет — 19.3±3.5 мг. Это — один из достоверных признаков значительных инволютивных изменений железистых образований желудка, так как выделение гастромукопротеинов уменьшается при атрофии слизистой желудка позже, чем соляной кислоты и пепсина.

Выраженное снижение при старении гастромукопротеинов указывает также на дефицит внутреннего фактора Кастля. При старении уровень гастрина в крови практически не изменяется (Archimandritis et al., 1979). Это, по-видимому, связано с тем, что при хронической гипохлоргидрии, свойственной старости, происходит усиление деятельности гастринпродуцируюгцих клеток.



Следует указать, что в ряде случаев трудно решить, чем вызвано снижение секреции желудка — возрастным закономерным физиологическим процессом или латентно протекающим в процессе старения хроническим гастритом.

Было установлено, что с возрастом внешнесекреторная функция поджелудочной железы снижается (Szadkowski, 1972- Schultz et al., 1974- Коркушко, Терещенко, 1975). Это уменьшение экзокринной функции уже значительно при спонтанной секреции. Так, у лиц пожилого и старческого возраста при спонтанном сокоотделении происходит снижение активности липазы, трипсина, амилазы, содержания бикарбонатов, объема сока (Коркушко, Терещенко, 1975).

Применение раздражителей панкреатической секреции выявляет более выраженное снижение при старении экскреторной функции поджелудочной железы. Так, по сравнению с тем, что наблюдается у молодых людей, активность амилазы в возрасте 60—69 лет снижается приблизительно в 2 раза, а в возрасте 80—89 лет — в 3 раза как при применении секретина, так и панкреозимина-холецистокинина.

При исследовании в этих же условиях активности трипсина выявилось ее снижение в пожилом и старческом возрасте приблизительно в 2 раза по сравнению с уровнем этого фермента у молодых людей, причем различия в уровне трипсина между пожилым и старческим возрастом были незначительны. С возрастом уменьшается и активность липазы. В возрасте 60—69 лет по сравнению с молодыми людьми она снижается после введения соляной кислоты в 2.5 раза и секретина — в 2 раза, в возрасте 80—89 лет — соответственно в 4.2 и 2.5 раза.

Наименьшие возрастные изменения уровня липазы вызывает введение панкреозимина-холецистокинина. При старении уменьшаются объем панкреатического сока и уровень бикарбонатов (особенно после применения раздражителей). Так, в пожилом и старческом возрасте объем панкреатического сока после введения соляной кислоты в 2.5 раза, а после секретина — в 1.5 раза ниже, чем у лиц молодого возраста.

В возрасте 60—69 лет по сравнению с молодыми уровень бикарбонатов в панкреатическом соке снижается в 3.5 раза после введения соляной кислоты и в 1.8 раза после введения секретина. В возрасте 80—89 лет по сравнению с молодыми уровень бикарбонатов снижается после введения соляной кислоты в 4 раза и после секретина — в 2.2 раза (Коркушко, Терещенко, 1975).

По данным Валенкевича (1976а), между изменением активности амилазы, липазы, трипсина и старением человека имеется высокая степень корреляции (r > 0.7- р < 0.001). Между содержанием бикарбонатной щелочности, хлоридов, объемом дуоденального содержимого и старением существует корреляция средней степени (0.7>r>0.3- р<0.02).

Подобную зависимость выявляли и другие авторы (Szadkowski, 1972). При анализе литературных и собственных данных складывается впечатление, что в старости вначале страдает ацинарная зона, осуществляющая секрецию ферментов и находящаяся под влиянием панкреозимина-холецистокинина, а затем наступают изменения со стороны зоны протоков, осуществляющих под контролем секретина выделение жидкой части, которая в основном может быть охарактеризована по секреции натрия и хлоридов.

Следует учитывать, что при старении в ответ на действие раздражителей снижается диапазон колебаний объема секрета, активности ферментов, содержания бикарбонатов, хлоридов. Это свидетельствует о снижении биохимической (ферментативной) адаптации в ответ на воздействие различных стрессовых ситуаций, которые предъявляют более высокие требования к секреторной функции поджелудочной железы.

Несмотря на то что панкреатические ферменты имеют одно и то же место образования (ацинозные клетки), при старении имеются отчетливые явления диспанкреатизма, причем, по мнению большинства авторов, наименьшие изменения отмечаются со стороны амилазы, наибольшие — со стороны липазы. Это, по-видимому, и обусловливает тот факт, что люди старческого возраста в большинстве своем предпочитают сладкие блюда.

Во всяком случае диссоциация панкреатических ферментов в старости лишний раз свидетельствует об относительной независимости их синтеза и секреции (Уголев, 1961). Снижение содержания бикарбонатной щелочности в панкреатическом секрете связано, по-видимому, не только с изменением проницаемости капилляров и начальных отделов панкреатических протоков, но и с необходимостью удержания бикарбонатов в сыворотке крови, что сохраняет ее буферный состав и увеличивает щелочной резерв.

Это тем более вероятно, что существует механизм обратной диффузии бикарбонатов — из протоков в кровь. Уменьшение содержания бикарбонатов в старости связано, вероятно, также и с возрастным снижением кислотности желудочного сока, вследствие чего для его нейтрализации в двенадцатиперстной кишке достаточен меньший объем бикарбонатной щелочности.

При старении уменьшается выработка слизистой оболочкой двенадцатиперстной кишки секретина и панкреозимин-холецистокинина.

На это указывает тот факт, что объем панкреатического сока в пожилом и старческом возрасте уменьшается по сравнению с аналогичным показателем у молодых в 2.5 раза после введения через зонд в двенадцатиперстную кишку соляной кислоты и только в 1.5 раза после внутривенного введения секретина. Похожие данные получены и в отношении возрастного снижения уровня бикарбонатов.

Так, в возрасте 60—69 лет по сравнению с молодыми людьми содержание бикарбонатов снижается в 3.5 раза после приема соляной кислоты и только в 1.8 раза после внутривенного введения экзогенного секретина. В возрасте 80—89 лет по сравнению с молодыми людьми прием соляной кислоты вызвал снижение уровня бикарбонатов в 4 раза, а введение внутривенно секретина — только в 2.2 раза.

Подобная же разница отмечается по реакции в старости панкреатических ферментов на соляную кислоту (стимулятор эндогенного секретина) и на экзогенно вводимый секретин (Коркушко, Терещенко, 1975). Принципиально близкие данные получены при сравнении ферментативной функции поджелудочной железы после приема оливкового масла и внутривенного введения панкреозимина-холецистокинина- причем снижение уровня эндогенного секретина и панкеозимина-холецистокинина коррелирует с возрастом.

В то же время следует считаться с тем, что из-за возрастного снижения функции печени происходит меньшее разрушение эндогенного секретина (возможно, и панкреозимина-холецистокинина), что в некоторой степени способствует экскреторной деятельности поджелудочной железы.

Как было изложено выше, в поджелудочной железе при старении возникают инволютивные процессы, затрудняющие отток панкреатического секрета в двенадцатиперстную кишку. Если бы в этих условиях мощность эндогенного секретина и панкреозимина оставалась по-прежнему на высоком уровне, то в ряде случаев это привело бы к возникновению панкреатита из-за застоя панкреатического секрета с повреждением протоков и ткани поджелудочной железы.

Это подтверждается и в клинических условиях, когда у пожилых и старых людей (без заболеваний органов пищеварения в анамнезе) применение высоких доз секретина и панкреозимина-холецистокинина вызывает появление симптомов болевого панкреатита (Dietze et al., 1972).

Имеется несколько различных, возможно, одновременно действующих механизмов снижения при старении экскреторной функции поджелудочной железы. Так, инволютивные процессы в поджелудочной железе приводят к уменьшению числа ацинусов и к изменению со стороны капилляров и начальных отделов выводных протоков.

Это приводит к снижению выработки панкреатических ферментов и к уменьшению объема секрета, концентрации бикарбонатов, хлоридов. Ухудшение кровоснабжения поджелудочной железы из-за процессов инволюции также снижает внешнесекреторную функцию поджелудочной железы.
Похожее