Старение пищеварительной системы. Моторика желудочно-кишечного тракта при старении

Видео: Быстрая вода. Секрет долголетия

Моторика желудочно-кишечного тракта при старении

Известно, что уже у лиц молодого возраста нередко возникают те или иные двигательные нарушения со стороны кишечника, носящие в большинстве своем функциональный характер.

Поэтому исследователь, изучающий моторную функцию желудочно-кишечного тракта, испытывает значительные трудности, так как в ряде случаев трудно отличить изменения двигательной функции, обусловленные пожилым и старческим возрастом, от изменений, возникших в более молодом возрасте.

Так, Портис и Конг (Portis, Kong, 1952) в своем обзоре указывают, что Хамфри, наблюдая 900 лиц старческого возраста (среди них было 74 человека в возрасте 100 лет), выявил запоры у 31% обследованных, тогда как Иви среди 1082 студентов обнаружил запоры также у 31 % обследованных.

Возрастное отсутствие различия в моторной функции отмечено и в более поздних публикациях (Hinton et al., 1969).

Однако большинство авторов считают, что при старении происходит снижение моторной функции желудочно-кишечного тракта. Так, Коркушко и соавт. (1975) при анализе гастрограмм установили, что при старении снижается амплитуда зубцов, сокращаются периоды работы и удлиняются периоды покоя.

Электрогастрографическое исследование старых людей чаще всего выявляет гипокинетическую форму электрогастрограмм (Чеботарев, 1978). При рентгенологическом изучении моторной функции тонкой кишки почти у половины обследованных обнаружена картина гиперкинеза и гипокинеза (Гуревич, 1963). В то же время Задворнов (1963) выявлял картину гипомоторной дискинезии только у 25% обследованных, а у остальных — моторная функция тонкой кишки была не изменена.

Однако более часто и более демонстративно наступает возрастное снижение тонуса и замедление перистальтики толстой кишки (Eastwood, 1972- Чеботарев, 1978), что выражается в появлении так называемых старческих запоров, генез которых сложен. Здесь играют роль инволютивные процессы в кишечнике, удлинение толстой кишки из-за ее атонии, возрастное опущение кишечника, слабость мускулатуры брюшного пресса и таза, малая физическая активность, ослабление чувствительности к нервным влияниям (Пелещук, 1969).

Изучение характера кишечных сокращений не всегда позволяет судить о двигательной функции кишечника в целом. В этой связи нами у лиц разного возраста было проведено исследование эвакуаторной функции кишечника с помощью использования в качестве окрашивающей метки 1 г карболена, принятого внутрь.



Среди молодых появление окрашенного карболеном кала в первые сутки выявлено у 32%, во вторые сутки — у 64% ив течение третьих суток — у 4% обследованных лиц. В пожилом возрасте окрашенный карболеном кал появлялся в первые сутки — у 32%, во вторые сутки — у 44%, в третьи сутки — у 24%. В старческом возрасте подобные показатели составили соответственно 22, 42 и 36 %. Это указывает на снижение при старении эвакуаторной функции кишечника.

Бактериальные процессы в старости

Как известно, в норме кишечная микрофлора принимает большое участие в создании иммунологического барьера, синтеза ряда витаминов, обладает антагонизмом в отношении патогенных микробов. В старости, происходят значительные сдвиги микрофлоры желудочно-кишечного тракта, которые выражаются в изменении как состава, так и количества микробов.

Так, у старых людей уменьшается количество молочнокислых микробов, вплоть до полного их исчезновения, ослабевает ферментативная активность кишечной палочки, в ряде случаев наблюдается развитие гнилостной и гноеродной флоры. При старении отмечается выраженное увеличение микробной флоры во всех отделах желудочно-кишечного тракта (табл. 32).



Таблица 32. Среднее число микроорганизмов 1 мл взятого натощак содержимого разных отделов пищеварительного тракта здоровых людей (Турсунходжаева и др., 1970)
Среднее число микроорганизмов 1 мл взятого натощак содержимого разных отделов пищеварительного тракта здоровых людей

Имеются возрастные различия и при изучении уровня фекальных микроорганизмов (Gorbach et al., 1967). Увеличение количества микроорганизмов у лиц пожилого и особенно старческого возраста происходит в основном за счет представителей гнилостной группы бактерий и носительства атипичных адаптированных штаммов, обладающих признаками патогенности и болезнетворных организмов (Турсунходжаева и др., 1970).

Все это может способствовать появлению структурных изменений слизистых оболочек, снижению секреторной и ферментативной функции желудка и кишечника (Knoke, Bernhardt, 1976). Следует учитывать, что в условиях неизменной структуры щеточной каймы бактерии не могут попасть в зону мембранного пищеварения, так как их размеры больше, чем ультрапоры щеточной каймы.

В результате этого мембранный гидролиз протекает в совершенно стерильных условиях, что предупреждает потерю макроорганизмом конечных продуктов гидролиза питательных веществ из-за воздействия микроорганизмов (Уголев, 1963, 1967). При старении же из-за ультраструктурных изменений щеточной каймы создаются более благоприятные условия для питания бактерий, так как появляется свободный доступ бактерий к таким продуктам гидролиза, как аминокислоты, моносахара и пр.

Безусловно, это один из моментов, способствующих увеличению в старости количества микроорганизмов в кишечнике. С этих позиций не вызывает удивления тот факт, что при старении пищевые перегрузки способны переводить кишечную флору из состояния эубиоза в дисбиоз (Билибин, 1970). Из причин, ведущих к увеличению числа микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте, следует также указать на возрастное снижение секреторной функции слюнных желез, желудка, печени и кишечника, секрет которых обладает бактерицидным свойством.

Кроме того, при снижении секреторной функции органов пищеварения в полости кишки увеличивается количество продуктов неполного гидролиза, которые также способствуют размножению микроорганизмов. Особое место занимают инволютивные процессы в желудочно-кишечном тракте, которые создают благоприятные условия для размножения микроорганизмов в полости и в эпителиальных клетках слизистых оболочек.

Это приводит к изменению взаимоотношений полостной (П-флоры) и мукозной флоры кишечника (М-флоры), популяции которых отличаются между собой по численности, составу и биологической активности. Благоприятствует размножению микроорганизмов и возрастное снижение моторики желудка и кишечника.

Повышение при старении уровня микроорганизмов приводит к повреждению микроворсинок слизистой оболочки тонкой кишки, вследствие чего происходит снижение ферментативной активности в сфере мембранного пищеварения, выявляемое с помощью гистохимических методов исследования. В то же время следует учитывать, что повышение количества микрофлоры в тонкой кишке значительно снижает темпы всасывания продуктов гидролиза белков, жиров и углеводов (Knoke, Bernhardt, 1976).

В заключение, суммируя приведенные в данной главе сведения, следует подчеркнуть, что они далеко не исчерпывают всех аспектов состояния пищеварительного тракта при старении. В то же время необходимо отметить, что при наличии целого ряда компенсаторных механизмов функциональная способность желудочно-кишечного тракта при физиологическом старении в значительной степени сохранена и может в ряде случаев поддерживать нормальное и адекватное пищеварение.

Однако для этого необходимо, чтобы общая калорийность питания по мере старения постепенно снижалась. Это требование является следствием общебиологических процессов, наблюдаемых при старении: снижения двигательной активности, уменьшения мышечной массы тела, замедления интенсивности обменных процессов и др.

В этих условиях при снижении калорийности питания данного уровня секреторной деятельности органов пищеварения хватает для достаточной ассимиляции пищевых веществ. В то же время в старости при относительно чрезмерных пищевых нагрузках или при переходе на новый режим питания процессы пищеварения становятся неадекватными из-за быстрой истощаемости функциональных возможностей органов пищеварения.
Похожее