Неотложная помощь при гипертрофической кардиомиопатии

Видео: Кардиомиопатии кошек. Экстренная помощь декомпенсированной кошке

Гипертрофическая кардиомиопатия (ГКМ) представляет собой семейное (аутосомно-доминантное) или спорадическое нарушение состояния сердечной мышцы, которое характеризуется увеличением массы левого желудочка без его сопутствующей дилатации. Ключевыми диагностическими признаками являются видимая при эхокардиографии асимметричная гипертрофия перегородки и обнаруживаемое при гистологическом исследовании нарушение порядка расположения волокон миокарда. Эту первичную патологию миокарда называют также гипертрофической обструктивной кардиомиопатией, идиопатическим гипертрофическим субаортальным стенозом и мышечным субаортальным стенозом.
Перечисленные наименования этой патологии подчеркивают гемодинамические изменения, отмеченные в первых ее описаниях, а именно: градиент между полостью левого желудочка и подклапанной частью сосудистого русла. Это указывает на существование препятствия кровотоку, поскольку разница давлений в левом желудочке и аорте наблюдается и при стенозе аортального клапана.
Как было показано в более поздних работах, где применялись тонкие методы исследования, имеющийся градиент обусловливается сильным систолическим сокращением левого желудочка, а не наличием реального препятствия на пути крови. Данные о том, что левый желудочек у больных с типичной ГКМ выбрасывает свое содержимое в первую поло-вину систолы, а также отсутствие постоянной корреляции между прогнозом заболевания и существованием градиента давлений (и величиной этого градиента) служат дальнейшим подтверждением современных представлений, согласно которым ГКМ является заболеванием сердечной мышцы, а не результатом препятствия оттоку из ЛЖ.
Гемодинамически ГКМ характеризуется нарушением диастолической функции ЛЖ вследствие снижения растяжимости его гипертрофированных стенок. Это уменьшение растяжимости проявляется повышением давления наполнения ЛЖ. Минутный объем, фракция изгнания, а также конечно-систолический и диастолический объемы обычно нормальные. У некоторых больных в покое или после провокации (физическая нагрузка, инфузия изопротеренола) может регистрироваться градиент систолического давления между полостью левого желудочка и подклапанной частью сосудистого русла.
Как отмечалось выше, этот градиент относят на счет динамического препятствия кровотоку, которое создается гипертрофированной перегородкой или мощным изометрическим сокращением желудочка во время систолы. Ангиографические и эхокардиографические исследования позволяют предположить еще один (хотя и недоказанный) механизм, а именно, систолическое движение передней створки митрального клапана, которое создает препятствие оттоку. Независимо от причины измеренного систолического градиента основное нарушение гемодинамики и многие клинические симптомы этого заболевания сердечной мышцы являются результатом меньшего диастолического расслабления и наполнения ЛЖ.

Клинические проявления 

Тяжесть симптомов в большинстве случаев зависит от возраста больного: чем он старше, тем тяжелее симптомы. Наиболее частой начальной жалобой является одышка при физической нагрузке, которая обусловлена особенно значительным возрастанием диастолического давления в ЛЖ в таких условиях. Кроме того, отмечаются загрудинные боли, учащенное сердцебиение и обмороки. Нередко в семейном анамнезе имеются указания на смерть от сердечной болезни, часто описываемой как "резкий сердечный приступ" или "сердечная недостаточность". У более молодых лиц диагноз ГКМ может быть поставлен уже после внезапной смерти, связанной с эпизодом физической нагрузки. Жалобы на приступы сердечной астмы по ночам и отек ног отмечаются редко.
Загрудинные боли у больных с ГКМ обусловливаются несоответствием кислородной потребности гипертрофированного левого желудочка миокардиальному кровотоку. У пожилых лиц сопутствующее атеросклеротическое поражение коронарных артерий может еще больше ограничивать перфузию миокарда. Дискомфорт в области сердца или в загрудинной области у больных с ГКМ может имитировать стенокардию или быть "атипичным". Нитроглицерин в таких случаях малоэффективен.
Больных с ГКМ может беспокоить усиленное сокращение желудочков, при этом предъявляются жалобы на нарушение сердечной деятельности или "учащенное сердцебиение". У таких больных нередко отмечаются предсердные и желудочковые аритмии, однако это не всегда вызывает жалобы и не служит предиктором внезапной смерти. В частности, плохо переносятся быстрые предсердные аритмии, особенно фибрилляция предсердий., так как сокращение предсердий приобретает особую важность для наполнения ЛЖ в недостаточно растяжимом сердце.
От 20 до 30 % больных предъявляют жалобы на обмороки или чувство "пустоты в голове" во время или после физической нагрузки. Эти симптомы не зависят от величины градиента давления и не являются угрожающим прогностическим признаком.
Давление в яремных венах обычно не повышено- однако при тщательном исследовании шейных вен может отмечаться отчетливая альфа-волна. Пульс в сонной артерии характеризуется быстрой анакротой и часто бывает двухфазным, или раздвоенным (дикротический пульс). Постоянно ощущается усиленный верхушечный толчок с частым пресистолическим подъемом.
Первый и второй тоны сердца обычно нормальные- у большинства больных прослушивается четвертый тон (St). Характерный для ГКМ шум изгнания отчетливо слышен над левым краем грудины снизу или в области верхушки и редко иррадиирует на сонные артерии. Для повышения интенсивности и увеличения длительности шума могут использоваться приемы, легко выполнимые у постели больного. Воздействия, уменьшающие наполнение ЛЖ и давление на пути оттока из ЛЖ или увеличивающие силу сокращения миокарда, усиливают характерные для ГКМ шумы.
К такого рода воздействиям относятся переход из горизонтального положения в вертикальное, прием Вальсальвы, вдыхание амилнитрата и введение протеренола. Шум становится громче и при первом после желудочковой экстрасистолы синусовом сокращении. Приемы, увеличивающие наполнение ЛЖ (приседания, пассивное поднятие ног, сильное сжатие рук), оказывают противоположное влияние на характеристики шума.
ЭКГ-признаки гипертрофии ЛЖ и увеличения левого предсердия обнаруживаются соответственно у 30 % и у 25—50 % больных с ГКМ. Признаки увеличения камер сердца чаше всего встречаются у больных с особенно высоким градиентом давления на пути оттока из ЛЖ. Примерно у 25 % в передних, боковых или нижних отведениях могут наблюдаться зубцы Q увеличенной амплитуды (более 0,3 мВ), которые называются перегородочными зубцами Q. Они похожи на зубцы Q, появляющиеся после инфаркта миокарда (псевдоинфарктный профиль). Отличить перегородочные зубцы Q от зубцов Q, обусловленных инфарктом миокарда, можно по полярности зубца Т.
На заднепередних и боковых рентгеновских снимках часто не удается обнаружить каких-либо изменений- определяемые отклонения в основном неспецифичны. У многих больных рентгенологические признаки увеличения ЛЖ или левого предсердия отсутствуют. Признаки венозного застоя в легких нетипичны, но иногда описываются.
Существенная роль в диагностике ГКМ, в корреляции аускультативных и гемодинамических изменений с анатомическими изменениями ЛЖ, как и в определении врожденных пороков, принадлежит эхокардиографии. Характерным эхокардиографическим признаком является непропорциональная гипертрофия перегородки- отношение толщины перегородки к толщине задней свободной стенки левого желудочка обычно превышает 1,5. Описаны и другие эхокардиографические особенности: нормальные или уменьшенные размеры ЛЖ в конце диастолы- перемещение митрального клапана кпереди во время систолы- захлопывание аортального клапана в середине систолы.




Естественное течение и терапия 

Клиническое течение заболевания у пациентов с ГКМ весьма вариабельно и плохо коррелирует с величиной градиента давления по ходу оттока крови из ЛЖ. У меньшинства больных (менее 5 %) сердце расширяется и клиническая картина напоминает таковую при развитии застойной кардиомиопатии. Возникновение пароксизмальной или стабильной предсердной и желудочковой тахиаритмии может обусловить резкое ухудшение функционального статуса. У небольшого числа больных развивается бактериальный эндокардит, который способен точно так же привести к резкому изменению клинического состояния. Частота внезапной сердечной смерти, предположительно связанной с аритмиями сердца, составляет 4 % в год. На основании симптомов или гемодинамических признаков невозможно выделить среди больных с ГКМ группу повышенного риска.
Основой медикаментозной терапии при наличии симптомов (особенно загрудинных болей) является широкое применение бета-блокаторов (обычно назначается пропранолол по 120—320 мг/сут в дробных дозах). Недавние исследования показали, что для тщательно отобранной группы больных с ГКМ, у которых бета-блокаторы не дают эффекта, могут оказаться полезными блокаторы кальциевых каналов.
Нет убедительных данных, свидетельствующих о преимуществах хирургического лечения (резекция перегородочной мышцы или замена митрального клапана) перед медикаментозными. При стоматологических процедурах и потенциально нестерильных хирургических вмешательствах рекомендуется профилактика антибиотиками. Учитывая, что внезапная смерть после интенсивной физической нагрузки у больных с ГКМ не является редкостью, некоторые специалисты высказываются против участия таких больных в любых спортивных соревнованиях.
Дж. Т. Ниман

Похожее