Нормобарические подводные скафандры. История нормобарического погружения
Дальнейшее крупное техническое достижение в области освоения глубоководных погружений было связано с возрастанием научного интереса к созданию нормобарических подводных скафандров. Сущность нормобарического скафандра проста— создание водолазу на глубине атмосферных условий вместо физиологической адаптации организма к гидростатическому давлению.
В 1715 г. английский изобретатель Дж. Лесбридж предложил нормобарический подводный костюм, о котором Davis (1962) писал, что это устройство было по размерам несколько «больше обычной герметичной бочки для воды- имело стеклянное окно и два отверстия для рук. Лесбридж удачно испытал костюм, погрузившись в нем на глубину 18 м (2,8 ата) и на 22 м (3,2 ата), однако, воздействие давления выдвинуло проблему защиты рук. Davis (1962) описал ряд армированных скафандров, предложенных в последующие годы после изобретения Лесбриджа.
Однако необходимость разработки нормобарического подводного снаряжения начала становиться реальной только в период между двумя мировыми войнами.
Ряд систем был разработан и испытан. Наиболее успешными из этих конструкций были скафандры, предложенные Нейфельдтом и Кунке в 1913 и 1920 гг., скафандр «Tritonia», испытанный в Адмиралтействе, и скафандры итальянца Р. Галлеаци.
Видео: Спасение экипажа затонувшей подлодки
Модернизированный скафандр Нейфельдта и Кунке был с успехом применен в 1930 г. при подъеме транспортного судна «Egypt», затонувшего на глубине 122 м у берегов Франции. Скафандр «Tritonia» использовали при поисках учебного судна «Lusitania», затонувшего у берегов Ирландии на глубине `91 м. Однако снижение интереса к нормобарический скафандрам в период Второй мировой войны наряду с другими причинами, по-видимому, было связано с созданием Ле Приером акваланга и усовершенствованием его, как было сказано выше, Ганьяном и Кусто.
Акваланги в дополнение к уже применяемым костюмам с жестким шлемом сделали возможным выполнение определенного вида подводных работ. Менее дорогостоящее снаряжение, состоящее из костюма с жестким шлемом и автономного подводного дыхательного аппарата, в то же время в меньшей степени ограничивало подвижность водолаза.
Видео: Освоение нефти и газа в Арктике, невзирая на санкции
Главным недостатком скафандров, подобных разработанным Нейфельдтом и Кунке, была недостаточная подвижность сочленений. Они состояли из выпуклых и вогнутых поверхностей, скользящих относительно друг друга и отделенных тонкой резиновой прокладкой. Такая конструкция затрудняла движения конечностей, и, как отмечали Gisborue, Morrison (1973), на глубине 152 м сочленения становились совсем неподвижными, что приводило к ограничению движений водолаза в воде и снижало производительность труда.
Для работ, проводимых на глубинах, где невозможно применение автономных дыхательных подводных аппаратов или традиционного водолазного костюма с жестким шлемом, успешно зарекомендовал себя метод насыщенного погружения с применением транспортной капсулы. Однако после почти 30-летнего перерыва снова вернулись к применению нормобарических скафандров.
Преимущества бронированного водолазного снаряжения очевидны: главное из них заключается в том, что водолаз независимо от глубины дышит воздухом при нормальном барометрическом давлении на протяжении всего периода погружения. Это исключает физиологические ограничения при погружении и необходимость проведения декомпрессии на поверхности, а, следовательно, физиологические нагрузки при погружении неограниченно снижаются.
Источник: http://meduniver.com