Выделение тироксина и трийодтиронина. Доставка тироксина и трийодтиронина тканям
Сам тиреоглобулин не попадает в кровоток в каких-либо измеримых количествах- тироксин и трийодтиронин должны сначала отщепиться от тиреоглобулина и только после этого свободные формы гормонов могут высвобождаться. Последовательность событий такова: апикальная поверхность клетки щитовидной железы выпускает псевдоподии, к которым тесно прилежат маленькие частички коллоида, затем из них формируются пиноцитозные вакуоли, поступающие в клетку со стороны апикальной мембраны. Потом лизосомы цитоплазмы клетки немедленно сливаются с пузырьками, образуя пищеварительные вакуоли, в которых лизосомальные пищеварительные ферменты смешиваются с коллоидом.
Многочисленные протеазы способствуют перевариванию тиреоглобулина и высвобождению тироксина и трийодтиронина, которые затем диффундируют из базальных отделов клеток щитовидной железы в окружающие капилляры, таким образом попадая в кровоток.
Почти 3/4 йодированного тирозина в тиреоглобулине никогда не станут гормоном, сохраняясь в виде моно- и дийодтирозина. В процессе ферментативного расщепления тиреоглобулина, высвобождающего тироксин и трийодтиронин, от тиреоглобулина также отщепляется йодированный тирозин. Тем не менее, в кровоток он не проникает, а вместо этого расщепляется ферментом дейодиназой, который фактически весь наличный йод делает пригодным для повторного использования при образовании дополнительных количеств гормонов в клетках щитовидной железы. У лиц с врожденным отсутствием этого фермента обнаруживается дефицит йода в связи с невозможностью повторного его использования в процессах синтеза.
Суточная секреция тироксина и трийодтиронина. Щитовидная железа вырабатывает почти 93% тироксина и только 7% — трийодтиронина. Однако в следующие несколько дней почти половина тироксина медленно дейодируется, дополнительно образуя трийодтиронин, поэтому гормоном, используемым тканями, становится главным образом трийодтиронин — приблизительно около 35 мкг/сут.
Тироксин и трийодтиронин связываются с белками плазмы. Попав в кровь, 99% тироксина и трийодтиронина немедленно связываются с белками плазмы крови, синтезируемыми печенью, главным образом с тироксин-связывающим глобулином и в меньшей степени — с тироксин-связывающим преалъбумином и альбумином.
Тироксин и трийодтиронин поступают в ткани медленно. В связи с высоким сродством к транспортным белкам плазмы крови гормоны щитовидной железы, особенно тироксин, поступают в ткани медленно. Для поступления в ткани половины присутствующего в крови тироксина требуются около 6 сут, а для трийодтиронина в связи с его меньшим сродством к белкам плазмы — приблизительно 1 сут. Попав в клетки, гормоны вновь связываются с белками, причем тироксин — более прочно, чем трийодтиронин. Следовательно, гормоны хранятся в самих клетках-мишенях, где они медленно используются в течение нескольких суток или недель.
Тиреоидные гормоны включаются в работу медленно, но обладают большей продолжительностью действия. В течение 2-3 сут после введения человеку больших доз тироксина существенных изменений скорости обменных процессов не наблюдают, что указывает на длительный латентный период проявления активности тироксина. Как только активность обнаруживается, она начинает нарастать, достигая максимума на 10-12 сут, затем снижается. Период полувыведения гормона составляет приблизительно 15 сут. Некоторые проявления активности гормона сохраняются от 6 нед до 2 мес.
Трийодтиронин начинает действовать в 4 раза быстрее, чем тироксин, латентный период составляет от 6 до 12 ч, максимальная активность в клетках наблюдается на 2-3 сут.
Наиболее вероятным объяснением длительного латентного периода и большой продолжительности действия йодсодержащих гормонов может быть их связывание с белками плазмы, а также с внутриклеточными протеинами и, как следствие, — медленным их высвобождением. Однако, как мы увидим далее, длительный латентный период может быть объяснен особенностями осуществления функциональных влияний в клетках, присущими гормонам щитовидной железы.
Источник: http://meduniver.com