Терминальная стадия болезни почек (хроническая почечная недостаточность) при сахарном диабете

Терминальная стадия болезни почек (хроническая почечная недостаточность) при сахарном диабете

На последней, V, стадии ХБП, т.е. при хронической почечной недостаточности (ХПН), для продления жизни необходим диализ или трансплантация почек. В последнем случае уремические больные с диабетом получают большую степень реабилитации, чем в случае перитонеального диализа или стационарного гемодиализа.

Терапия индивидуализируется в зависимости от особенностей течения болезни и семейного окружения. Достоинства и недостатки этих методов лечения нужно обсуждать с больным и его семьей задолго до развития почечной недостаточности. Перспектива такого лечения не должна быть сюрпризом. Выбор конкретного метода лечения зависит от больного, его семьи, нефролога и семейного врача (терапевта).


Показания к началу заместительной терапии следующие:

  • СКФ<15 мл/мин/1,73 м2;
  • калий сыворотки >6,5 мЭкв/л;
  • тяжелая гипергидратация с риском развития отека легких;
  • нарастание белково-энергетической недостаточности.


Также указывают, что абсолютным показанием к диализу или трансплантации является сывороточный креатинин <6 мг%, а также острые симптомы уремии (уремический перикардит, не поддающаяся лечению гипертензия, мышечные нарушения). Более субъективные показания включают в себя прогрессирование летаргии, тошноту и рвоту, прогрессирование ретинопатии и нейропатии. Важно не откладывать начало диализа у больного диабетом. Не имеет значения, какой тип заместительной почечной терапии будет выбран: оптимальная реабилитация больного с почечной недостаточностью требует, чтобы усилия были направлены на выявление и контроль сопутствующих почечной недостаточности патологических состояний.


Почечный диализ
Среди различных методов почечного диализа гемодиализ чаще всего используют у больных диабетом, хотя перитонеальный диализ тоже с успехом применяется. Некоторые больные, использующие перитонеальный диализ, вводят инсулин в диализат, что может улучшить контроль гликемии, который нарушается из-за высокого содержания декстрозы в диализате. Эффект отчасти объясняется и более физиологичным первичным его поступлением — в портальную систему печени, а не в системный кровоток (см. выше). Но поскольку алгоритмы такого введения инсулина не верифицированы, этот метод инсулинотерапии применять, с моей точки зрения, нецелесообразно. Перитонеальный диализ позволяет поддерживать более мобильный образ жизни. Лечение сопутствующей почечной недостаточности анемии эритропоэтином и его аналогами заметно улучшает самочувствие больного.



{module директ4}


У больных сахарным диабетом на диализе:

Видео: Причиной смерти кошки Матроски, являющейся талисманом ХК Адмирал, стал сахарный диабет


Целевой уровень А1с:

  • < 7,5% у молодых больных без выраженных сердечнососудистых осложнений;
  • 7,5—8,0% у больных с тяжелой формой ИБС или ДР. Контроль АД:
  • до диализа и между сеансами диализа 120/80—140/90 мм рт.ст.;
  • препаратами первого ряда остаются ингибиторы АПФ и БРА.


Ведение анемии:

  • целевой уровень гемоглобина крови >11 г%, но < 12 г%;
  • лечение средствами, стимулирующими эритропоэз, и препаратами железа (пероральными или парентеральными);
  • эритропоэтин назначают только после устранения железодефицита.


Трансплантация почек
С тех пор как успех трансплантации почки у больного диабетом сравнялся с больными без диабета, этот метод лечения стал методом выбора при почечной недостаточности на фоне диабета. В связи с этим почечный диализ должен был бы рассматриваться как способ ожидания трансплантации, если бы она была общедоступна, хотя бы в принципе.
Почка от живого донора (от ближайших родственников либо доноров-неродственников), в отличие от трупной почки, дает больший процент выживаемости органа, но эти различия сокращаются с совершенствованием техники сохранения трупной почки. Решение о том, что выбирать для трансплантации, до сих пор принимается нелегко, и больной должен быть хорошо осведомлен относительно шансов неуспеха операции, риска иммуносупрессивной терапии и возможности развития в трансплантированной почке ДН. Этот риск означает, что больной должен быть согласен на работу по программе интенсивного посттрансплантационного гликемического контроля. Также серьезно должна быть обсуждена возможность одновременной трансплантации почки и поджелудочной железы для идельного контроля сахарного диабета, прежде всего у больного СД1. Хотя это комбинированное замещение органов увеличивает краткосрочную смертность после операции, но у правильно подобранных больных период долгосрочной реабилитации оказывается больше.


Похожее