Полипептидные гормоны
Человеческий хорионический гонадотропин
Первым маркером дифференцировки трофо-бласта и первым плацентарным продуктом, концентрацию которого можно измерить, является чХГ — гликопротеин, состоящий из 237 аминокислот. По структуре он близок к гипофизарным гликопротеиновым гормонам, как и они, этот гормон состоит из двух субъединиц: одна общая альфа-субъединица, которая является видоспецифичной, и бета-субъединица, которая определяет взаимодействие с рецептором и определяет биологические эффекты. Последовательность аминокислот в альфа-субъединице идентична альфа-субъединицам ТТГ, ЛГ и ФСГ. Бета-субъединица чХГ наиболее гомологична, но не идентична ЛГ, из 145 аминокислот бета-чХГ 97 (67%) идентичны бета-ЛГ. У плацентарного гормона имеется дополнительный карбокси-терминальный сегмент, который состоит из 30 аминокислот и которого нет у молекулы Л Г. Карбогидратный комплекс составляет примерно 30% молекулярной массы-субъединицы. В нем 10% молекулярной массы приходится на сиа-ловую кислоту, которая обусловливает высокую степень резистентности молекулы к распаду. Таким образом чХГ имеет длительный период полужизни в крови — до 24 часов.
В первые недели беременности (до 6-й недели) концентрация чХГ повышается в 2 раза каждые 1,7-2 дня, и по результатам многократных измерений гормона можно точно определить раннюю трофобластическую активность. Пик концентрации чХГ до 100000 мЕ/мл в плазме материнской крови отмечается на 10-й неделе гестации, затем концентрация чХГ постепенно снижается до 10000 мЕ/мл в третьем триместре. Пик концентрации чХГ по времени совпадает со становлением материнского кровотока через межворсинчатое пространство.
Длительный период полужизни чХГ позволяет небольшой массе клеток, составляющих бластоцисту, синтезировать достаточное количество гормона, которое можно измерить уже через 24 часа после имплантации. Таким образом, беременность может быть диагностирована за несколько дней до того, как появились симптомы или не пришли месячные. Антитела к уникальному бета-карбокси-терминальному сегменту не имеют перекрестной реакции с другими гликопротеино-выми гормонами. Даже маленькие концентрации чХГ 5 мЕ/мл (1 нг/мл) в плазме определяются без взаимодействия с более высокими концентрациями ЛГ, ФСГиТТГ.
Как и его гипофизарный аналог ЛГ, чХГ является лютеотропным гормоном, и желтое тело имеет высокочувствительные к чХГ рецепторы. Повышенная продукция прогестерона клетками желтого тела стимулирует увеличение продукции чХГ. Стероидный синтез осуществляется через систему цАМФ и может быть продемонстрирован in vitro. Было показано, что чХГ увеличивает конверсию материнского холестерина липопротеинов низкой плотности в прегненолон и прогестерон в плаценте.
Концентрация чХГ в крови Плода составляет только 1% от концентрации в материнском кровотоке. Тем не менее имеются доказательства того, что фетальный чХГ является важным регулятором развития надпочечников и гонад плода в первом триместре.
Различные опухоли также продуцируют чХГ: гестационная трофобластическая неоплазия (ГТН), хориокарцинома, и концентрация чХГ используется как маркер для диагностики и оценки эффективности химиотерапии этих заболеваний. Женщины с высокими концентрациями чХГ вследствие ГТН могут иметь клинические симптомы гипертиреоза, которые регрессируют на фоне снижения чХГ.
Человеческий плацентарный лактоген
{module директ4}
Вторым плацентарным полипептидным гормоном, также гомологичным гипофизарным гормонам, является так называемый плацентарный лактоген (чПЛ). чПЛ можно определить уже в раннем трофо-бласте, однако в сыворотке крови его концентрации начинают определяться только после 4-5-й недели гестации. чПЛ является состоящим из 190 аминокислот протеином, первичная, вторичная и третичная структура которого является сходной со структурой ГР и ПРЛ. В некоторых тест-наборах молекулы этих гормонов реагируют перекрестно и могут связываться с рецепторами друг друга. чПЛ имеет диабетогенную и лактогенную активность, однако минимальную ГР-подобную активность.
Физиологическая роль чПЛ во время беременности остается неясной, были описаны нормальные беременности с неопределяемыми концентрациями этого гормона. Роль чПЛ как маммотропного агента не вполне подтверждена, однако чПЛ оказывает влияние на углеводный обмен матери и мобилизацию свободных жирных кислот, вызывает повышенную секрецию инсулина в ответ на нагрузку глюкозой, напрямую стимулирует секрецию инсулина островками поджелудочной железы, формирует периферическую инсулинорезистентность, характерную для беременности. Помимо продолжительного голодания и инсулин-индуцированной гипогликемии, секрецию чПЛ стимулируют еще 2 фактора: пребета-липопротеины низкой плотности и апопротеин A-I. Продукция чПЛ примерно пропорциональна массе плаценты. Общая продукция в день может составлять до 1-1,5 г в день. Профиль элиминации гормона зависит от многих факторов, однако в среднем период полужизни составляет 15-30 минут.
Уже длительное время сывороточные концентрации чПЛ используются в качестве маркера физиологического состояния плаценты, однако пределы нормальных значений варьируют очень широко, и для правильной оценки необходимо регулярное измерение концентраций гормона. Вместо определений содержания чПЛ сейчас проводят исследование биофизического профиля, который является более чувствительным индикатором повреждения плода.
Другие хорионические пептидные гормоны и ростовые факторы
Были выделены и другие хорионические пептиды, однако их функция остается неясной. Одним из таких протеинов является гликопротеин со структурными и функциональными характеристиками, частично гомологичными ТТГ. В литературе ведется дискуссия, является ли этот пептид отличным от чХГ гормоном, и в некоторых сообщениях предполагается, что хорионический ТТГ является гормоном с молекулярной массой около 28 000 кДа, структурно отличающимся от чХГ и обладающим слабой тиреотропной активностью. Из плаценты были также выделены АКТГ-подобный, липотропин-подобный, и эндорфин-подобный пептиды, обладающие низкой биологической активностью и неопределенной физиологической ролью. Из плаценты был также выделен ФСГ-подобный пептид, однако его концентрации не определяются в кровотоке. Есть убедительные доказательства того, что цитотрофобласт продуцирует человеческий хорионический ГнРГ, который по биологическим и иммунологическим свойствам не отличим от гипоталамического ГнРГ. Возможно, синцитио-трофобласт продуцирует чХГ под непосредственным контролем этого фактора, по типу секреции гонадотропинов передней долей гипофиза под гипо-таламическим контролем. Получены предварительные свидетельства того, что цитотрофобласт осуществляет секрецию трофобластических рилизинг-гормонов, которые по типу паракринной регуляции стимулируют высвобождение синцитиотрофобластических ТТГ, соматостатина и кортикотропина. Кроме того, из ткани плаценты были выделены активин, ингибин, КРГ и множество различных ростовых факторов, включая ФРФ, ЭРФ, ТРФ и представителей семейства ИРФ, а также многие из их родственных рецепторов. Предполагается, что ПлРФ и ВЭРФ играют роль в плацентарном ангио-генезе, преэклампсии и росте плода.