Акромегалия и гигантизм. Клиническая картина
К характерным жалобам при акромегалии относятся головная боль, изменение внешности, увеличение в размерах кистей, стоп. Больных беспокоят онемение в руках, слабость, сухость во рту, жажда, боли в суставах, ограничение и болезненность движений. В связи с прогрессирующим увеличением размеров тела больные вынуждены часто менять обувь, перчатки, головные уборы, белье и одежду. Почти у всех женщин нарушается менструальный цикл, у 30 % мужчин развивается половая слабость. Галакторея отмечается у 25 % женщин с акромегалией.
Эти отклонения обусловлены гиперсекрецией пролактина и/или выпадением гонадотропной функции гипофиза. Нередки жалобы на раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности.
Головная боль может быть различной по своему характеру, локализации и интенсивности. Изредка отмечаются упорные головные боли, сочетающиеся со слезотечением, доводящие больного до исступления. Генез головных болей связывают с повышением внутричерепного давления и/или компрессией диафрагмы турецкого седла растущей опухолью.
Слабость (при отсутствии надпочечниковой недостаточности) объясняется развитием миопатии, а также периферической нейропатии, возникающей в результате отека мягких тканей и пери- или эндоневральной фиброзной пролиферации.
Изменение внешности связано с огрубением черт лица, увеличением надбровных дуг, скуловых костей, нижней челюсти с нарушением прикуса (прогнатизм) и расширением межзубных промежутков (диастема). Отмечается укрупнение стоп и кистей (рис. 8), гипертрофия мягких тканей лица — носа, губ, ушей (рис. 9). Язык увеличен (макроглоссия), с отпечатками зубов.
Рис. 8. Кисть больного акромегалией (а) и кисть здорового (б).
Рис. 9. Больной акромегалией:
а — до заболевания- б — на фоне заболевания.
При акромегалии нередко отмечается гиперпигментация кожных покровов, наиболее выраженная в области кожных складок и местах повышенного трения. Кожа влажная и жирная (что связано с повышением функции потовых и сальных желез, которые увеличены как в размерах, так и количестве), плотная, утолщенная, с глубокими складками, которые больше выражены на волосистой части головы. Отмечается гипертрихоз. Кожные изменения при акромегалии являются результатом пролиферации соединительной ткани и накопления внутриклеточного матрикса. Увеличение содержания кислых мукополисахаридов приводит к интерстициальному отеку.
Увеличение объема мышечной ткани происходит не столько за счет гипертрофии мышечных волокон, сколько благодаря разрастанию соединительнотканных образований. В начале заболевания значительно повышается физическая сила и работоспособность, но по мере его развития мышечные волокна склерозируются и дегенерируют, а данные электромиографии и биопсии указывают на прогрессирование проксимальной миопатии. Развитие акромегалической артропатии является результатом гипертрофии хрящевой ткани. Пролиферация хрящей гортани способствует формированию у больных низкого осиплого голоса.
Функциональное состояние увеличенных внутренних органов на начальных этапах болезни практически не нарушено. Однако по мере прогрессирования заболевания развиваются признаки сердечной, легочной и печеночной недостаточности. У больных довольно рано развиваются атеросклеротические изменения в сосудах, повышается артериальное давление. Сердце при акромегалии увеличено за счет разрастания соединительной ткани и гипертрофии мышечных волокон, однако клапанный аппарат при этом не увеличивается, что способствует развитию недостаточности кровообращения. Развивается миокардиодистрофия, возможны нарушения сердечной проводимости. Наблюдаются выраженные морфологические изменения в органах дыхания, приводящие к респираторным нарушениям. Нередко у больных в активной фазе заболевания отмечается синдром остановки дыхания во время сна, что обусловлено нарушением проходимости дыхательных путей.
У 30 % больных были замечены акропарестезии различной степени, возникающие в результате сдавления нервов костными структурами или гипертрофированными мягкими тканями. Наиболее распространен карпальный синдром — результат компрессии срединного нерва в карпальном туннеле и проявляющийся онемением и потерей тактильной чувствительности пальцев рук.
Нарушения обмена непосредственно связаны с патологическим влиянием гиперсекреции СТГ. Установлено, что соматотропный гормон обладает рядом основных биологических свойств: анаболическим, липолитическим и антиинсулярным (диабетогенным), а также регулирует ростовые, анаболические и адаптивные процессы в организме. Влияние СТГ на белковый обмен первично проявляется в усилении синтеза белков, увеличении задержки азота путем повышения включения аминокислот в белки, ускорении синтеза всех видов РНК и активизации механизмов трансляции.
При акромегалии отмечается активация процессов липолиза, уменьшение содержания депонируемых жиров в печени, увеличение их окисления в периферических тканях. Эти изменения проявляются повышением содержания в сыворотке крови неэстерифицированных жирных кислот (НЭЖК), кетоновых тел, холестерина, лецитина, (3-липопротеидов, и чем активней протекает заболевание, тем выше уровень НЭЖК в крови.
В среднем у 50-60 % больных наблюдается нарушение толерантности к глюкозе. Явный сахарный диабет встречается примерно в 20 % случаев.
Диабетогенное влияние СТГ обусловлено его контринсулярным действием, которое заключается в стимуляции гликогенолиза, торможении активности гексокиназы и утилизации глюкозы мышечной тканью, повышении активности инсулиназы печени. Увеличение уровня свободных жирных кислот благодаря липолитическому действию гормона действует угнетающе на активность гликолитических ферментов в периферических тканях, препятствуя нормальной утилизации глюкозы. Островки Лангерганса увеличены в размерах и даже при выраженном сахарном диабете в-клетки содержат гранулы инсулина. Нарушение со стороны инсулярного аппарата характеризуется двумя доминирующими влияниями гормона роста: резистентностью к гипогликемическому действию инсулина и ускорением инсулиновой секреции, уровень которой коррелирует с активностью заболевания. Явления диабетической ангиоретинопатии при акромегалии и сахарном диабете наблюдаются редко.
Отмечаются нарушения и со стороны минерального обмена. СТГ непосредственно влияет на функцию почек, способствуя повышенной экскреции с мочой неорганического фосфора, натрия, калия, хлоридов. Характерным для акромегалии является нарушение фосфорно-кальциевого обмена.
Повышение при этом уровня неорганического фосфора в крови и ускорение экскреции кальция с мочой являются показателями активности заболевания. Потеря кальция с мочой компенсируется ускорением его всасывания через желудочно-кишечный тракт благодаря повышению активности паратгормона. Описано сочетание акромегалии с третичным гиперпаратиреозом и паратиреоидной аденомой.
Со стороны функциональной активности периферических эндокринных желез при акромегалии отмечается двухфазная реакция, проявляющаяся в повышении и последующем снижении функциональной активности. Первая фаза непосредственно связана с анаболическим действием гормона роста, способствующего активизации гипертрофических и гиперпластических процессов в эндокринных органах. Примерно в половине случаев при заболевании отмечается наличие диффузного или узлового эутиреоидного зоба, одной из причин развития которого является повышение почечного клиренса для йода. В ряде случаев появление зоба обусловлено сочетанной гиперсекрецией опухолевыми клетками соматотропного и тиреотропного гормонов. Несмотря на повышение основного обмена, базальные уровни тироксина и трийодтиронина в сыворотке крови, как правило, в пределах нормы.
При опухолевом генезе по мере роста опухоли за пределы турецкого седла к клинической картине заболевания присоединяются симптомы нарушения функции черепно-мозговых нервов и межуточного мозга. Прогрессирующая компрессия опухолью перекреста зрительных нервов проявляется битемпоральной гемианопсией, снижением остроты и сужением полей зрения. Гемианопсия может быть преимущественно односторонней, причем наиболее ранним признаком является нарушение восприятия красного цвета. На глазном дне последовательно наблюдаются отек, стаз и атрофия зрительных нервов. При отсутствии адекватного лечения эти нарушения неминуемо приводят к полной слепоте. При росте опухоли в сторону гипоталамуса у больных отмечаются сонливость, жажда, полиурия, резкие подъемы температуры- при фронтальном росте — эпилепсия, в случае поражения обонятельного тракта — аносмия- при височном росте — эпилептические припадки, гомонимная гемианопсия, гемипарез- при развитии опухоли в сторону кавернозных синусов поражаются III, IV, V, VI пары черепно-мозговых нервов. Это проявляется птозом, диплопией, офтальмоплегией, лицевой аналгезией, снижением слуха.
Развитие акромегалии включает в себя ряд стадий: преакромегалическую, гипертрофическую, опухолевую и кахектическую. Первая стадия характеризуется наиболее ранними признаками заболевания, которые обычно трудно диагностируются. Гипертрофическая стадия регистрируется при наличии у больных характерных для заболевания явлений гипертрофии и гиперплазии тканей и органов. При опухолевой стадии в клинической картине доминируют признаки, опосредованные патологическим влиянием опухоли гипофиза на окружающие ткани (повышение внутричерепного давления, глазные и неврологические нарушения). Кахектическая стадия, вызванная, как правило, кровоизлиянием в опухоль гипофиза, является логическим исходом заболевания с развитием пангипопитуитаризма.
По степени активности патологического процесса различают активную фазу заболевания и фазу ремиссии. Для активной фазы характерно прогрессирующее увеличение конечностей, ухудшение состояния глазного дна и сужение полей зрения, наличие выраженного цефалгического синдрома, нарушение углеводного обмена, повышение содержания в крови СТГ, неорганического фосфора, НЭЖК, снижение уровня соматостатина, увеличение экскреции кальция с мочой, наличие парадоксальной чувствительности к острой гипер- и гипогликемии, действию центральных дофаминергических препаратов (L-дофа, парлодел).
Н.Т. Старкова
Эти отклонения обусловлены гиперсекрецией пролактина и/или выпадением гонадотропной функции гипофиза. Нередки жалобы на раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности.
Головная боль может быть различной по своему характеру, локализации и интенсивности. Изредка отмечаются упорные головные боли, сочетающиеся со слезотечением, доводящие больного до исступления. Генез головных болей связывают с повышением внутричерепного давления и/или компрессией диафрагмы турецкого седла растущей опухолью.
Слабость (при отсутствии надпочечниковой недостаточности) объясняется развитием миопатии, а также периферической нейропатии, возникающей в результате отека мягких тканей и пери- или эндоневральной фиброзной пролиферации.
Изменение внешности связано с огрубением черт лица, увеличением надбровных дуг, скуловых костей, нижней челюсти с нарушением прикуса (прогнатизм) и расширением межзубных промежутков (диастема). Отмечается укрупнение стоп и кистей (рис. 8), гипертрофия мягких тканей лица — носа, губ, ушей (рис. 9). Язык увеличен (макроглоссия), с отпечатками зубов.
Рис. 8. Кисть больного акромегалией (а) и кисть здорового (б).
Рис. 9. Больной акромегалией:
а — до заболевания- б — на фоне заболевания.
При акромегалии нередко отмечается гиперпигментация кожных покровов, наиболее выраженная в области кожных складок и местах повышенного трения. Кожа влажная и жирная (что связано с повышением функции потовых и сальных желез, которые увеличены как в размерах, так и количестве), плотная, утолщенная, с глубокими складками, которые больше выражены на волосистой части головы. Отмечается гипертрихоз. Кожные изменения при акромегалии являются результатом пролиферации соединительной ткани и накопления внутриклеточного матрикса. Увеличение содержания кислых мукополисахаридов приводит к интерстициальному отеку.
Увеличение объема мышечной ткани происходит не столько за счет гипертрофии мышечных волокон, сколько благодаря разрастанию соединительнотканных образований. В начале заболевания значительно повышается физическая сила и работоспособность, но по мере его развития мышечные волокна склерозируются и дегенерируют, а данные электромиографии и биопсии указывают на прогрессирование проксимальной миопатии. Развитие акромегалической артропатии является результатом гипертрофии хрящевой ткани. Пролиферация хрящей гортани способствует формированию у больных низкого осиплого голоса.
Функциональное состояние увеличенных внутренних органов на начальных этапах болезни практически не нарушено. Однако по мере прогрессирования заболевания развиваются признаки сердечной, легочной и печеночной недостаточности. У больных довольно рано развиваются атеросклеротические изменения в сосудах, повышается артериальное давление. Сердце при акромегалии увеличено за счет разрастания соединительной ткани и гипертрофии мышечных волокон, однако клапанный аппарат при этом не увеличивается, что способствует развитию недостаточности кровообращения. Развивается миокардиодистрофия, возможны нарушения сердечной проводимости. Наблюдаются выраженные морфологические изменения в органах дыхания, приводящие к респираторным нарушениям. Нередко у больных в активной фазе заболевания отмечается синдром остановки дыхания во время сна, что обусловлено нарушением проходимости дыхательных путей.
У 30 % больных были замечены акропарестезии различной степени, возникающие в результате сдавления нервов костными структурами или гипертрофированными мягкими тканями. Наиболее распространен карпальный синдром — результат компрессии срединного нерва в карпальном туннеле и проявляющийся онемением и потерей тактильной чувствительности пальцев рук.
Нарушения обмена непосредственно связаны с патологическим влиянием гиперсекреции СТГ. Установлено, что соматотропный гормон обладает рядом основных биологических свойств: анаболическим, липолитическим и антиинсулярным (диабетогенным), а также регулирует ростовые, анаболические и адаптивные процессы в организме. Влияние СТГ на белковый обмен первично проявляется в усилении синтеза белков, увеличении задержки азота путем повышения включения аминокислот в белки, ускорении синтеза всех видов РНК и активизации механизмов трансляции.
При акромегалии отмечается активация процессов липолиза, уменьшение содержания депонируемых жиров в печени, увеличение их окисления в периферических тканях. Эти изменения проявляются повышением содержания в сыворотке крови неэстерифицированных жирных кислот (НЭЖК), кетоновых тел, холестерина, лецитина, (3-липопротеидов, и чем активней протекает заболевание, тем выше уровень НЭЖК в крови.
В среднем у 50-60 % больных наблюдается нарушение толерантности к глюкозе. Явный сахарный диабет встречается примерно в 20 % случаев.
Диабетогенное влияние СТГ обусловлено его контринсулярным действием, которое заключается в стимуляции гликогенолиза, торможении активности гексокиназы и утилизации глюкозы мышечной тканью, повышении активности инсулиназы печени. Увеличение уровня свободных жирных кислот благодаря липолитическому действию гормона действует угнетающе на активность гликолитических ферментов в периферических тканях, препятствуя нормальной утилизации глюкозы. Островки Лангерганса увеличены в размерах и даже при выраженном сахарном диабете в-клетки содержат гранулы инсулина. Нарушение со стороны инсулярного аппарата характеризуется двумя доминирующими влияниями гормона роста: резистентностью к гипогликемическому действию инсулина и ускорением инсулиновой секреции, уровень которой коррелирует с активностью заболевания. Явления диабетической ангиоретинопатии при акромегалии и сахарном диабете наблюдаются редко.
Отмечаются нарушения и со стороны минерального обмена. СТГ непосредственно влияет на функцию почек, способствуя повышенной экскреции с мочой неорганического фосфора, натрия, калия, хлоридов. Характерным для акромегалии является нарушение фосфорно-кальциевого обмена.
Повышение при этом уровня неорганического фосфора в крови и ускорение экскреции кальция с мочой являются показателями активности заболевания. Потеря кальция с мочой компенсируется ускорением его всасывания через желудочно-кишечный тракт благодаря повышению активности паратгормона. Описано сочетание акромегалии с третичным гиперпаратиреозом и паратиреоидной аденомой.
Со стороны функциональной активности периферических эндокринных желез при акромегалии отмечается двухфазная реакция, проявляющаяся в повышении и последующем снижении функциональной активности. Первая фаза непосредственно связана с анаболическим действием гормона роста, способствующего активизации гипертрофических и гиперпластических процессов в эндокринных органах. Примерно в половине случаев при заболевании отмечается наличие диффузного или узлового эутиреоидного зоба, одной из причин развития которого является повышение почечного клиренса для йода. В ряде случаев появление зоба обусловлено сочетанной гиперсекрецией опухолевыми клетками соматотропного и тиреотропного гормонов. Несмотря на повышение основного обмена, базальные уровни тироксина и трийодтиронина в сыворотке крови, как правило, в пределах нормы.
При опухолевом генезе по мере роста опухоли за пределы турецкого седла к клинической картине заболевания присоединяются симптомы нарушения функции черепно-мозговых нервов и межуточного мозга. Прогрессирующая компрессия опухолью перекреста зрительных нервов проявляется битемпоральной гемианопсией, снижением остроты и сужением полей зрения. Гемианопсия может быть преимущественно односторонней, причем наиболее ранним признаком является нарушение восприятия красного цвета. На глазном дне последовательно наблюдаются отек, стаз и атрофия зрительных нервов. При отсутствии адекватного лечения эти нарушения неминуемо приводят к полной слепоте. При росте опухоли в сторону гипоталамуса у больных отмечаются сонливость, жажда, полиурия, резкие подъемы температуры- при фронтальном росте — эпилепсия, в случае поражения обонятельного тракта — аносмия- при височном росте — эпилептические припадки, гомонимная гемианопсия, гемипарез- при развитии опухоли в сторону кавернозных синусов поражаются III, IV, V, VI пары черепно-мозговых нервов. Это проявляется птозом, диплопией, офтальмоплегией, лицевой аналгезией, снижением слуха.
Развитие акромегалии включает в себя ряд стадий: преакромегалическую, гипертрофическую, опухолевую и кахектическую. Первая стадия характеризуется наиболее ранними признаками заболевания, которые обычно трудно диагностируются. Гипертрофическая стадия регистрируется при наличии у больных характерных для заболевания явлений гипертрофии и гиперплазии тканей и органов. При опухолевой стадии в клинической картине доминируют признаки, опосредованные патологическим влиянием опухоли гипофиза на окружающие ткани (повышение внутричерепного давления, глазные и неврологические нарушения). Кахектическая стадия, вызванная, как правило, кровоизлиянием в опухоль гипофиза, является логическим исходом заболевания с развитием пангипопитуитаризма.
По степени активности патологического процесса различают активную фазу заболевания и фазу ремиссии. Для активной фазы характерно прогрессирующее увеличение конечностей, ухудшение состояния глазного дна и сужение полей зрения, наличие выраженного цефалгического синдрома, нарушение углеводного обмена, повышение содержания в крови СТГ, неорганического фосфора, НЭЖК, снижение уровня соматостатина, увеличение экскреции кальция с мочой, наличие парадоксальной чувствительности к острой гипер- и гипогликемии, действию центральных дофаминергических препаратов (L-дофа, парлодел).
Н.Т. Старкова