Синдром шегрена

Видео: Болезнь Шегрена Симптомы, лечение болезни Шегрена

Синдром Шегрена («сухой синдром») представляет собой аутоиммунное поражение экзокринных (прежде всего слезных и слюн­ных) желез, сопровождающееся их гипофункцией и сочетающееся обычно с системными иммуно-воспалительными заболеваниями.

Это определение, представляющееся нам наиболее точным с науч­ной точки зрения, достаточно полно характеризует существо дан­ной патологии. Среди клиницистов популярна диагностическая триада К. Bloch и соавт. (1965): 1) сухой кератоконъюнктивит с увеличенными или нормальными размерами слезных желез;

2) ксеростомия с увеличенными или нормальными размерами слюнных желез- 3) наличие системного заболевания соединитель­ной ткани (чаще РА, реже СКВ, ССД, еще реже — узелкового по­лиартериита или дерматомиозита). Большинство авторов считают достаточным и необходимым для диагноза синдрома Шегрена двух из указанных трех проявлений.

Сочетание «сухого синдрома» с РА или другим соединительнотканным заболеванием рассматри­вается как вторичный синдром Шегрена, а наличие только сухого кератоконъюнктивита и ксеростомии — как первичный синдром Шегрена (или «болезнь Шегрена», по менее принятой терминоло­гии). Заболевание встречается у представителей всех рас и в раз­личном возрасте (в том числе у детей). Более 90% всех больных составляют женщины среднего и пожилого возраста.

Этиология и патогенез не выяснены. Известно, что в очагах тканевых поражений присутствуют Т и В-лимфоциты- характерен местный синтез большого количества иммуноглобулинов, что по­зволяет предполагать снижение функции Т-супрессоров и соответ­ственно активацию В-клеток. Среди больных с первичным синдро­мом Шегрена отмечается более высокая частота антигенов гистосовместимости DR3 и В8. Косвенным доказательством роли на­следственности и аутоиммунных нарушений при синдроме Шегре­на являются частые проявления сухого синдрома у чистолинейных мышей NZB/W и MRL с яркими признаками аутоиммунной па­тологии.

Основной гистоморфологический признак — лимфоцитарная и плазмоклеточная инфильтрация слюнных, слез­ных и других экзокринных желез — бронхиальных, желудочно-кишечных, влагалищных. Типично поражение как крупных слюн­ных желез (околоушных, подчелюстных), так и мелких, располо­женных в слизистой оболочке десен и неба.

На первых этапах инфильтрат располагается вокруг мелких внутридольковых прото­ков, в дальнейшем он распространяется по паренхиме железы, иногда сопровождаясь образованием зародышевых лимфоидных центров и атрофией железистой ткани с замещением ее жировой тканью. Характерны пролиферация и метаплазия клеток, высти­лающих протоки, с развитием так называемых миоэпителиальных островков, которые встречаются в биоптатах слюнных желез в 30—40% случаев.

Общая дольковая структура этих желез обычно сохраняется- у ряда больных одни дольки не изменены, другие почти полностью разрушены. Размеры пораженных желез могут быть как увеличенными, так и нормальными. Важно отметить, что, хотя клинические проявления синдрома Шегрена отмечаются у явного меньшинства больных диффузными болезнями соедини­тельной ткани, субклинические гистологические признаки воспале­ния слюнных желез обнаруживают почти у 100%. В частности, J. Waterhouse и J. Doniach (1966) нашли лимфоцитарные ин­фильтраты в подчелюстных железах у всех умерших с РА.



Лимфоидные инфильтраты могут в ряде случаев возникать не только в экзокринных железах, но и в легких, почках и скелетных мышцах, приводя иногда к соответствующим функциональным нарушениям. У отдельных больных лимфоидные инфильтраты в слюнных железах, лимфатических узлах и внутренних органах утрачивают обычный воспалительный доброкачественный харак­тер.

Клетки приобретают более «молодой» вид и полиморфность, обнаруживают признаки инвазивного распространения (в част­ности, структура лимфатических узлов при этом может полностью стираться). В подобных случаях морфологически не всегда воз­можно четко разграничить доброкачественную и злокачественную лимфопролиферацию, в связи с чем возник термин «псевдолимфома». У отдельных больных гистологическая картина соответст­вует иммунобластной лимфаденопатии- возможно также развитие истинных лимфосарком.

Клиническая картина

Ксерофталъмия, т. е. собственно сухость глаз, связанная с недостаточным образованием слез, обычно слу­жит первым признаком болезни. Больные жалуются на чувство сухости в глазах, ощущение инородного тела («песка»), жжение, зуд, боль, неприятные ощущения при чтении, затруднение при рткрывании глаз утром, светобоязнь. При осмотре глаза выглядят раздраженными, сухими, с расширением конъюнктивальных и перикорнеальных сосудов.

Характерно небольшое количество крошковатого или густого вязкого отделяемого белого либо желтова­того цвета. У больных уменьшено слезоотделение вплоть до пол­ного отсутствия слез, что особенно заметно при тяжелых отрица­тельных эмоциях (невозможность плакать) и воздействии раздра­жающих веществ (в частности, отсутствие слезоотделения при чистке лука). Как правило, больные лучше чувствуют себя в районах с влажным и прохладным климатом.



Объективная диагностика сухого кератоконъюнктивита воз­можна при окрашивании измененных участков конъюнктивы и ро­говицы 1% раствором бенгальского розового (результаты этой методики, однако, не всегда интерпретируются однозначно) и осо­бенно с помощью щелевой лампы, что позволяет надежно устано­вить точечный и филаментозный кератит. Для распознавания уменьшенного слезоотделения наиболее популярна проба Ширмера, состоящая в следующем.

Полоску фильтровальной бумаги шириной 5 мм закладывают верхним концом за нижнее веко на границе его средней и внутренней трети. В норме бумага намокает за 5 мин не менее чем на 15 мм. При более низких результатах секреция слез может быть стимулирована вдыханием 10% рас­твора аммония хлорида, флакон с которым располагают на 15 см ниже носа («форсированная проба Ширмера»). Положительная проба Ширмера (т. е. сам факт недостаточного слезоотделения) не является синонимом сухого кератоконъюнктивита, особенно если это исследование проводится при высокой температуре в сухом помещении.

Клинически заметное увеличение слезных желез при синдроме Шегрена встречается не более чем у 5% больных. Сухость глаз при этом заболевании не может быть связана только с разруше­нием паренхимы слезных желез воспалительным инфильтратом, поскольку хирургическое удаление этих желез (по другим пово­дам) не приводит к столь выраженной сухости. По-видимому, ре­шающее значение в развитии ксерофтальмии имеет поражение при синдроме Шегрена также всех слизистых желез конъюнктивального мешка. Возможно, определенную роль может играть изменение биохимического состава слез: уменьшение вязкости и нарастание содержания воды делает невозможным создание рав­номерного слоя слез над поверхностью роговицы.

Нелеченый сухой кератоконъюнктивит может осложняться вто­ричной инфекцией, что связано прежде всего с ослаблением или отсутствием бактерицидного действия лизоцима, содержащегося в нормальном секрете слезных желез. В результате инфекции (бактериальной или вирусной) возможны множественные ослож­нения — сращения век с глазным яблоком, потеря мигательного рефлекса, язвенный кератит, прободение роговицы с угрозой воз­никновения увеита, вторичной глаукомы и потери зрения, что бывает весьма редко.

Ксеростомия, если она существует изолированно, не должна рассматриваться как обязательное проявление синдрома Шегрена. Сухость во рту наблюдается у старых людей, у страдающих алко­голизмом, курильщиков и лиц, которые дышат через рот или принимают антидепрессанты. Временная сильная сухость во рту возникает также при нервном возбуждении. Кроме того, больные с синдромом Шегрена могут испытывать лишь очень скромные ощущения сухости во рту и поэтому активно не жалуются на них. Более того, даже при бесспорных гистологических признаках за­болевания количество слюны иногда остается достаточным для того, чтобы больной не испытывал дискомфорта.

Видео: Синдром Шегрена

Выраженная ксеростомия при синдроме Шегрена может быть очень тягостной. Наибольшие затруднения возникают при жевании и проглатывании твердой пищи, в связи с чем больные вынуждены постоянно запивать ее водой. Попытки бороться с сухостью путем сосания лимона или кислых леденцов бывают успешными лишь на ранних этапах. В тяжелых случаях частицы пищи «прилипают» к деснам, щекам и небу, и больные вынуждены удалять их руками. Сухость слизистой оболочки глотки может быть причиной дисфагии- в отдельных случаях отмечалось истинное нарушение под­вижности пищевода.

Очень часты болезненные трещины губ и углов рта. Слизистая оболочка рта нередко раздражена, ее поверхностная ткань легко отслаивается, прием горячей или острой пищи причиняет боль. При употреблении молока его свернувшиеся нити, задерживаю­щиеся на слизистой оболочке щек, иногда неправильно трактуются как грибковые поражения (которые в отдельных случаях действи­тельно могут осложнять ксеростомию при синдроме Шегрена).

Видео: Ушла из жизни Оксана Хожай

Нередок болезненный атрофический глоссит с трещинами языка. Возможен также язвенный стоматит. Нормального скопления слю­ны у основания уздечки языка в клинически выраженных слу­чаях не наблюдается. Не удается также усилить слюноотделение после массажа околоушных и подчелюстных желез. У большин­ства больных увеличение околоушных желез бывает односторон­ним и временным, хотя возможно как сохранение нормальных раз­меров, так и двустороннее увеличение.

Подчелюстные железы увеличены реже. Увеличенные слюнные железы нередко слегка болезненны при пальпации и, как правило, плотны, с гладкой или неровной поверхностью. В то же время им несвойственны каме­нистая плотность или узловатость, характерные для опухолей. Острая боль в железах, сочетающаяся с лихорадкой, местной гиперемией и гипертермией, чаще всего свидетельствует о при­соединении вторичной инфекции, что обычно бывает следствием часто наблюдающегося расширения и извитости внутрижелезистых слюнных протоков.

Видео: Болезнь Шегрена. Как не засохнуть заживо

Для суждения о патологии этих протоков, так же как о степени атрофии паренхимы железы, с успехом может быть использована контрастная сиалография. Выраженность де­струкции железистой паренхимы определяется также при сцинтиграфии с помощью меченого технеция (99mТе). При этом сравни­вается уровень поглощения радионуклида тканями слюнных желез и, в качестве контроля, щитовидной железы.

Своеобразно, что количество слюны, выделяемой за единицу времени, которое, казалось бы, должно характеризовать ксеростомию особенно точ­но, в действительности не является достаточно надежным пока­зателем, поскольку оно подвержено резким индивидуальным ко­лебаниям. Для общего суждения о снижении слюноотделения иногда важно убедиться в малом стимулирующем влиянии кислой пищи, например лимона.

При недостаточном количестве слюны часты гингивит, неприят­ный запах изо рта, кариес с зубной болью. Зубы легко крошатся, из них выпадают ранее поставленные пломбы. Следует иметь в ви­ду, что ксеростомия, вызванная лекарствами, практически никогда не бывает причиной зубной патологии.

Сигидин Я.А.
Похожее