Актуальные направления научно-практической деятельности кафедры члх мгмсу
Видео: «ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ», ПОСВЯЩЕННОЙ 110-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ПЕДИАТРИИ
Ортогнатическая хирургия при правильном планировании и выполнении является высокоэффективным функциональным и эстетическим вмешательством. В клинике нашей кафедры проводится научная и лечебная деятельность по данному приоритетному разделу работы.Задачей ортогнатической хирургии является коррекция функциональных и эстетических нарушений, возникших в результате врожденной или приобретенной костной деформации челюстно-лицевой области. Ортогнатическая хирургия — это наиболее эффективный способ улучшения эстетики лица, позволяющий перемещать структуры лица в 3 плоскостях пространства, благодаря чему удается значительно изменить внешний вид лица. В задачи ортогнатической хирургии также входит улучшение психологического состояния пациентов, нарушающегося при деформациях лица. В некоторых случаях невозможно улучшить самооценку внешности пациента и его социальное восприятие вне зависимости от принятых норм лицевой симметрии и баланса.
Патология челюстей, вызванная чрезмерным ростом или недоразвитием костей лицевого скелета, характеризуется нарушением прикуса и изменениями височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС). Этиология данного вида челюстно-лицевых аномалий разнообразна. По нашим данным и данным зарубежных авторов, у 20—35 % населения наблюдаются различного вида аномалии и деформации лицевого скелета, причем 5—15% из них нуждаются в операции.
Обследование больных проводится с применением стандартных клинических, антропометрических, рентгенологических методов. Также осуществляется специальное обследование ВНЧС — клиническое и инструментальное с применением аксиографии и магнитно-резонансной томографии ВНЧС. Планирование оперативного лечения проводится на современном уровне с применением компьютерных технологий и 3D моделирования и симуляции операции с учетом нормализации функции и лицевой эстетики.
В клинике кафедры внедряются методы эндоскопической ассистенции при переломах нижней челюсти и средней зоны лица, разрабатываются методы эндоскопических вмешательств заболеваний ВНЧС. Другим приоритетным направлением работы является лечение обширных кавернозных и артерио-венозных гемангиом челюстно-лицевой области. Сложность их лечения обусловлена диффузным распространением гемангиомы на мягкие ткани лица и органы полости рта. Для комплексного лечения обширных кавернозных и артерио-венозных гемангиом в клинике применяется метод электрохимической терапии (ЭХТ). Технология ЭХТ новообразований подразумевает разрушение тканей под воздействием постоянного электрического тока, подводимого к тканям через введенные в них платиновые электроды. Постоянный ток малой силы и низкого напряжения (до 120 мА и до 25 В) вызывает местное образование продуктов электролиза с крайними значениями кислотности и щелочности. Степень повреждения тканей также зависит от времени проведения сеанса ЭХТ. Диаметр зоны повреждения тканей вокруг каждого электрода составляет 13-15 мм на 100 кулон (С), при силе тока - 50-60 мА и напряжении — 8—10 В. В зависимости от этого рассчитывается количество электродов, вводимых попарно. Нами отмечено, что в зоне проведения ЭХТ во всех случаях происходит формирование внутритканевого рубца, что приводит к уменьшению объема гемангиомы.
Еще одним важным направлением работы кафедры является изучение возможностей лазерных технологий в хирургической стоматологии. Проведены серии экспериментов по выявлению способности лазерного излучения в сравнении с механическим воздействием стимулировать регенерацию как мягких тканей, так и кости. Клинико-микробиологическими исследованиями доказана эффективность лазерных технологий у пациентов с генерализованным пародонтитом средней и тяжелой степени. По данным клинических, рентгенологических и иммунологических методов исследования лазерные технологии эффективны и при операции цистэктомии. С помощью лазера проводили иссечение новообразований небольших размеров, фиброзных разрастаний, остеотомии челюстных костей и т.д. Клинические преимущества очевидны: уменьшение кровотечения и интенсивности боли, улучшение визуализации во время операции, невыраженный коллатеральный отек и болевой синдром после операции, отсутствие грубых рубцов в отдаленные сроки. Кроме того, существует возможность заживления раны без наложения швов, под «лазерным бинтом», если послеоперационную рану обработать лазерным излучением в режиме коагуляции.
На кафедре в течение многих лет проводятся научные разработки по совершенствованию диагностики и лечения опухолей слюнных желез. С целью оптимизации диагностики наряду с цитологическим методом исследования используются стандартная и допплеровская сонографии, к несомненным достоинствам которых относится неинвазивность и быстрота исследования. На основании полученных данных можно судить о расположении опухоли, визуализировать и установить тип питающих сосудов. Применение МРТ позволяет объемно визуализировать опухоль, установить ее соотношение с сосудами и нервами, выявить злокачественные признаки, если таковые имеются. Известно, что особенности оперативного вмешательства при доброкачественных опухолях зависят от топографической анатомии железы, размеров и морфологического строения опухоли. Особенно дифференцированно следует подходить к выбору хирургического метода лечения плеоморфных аденом, особенностью которых является способность к рецидивам. Объем удаляемых тканей при этих опухолях зависит от размеров и локализации опухоли, а также от того, первичная это опухоль или рецидив. В послеоперационном периоде показано динамическое наблюдение за пациентами с данной патологией до 3 лет.
Актуальным разделом научно-практической деятельности является совершенствование диагностики и лечения воспалительных заболеваний. Воспаление зачастую приобретает вялотекущее течение, имеет склонность к распространению и повреждению тканей. Такое гипергическое течение заболевания развивается на фоне вторичной иммунной недостаточности. У больных с признаками иммунодепрессии чаще наблюдаются тяжёлые формы одонтогенной инфекции. Растёт количество больных со спонтанно возникающей вторичной иммунной недостаточностью, которая проявляется рецидивирующими инфекционно-воспалительными процессами. Поэтому актуально прогнозирование течения воспалительного процесса и обоснованное применение корригирующих мероприятий на основании выявления дифференцированных и активационных молекул лимфоцитов.
Чтобы поставить диагноз вторичной иммунной недостаточности, необходимо обосновать его клинико-лабораторными критериями, позволяющими констатировать иммунодефицитное состояние. Характерными лабораторными признаками вторичной иммунной недостаточности являются: снижение общего содержания лейкоцитов- снижение содержания общей популяции и субпопуляций лимфоцитов- нарушение продукции цитокинов- нарушение синтеза иммуноглобулинов. Проведённые исследования позволили заключить, что больные с гипергическим воспалением в челюстно-лицевой области имеют явные признаки вторичной иммунной недостаточности, в основном нарушения лимфопоэза, касающиеся в большей степени иммунорегуляторного звена Т-лимфоцитов, в меньшей степени — цитотоксических и В-лимфоцитов.
А.Ю. Дробышев, А.А. Гришин, С.В. Тарасенко, Т.П. Шипкова, В.В. Шулаков
ГОУ ВПО «МГМСУ»