Эозинофилия. Эозинофильная реакция на паразитарную инвазию
Видео: Агрессия паразитов, живущих в теле человека Бутакова О. А
Эозинофильная реакция на паразитарную инвазию
Эозинофилия, нередко очень выраженная, настолько часто сочетается с гельминтозами, что врач должен инстинктивно рассматривать возможность паразитарной инвазии при любом появлении эозинофилии.Очень высокая степень эозинофилии характерна для следующих паразитарных инвазий, вызванных многоклеточными организмами: шистосомоз, трихинеллез, висцеральная миграция личинок и филяриоз.
Во всем мире насчитывается около 200 млн случаев шистосомоза.
Абсолютное число эозинофилов обычно превышает 3 х 10 9/л, нередко бывает значительно большим. При этих инвазиях наблюдаются лимфаденопатия и гепатоспленомегалия, которые могут привести к диагностической путанице с ЭС. Для их отличия следует производить соответствующие общедиагностические и микробиологические исследования.
Ранее уже обсуждалось, что эозинофилы могут обладать специфической цитотоксичностью в отношении гельминтов. Очевидно, это свойство объясняет защитную роль, которую выполняет эозинофилия в организме, подверженном паразитарной инвазии.
В результате эозинофильной инфильтрации областей паразитарной инвазии может возникать поражение тканей организма, так как освобождаемые эозинофилами белки обладают токсичностью по отношению к окружающим тканям. Нарастание клинических симптомов обусловлено как распадом паразитов в тканях окружающих их органов, так и сопутствующим воспалительным процессом, вызываемым эозинофилией.
Эозинофилия в педиатрической практике
У детей эозинофилия не является редкостью. В Соединенных Штатах Америки, вероятно, наиболее распространенной причиной эозинофилии среди больных педиатрических клиник является аллергия. Приблизительно у 85% детей, больных бронхиальной астмой, количество эозинофилов в крови превышает 0,6 х 10 9/л.Обычно эозинофилия устойчива и ее степень не коррелирует с выраженностью клинических симптомов. Во всем мире наиболее распространенной причиной эозинофилии является паразитарная инвазия. Как уже отмечалось, эозинофилия обычно наблюдается при гельминтозах, при заболеваниях, вызванных простейшими. Отсутствие эозинофилии прежде всего характерно для инвазии, вызванной Giardia lamblia.
Наиболее распространенные гельминтозы у детей вызываются Тохосага canis и Тохосага cati. Наблюдаемая при них эозинофилия наиболее выражена во время развития личинок и их миграции. Отмечаются также такие клинические проявления, как гепатомегалия, инфильтраты в легких, анемия и гипоглобулинемия.
Висцеральная форма отличается от кожной миградии личинок и ползущей сыпи, вызываемой Ancylostoma brаziliense. Последняя проявляется в виде зудящей ползущей сыпи.
Несмотря на то что указанные три паразита являются наиболее распространенными в западных странах, частота заболевания другими типами гельминтозов у детей во всем мире зависит от условий жизни населения и эндемического распространения видов этих паразитов.
У детей с определенными наследственными заболеваниями также может наблюдаться эозинофилия. К ним относятся семейный гистиоцитоз и тяжелый врожденный иммунодефицитарный синдром, при которых абсолютное число эозинофилов обычно меньше, чем при паразитарных инвазиях.
Помимо этого, к развитию злокачественных новообразований, протекающих с эозинофилией, могут предрасполагать некоторые генетические и хромосомные аномалии. Примером этого феномена может служить моносомия по 7 паре, предрасполагающая к эозинофилии и лейкозу.
Эозинофильный гастроэнтерит является преимущественно болезнью детского возраста, и большинству больных меньше 20 лет. Аллергический анамнез имеется не всегда.
Эозинофилия обычно наблюдается у недоношенных детей, сохраняясь до тех пор, пока они не наберут нормальную массу тела. В настоящее время высокое содержание эозинофилов считают признаком анаболического состояния.
Анамнез
Наиболее часто эозинофилия обнаруживается во время рутинного лабораторного обследования лиц с необычными жалобами. Врач обычно располагает данными анемнеза еще до того, как обнаруживается, что у больного эозинофилия, за исключением редких случаев, когда больному известно, что у него эозинофилия по результатам предшествующего медицинского обследования.Знание того, что у больного эозинофилия, дает возможность произвести целенаправленный опрос во время сбора анамнеза, а также планировать дальнейшее лабораторное обследование.
Анамнез настоящего заболевания
Эозинофилия может быть проявлением большого числа заболеваний с множеством клинических симптомов. Если врачу известно об эозинофилии во время сбора анамнеза, это большое число симптомов можно преобразовать (в определенные типы хорошо описанных синдромов.Для того чтобы поставить диагноз редкого заболевания, необходимо быть осведомленным о свойственных ему жалобах. Далее обсуждаются некоторые существенные вопросы, которые могут оказать помощь в диагностике наиболее распространенных причин эозинофилии.
Предлагаемый алгоритм (рис. 187) иллюстрирует классификацию больных в зависимости от предъявляемых жалоб и результатов лабораторного обследования.
Рис. 187. Схема диагностического подхода у больного с эозинофилией
Больного, предъявляющего жалобы на локальную чувствительность мышц при надавливании и боль, у которого в анамнезе отсутствуют системные заболевания, следует расспросить о физической нагрузке или напряжении непосредственно перед появлением жалоб.
Эта информация важна не только для диагностики травматического повреждения мышцы, но и в случаях эозинофильного миозита и фасциита, которым часто предшествует повреждение мышц.
Наличие эозинофилии направляет внимание проницательного дерматолога в сторону некоторых очень характерных патологических состояний, например, описанная выше кожная форма миграции личинок. Более редкой патологией является синдром Велла, или рецидивирующий гранулематозный дерматит с эозинофилией, проявляющийся поражениями кожи, возникновением гранулем и эозинофилией.
Его следует отличать от таких системных заболеваний, как болезнь Ходжкина, проявлениями которой также могут быть сыпь и эозинофилия. Кроме того, при кожных заболеваниях необходимо расспросить больного относительно приема лекарственных препаратов и контакта с токсическими веществами, поскольку в этих случаях также характерно наличие сыпи и эозинофилии.
Жалобы на спазмы и боли в животе, рвоту и понос с примесью крови немедленно должны вызывать у врача подозрение на инфекционную причину заболевания. Когда наряду с этими симптомами наблюдается эозинофилия, следует рассматривать такие состояния, как гельминтоз и эозинофильный гастроэнтерит. В дифференциальной диагностике могут оказать помощь выяснение длительности симптомов и сведений о путешествиях больного.
Жалобы на воспалительные явления в мочевом пузыре и болезненное мочеиспускание при наличии эозинофилии могут свидетельствовать об эозинофильном цистите. Иногда могут наблюдаться симптомы, имитирующие туберкулез или опухоль мочевого пузыря. Анамнез и выраженность симптомов не всегда играют большую роль, однако начальные жалобы могут указывать на определенные физикальные симптомы и специальные исследования, необходимые для постановки диагноза состояния.
Интуитивный опрос
Каждый врач обычно задает специфические вопросы, которые могут расширить выбор возможных диагнозов. Этими специфическими вопросами, которые задают больному с подтвержденной эозинофилией, являются следующие.Появились ли обсуждаемые симптомы недавно? Если нет, то как долго они наблюдаются и связано ли их появление с путешествиями, контактом с токсическими веществами, приемом или передозировкой лекарственных средств? Имеют ли эти симптомы преимущественное отношение к определенной части тела или являются распространенными?
Если симптомы имеют распространенный характер, связаны ли они с общими изменениями здоровья, например, уменьшением массы тела и хроническим недомоганием? Задавая эти вопросы, врач имеет возможность расставить правильные акценты на различных аспектах физикального обследования и сделать соответствующий выбор лабораторных исследований.
Анамнез перенесенных заболеваний и опрос по органам и системам
Информацию, не содержащуюся в первоначально предъявляемых жалобах, нередко удается получить из анамнеза перенесенных заболеваний. Дальнейший опрос может выявить независимое второе заболевание, обусловившее появление эозинофилии.Примером может служить жалоба на зуд в области анального отверстия у ребенка со средним отитом, страдающего сопутствующей инвазией острицами. В этом случае эозинофилия связана со вторым заболеванием, а не с жалобой, приведшей больного к врачу.
Посредством тщательно собранного анамнеза болезни и опроса по органам и системам врач может обнаружить скрытую причину эозинофилии, особенно если она не связана с первичным заболеванием.
Семейный анамнез
Больной с аллергией в семейном анамнезе сам может иметь предрасположенность к аллергическим заболеваниям. С другой стороны, абсолютное число эозинофилов, превышающее 1 х 109/л, вряд ли имеет аллергическую этиологию и следует предпринять более интенсивный поиск других источников заболевания.Поскольку злокачественные новообразования находятся среди наиболее распространенных причин эозинофилии, сведения о членах семьи, страдающих этими заболеваниями, должны увеличивать подозрение на вторичную эозинофилию, обусловленную раком. Подобно этому наличие у, членов семьи аутоиммунных заболеваний предрасполагает к возникновению ревматоидного артрита, полиартериита и даже ЭС.
Образ жизни
Детали, касающиеся образа жизни больного, имеют чрезвычайно важное значение. Сведения о путешествиях в субтропические районы указывают на тропический филяриатоз, трихинеллез и другие эндемические гельминтозы в качестве возможного диагноза.Соответственно знание эндемических областей, характерных для определенных гельминтов, может помочь врачу отличить шистосомоз от тропического филяриатоза, поскольку первый имеет большое распространение в Африке, а второй — в Азии.
Лекарственный и терапевтический анамнез. Сведения о приеме лекарственных препаратов также являются важной частью обследования по поводу эозинофилии. К появлению умеренной эозинофилии могут быть причастны многие препараты. Наиболее часто указывают на пенициллин, ампициллин, цефалоспорины, нитрофурантоин, парааминосалициловую кислоту, дифенин, гидралазин и хлорпромазин.
Эозинофилию могут также вызывать варфарин и карбамезепин. Поскольку постоянно появляются новые лекарственные прописи, осмотрительный врач должен быть всегда настороже относительно фармакологических причин эозинофилии.
Кроме того, важное значение может иметь контакт с другими факторами. Например, эозинофилию могут вызывать терапевтические дозы ионизирующей радиации, применяемые по поводу локализованных злокачественных новообразований. Следует иметь в виду и профессиональный контакт с радиоактивными источниками.
Наконец, эозинофилию могут вызывать редко используемые терапевтические методы, особенно гемодиализ, выполняемый по поводу хронической почечной недостаточности. Кроме того, у недоношенных детей, получающих лечение по поводу болезни легких новорожденных, некротизирующего энтероколита или других хронических заболеваний, нередко имеется самостоятельная эозинофилия, обусловленная, возможно, ограниченной способностью организма реагировать на различные вредные воздействия.