Суррогатное материнство. Суррогатное материнство с точки зрения психолога

Суррогатное материнство - это рождение ребенка, вынашиваемого в организме не генетической матери. Благодаря суррогатному материнству многие пары, которые по тем или иным причинам не могут иметь детей, имеют возможность стать родителями. Причины могут быть разные - бесплодие, отсутствие матки, почечная и печеночная недостаточность.

Видео: Процедура суррогатного материнства - как происходит, что нужно оформить?

Суррогатное материнство. Суррогатное материнство с точки зрения психолога

Суррогатное материнство - это рождение ребенка, вынашиваемого в организме не генетической матери. Благодаря суррогатному материнству многие пары, которые по тем или иным причинам не могут иметь детей, имеют возможность стать родителями. Причины могут быть разные - бесплодие, отсутствие матки, почечная и печеночная недостаточность.

Раньше, пары, которые не могли иметь детей, имели возможность только усыновить или удочерить ребенка, но теперь могут прибегнуть к суррогатному материнству или к ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение).
Идея суррогатного материнства появилась вместе с возникновением патологии - бесплодие. Первые попытки этого способа были далеки от сегодняшнего суррогатного материнства - для вынашивания ребенка служили здоровые и молодые служанки, которые генетически являлись матерями этих детей. В последней четверти 20 века в Америке на свет появился ребенок от женщины, которая не являлась ему генетической матерью.
В некоторых странах к суррогатному материнству относятся неоднозначно. В Норвегии, Швеции, Германии и некоторых других станах этот способ рождения ребенка является юридически запрещённым. В Ирландии и Греции он не запрещен и законодательно не отрегулирован. В России, Грузии, Украине, во многих штатах США и ЮАР суррогатное материнство разрешено законом, более-менее отрегулировано и продолжает совершенствоваться.

Видео: Представитель РПЦ. Суррогатное материнство – худшая разновидность проституции. Время покажет

Условия суррогатного материнства
Первое и главное условие - это обоюдное согласие биологических родителей и суррогатной матери, и если у нее есть муж, то и его согласие тоже на осуществление этой программы. Следующее обязательные условия - это психическое и физическое здоровье будущей суррогатной матери- отсутствие у нее судимостей- возраст от 20 до 35 лет.
Процедура суррогатного материнства
Перед пересадкой эмбриона сначала обеим женщинам приводят их менструальные циклы к синхронному функционированию. Биологической матери назначают препараты для стимуляции овуляции, а суррогатной - назначают необходимые средства, которые создадут максимально благоприятные условия для возникновения беременности. Затем у биологической матери забирают яйцеклетку, а у биологического отца сперму. Выбрав здорового сперматозоида, яйцеклетку оплодотворяют «в пробирке». Далее развивающийся эмбрион подсаживают в полость матки суррогатной матери.
Где найти суррогатную мать?
Идеальной женщиной для суррогатного материнства является ближайшая родственница. Если такой вариант не подходит, то женщину можно поискать в собственном городе. Это не совсем хороший вариант, поскольку трудно будет сохранить конфиденциальность. Можно искать и в других городах и даже странах. Искать можно с помощью объявлений или интернета. Но для начала в любом случае нужно ознакомиться с законодательной базой, которая регулирует суррогатное материнство, также нужно проконсультироваться со специалистами.

Суррогатное материнство с точки зрения психолога

После многочисленных медицинских и юридических консультаций многие участники Программы суррогатного материнства особо не акцентируют свое внимание на ее психологических составляющих.

Некоторые первоначально даже не считают суррогатное материнство сложной психологической ситуацией, требующей помощи специалиста-психолога. Однако без соответствующей психологической подготовки не сможет обойтись ни один из участников такой программы. Каждый из ее участников будет переживать свою «психологическую драму» и должен готовиться к будущим проблемам заранее.

Вероятность возникновения проблем в ходе процедуры суррогатного материнства меньше, когда оба Потенциальных родителя являются генетическими родителями ребенка.

Однако так бывает не всегда, да и вообще, рассчитывать на полную «психологическую безболезненность» не приходиться и в этом случае. Сложности возникают даже на первом этапе, когда супруги проходят множество медицинских процедур, довольно неприятных и стеснительных для них. Кроме того, им необходимо постоянно делиться интимными подробностями и признавать свою женскую или мужскую «несостоятельность» перед посторонними людьми – медиками, юристами и психологами.

Участие в программе ЭКО донора значительно усугубляет и без того существующие психологические проблемы Потенциальных родителей. Для многих использование чужого биологического материала – это «убитая надежда», признание капитуляции в битве с бесплодием. Не прост и этап выбора: выбрать суррогатную мать и донора для ЭКО – это тоже испытание чувств супругов. Далее ожидание, надежды и опасения: получится или опять все сначала. Затем, если получилось – относительное затишье в переживаниях: радость победы над бесплодием на значительный период затмевает большинство психологических проблем.

Несомненно, Суррогатные программы являются серьезным испытанием и для женщин, выступающих в качестве суррогатных матерей. Для мужа Суррогатной матери осознание того, что жена вынашивает чужого ребенка для чужой семьи, также является тяжелой психологической травмой.

На первом этапе при правильной подготовке, как правило, у суррогатных матерей не возникает существенных психологических проблем. Однако при выборе Потенциальными родителями суррогатной матери многие женщины-кандидаты испытывают своеобразный «постдискотечный синдром», подобный тому, который некоторые из них ощутили на школьных вечерах, когда мальчики-одноклассники так и не пригласили их на танец.

Как показали последние исследования, большинство суррогатных матерей во время беременности испытывали переживания и тревогу за ребенка, которого вынашивали. Они не только хотели удачно выносить беременность, родить здорового ребенка, но переживали за его дальнейшую судьбу. Многие задавали вопрос о том, смогут ли генетические родители обеспечить должный уход за ним.

После рождения ребенка среди психологических проблем, которые чаще всего подстерегают Потенциальных родителей и суррогатную мать следует выделить:

определенную психологическую нестабильность суррогатной матери после рождения ее ребенка;
синдром «разочарования в себя» Потенциальной матери;
ощущение чувства «излишней заботы» к суррогатной матери, которое возникает у потенциального отца;
психологические проблемы, которые возникают у Потенциальных родителей в связи с объяснениями окружающим их людям появления у них ребенка, которого «еще вчера и в плане не было».



Психологическую нестабильность суррогатной матери после рождения ею ребенка, который «не ее» понять не сложно. Чтобы Вам не говорили, сложно поверить, что у суррогатной матери вообще не возникает чувств к нему. Когда приходит срок отдавать его Потенциальным (генетическим) родителям, для многих это оказывается сложной психологической проблемой.

Тут мы отмечаем не только чувство неуверенности в надежности родителей, но и материнский инстинкт заботы, который погасить полностью нельзя. Такие психологические проблемы, безусловно, очень сложно решить. Желательно, чтобы Суррогатная мать побыстрее переключилась на своих собственных детей, которые тоже психологически пострадали от участия их матери в Программе.

Согласно исследованиям британских психологов, после рождения ребенка почти четверть Потенциальных матерей испытывают новый приступ разочарования, из-за того, что они не стали матерью, которая родила. Иногда к этой проблеме еще и присоединяется отсроченное волнение за поведение Суррогатной матери во время беременности и после родов.

Потенциальные отцы за время беременности суррогатной матери и так очень привыкли к суррогатной матери, о здоровье и проблемах которой они знают уже практически все. После рождения чувство благодарности перемешивается с заботой. В этот период отцы не успевают сразу переключиться только на своего ребенка и жену. Причем их жена сейчас требует именно этого. Для ее женского и материнского восприятия излишняя забота мужа и даже разговоры о состоянии суррогатной матери в этот период – психологическая травма.



Немаловажным является и отношение общества, которое зачастую с предубеждением относится к суррогатному материнству. Возвращение в общество может создавать дискомфорт для всех участников Программы. Необходимо заранее продумать все объяснения по поводу сложных вопросов, как и где и от кого.

Избежать и нормально пережить эти и иные психологические проблемы может помочь квалифицированный психолог. Никогда не пытайтесь самостоятельно решать психологические проблемы, а особенно в случаях связанных с семейными и репродуктивными проблемами.

Роль суррогатной матери

Женщина, решившаяся на роль суррогатной матери, мыслится как помощница для бесплодных родителей. Однако существует и вполне реальный психологический вред от такой помощи. Ведь материнство само по себе уже не может быть ложным. На протяжении девяти месяцев женщина по-разному ощущает свою беременность. Именно по этой причине в перинатальной психологии принято различать несколько периодов, в которые отношение женщины к своему состоянию меняется.

Главным веществом, который определяет эмоциональное состояние, поведение женщины во время беременности, является прогестерон. С самого начала беременности, от прикрепления зародыша к стенке матки и на протяжении его развития, под влиянием прогестерона организм женщины работает в режиме полной мобилизации сил для сохранения и вынашивания плода. И не важно, своя личная это яйцеклетка или чужая. Происходит гормональная перестройка, при которой все гормональные процессы уходят на второй план, изменяется работа нервной системы. Прогестерон на время беременности усыпляет иммунитет, призванный бороться с любым чужеродным вторжением.

Именно борьба прогестерона с иммунитетом на начальном этапе является причиной раннего токсикоза, выражающегося плохим самочувствием женщины. И тут суррогатная мать оказывается в худшем положении, чем если бы она была беременна генетически своим ребенком. Для родной матери плод является наполовину чужим, а для суррогатной — чужим на сто процентом. И если вначале такая женщина воспринимает новость о случившейся беременности как радость (ура! У меня получилось!), то далее эйфории быстро сменяется апатией, тревогой и раздражительностью. Тогда и приходит страх и первые сомнения. Разумеется, негативный настрой «мамы» сказывается на состоянии плода.

Физиологически процесс беременности неизменен, потому быть беременной «понарошку» не получится. Последующие периоды будут все больше и больше погружать женщину в ощущение собственного материнства, в заботу о ребенке, которого потом придется отдать. После того, как период токсикоза закончится, наступает период погружения. Именно в этот период женщины начинают совершать несвойственные им поступки, выражать непривычные для них желания, типа подснежников зимой и т.д. Однако именно на этом этапе возникают разногласия и конфликты с настоящими родителями, которые сами определяют режим дня, места для прогулки, рацион питания суррогатной матери. В такие моменты даже материальный стимул, который, казалось бы, должен сглаживать все неудобства, не работает. У женщины пропадает интерес ко всему, кроме беременности.

Надо сказать, что и генетическим родителям приходится несладко. По существующим данным на Западе 60% суррогатных матерей пытаются расторгнуть договор или даже скрыться от своих «клиентов». Конечно, у них возникают тогда мысли, как ведет себя женщина-«инкубатор», не вредит ли она ребенку?

Для тех, кто решился на метод суррогатного материнства, возникает множество сложных вопросов, от юридических, моральных до психологических. Причем не только для них самих, но и для родившегося малыша. Всегда надо учитывать непредвиденны ситуации, возможные во время беременности.

Без семьи к ребенку?

По сути дела мы наблюдаем трансформацию традиционной семьи, основанной на брачном союзе двух родителей и кровном родстве и очередное глобальное изменение парадигмы деторождения. Само определение семьи как «неполной» применительно к «обязательному» наличию обоих родителей с вытекающей отсюда некой ущербностью, неполноценностью по отношению к семье «полной», теряет свой изначальный смысл.

Право женщин, состоящих в браке, на то, чтобы для продолжения рода воспользоваться ВРТ (список разрешенных методик варьируется от страны к стране), признано практически повсеместно. Но может ли одинокая, не состоящая в браке женщина стать матерью?

В ряде стран, где применение ВРТ регулируется законом, одинокие женщины фактически лишены права на то, чтобы воспользоваться услугами репродуктологов. Супружество или устойчивые партнёрские отношения с лицом противоположного пола рассматриваются в качестве обязательного условия для осуществления репродуктивной программы.

Россия является одной из немногих стран, где закон защищает право женщин на материнство вне зависимости от супружеского статуса, физических характеристик, потребности в донорских гаметах, а также наличия или отсутствия партнёра. В ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан6 говорится: "Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона".

Таким образом, супружеский статус при реализации репродуктивных программ при помощи ВРТ в России значения не имеет, так как при реализации своей репродуктивной программы женщина может выступить в роли единственного пациента, решив вопрос с отцовством позднее по собственному усмотрению, как это и предусмотрено действующим Семейным кодексом РФ. Генетическое родство с будущим ребёнком также не играет никакой роли, в силу того, что в репродуктивной программе одинокой женщины может быть использована не только донорская сперма, но и донорские ооциты или эмбрионы. Следует отметить, что «суррогатная» программа с использованием донорских эмбрионов или же донорских ооцитов и донорской спермы одновременно, как это было в нашумевшей на всю Украину истории с американкой Джанет Руньон (Jeanette Runyon)5, вовсе не является детоторговлей, как ошибочно полагают некоторые. Это лишь крайняя мера в преодолении бесплодия, которую можно сравнить с индивидуальным актом творения. Родство с таким ребёнком определяется не генетикой, не кровью, а намерением супругов-заказчиков суррогатной программы стать родителями, намерением, благодаря которому и появляется на свет новый человечек, которого, в противном случае, просто не было бы.

Видео: Какие требования к суррогатной маме - Кто может стать суррогатной мамой?

Суррогатное материнство в Украине: быть или не быть?

Впомещении Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина прошел круглый стол Харьковского регионального отделения Ассоциации юристов Украины по правовым проблемам суррогатного материнства. С основным докладом на круглом столе выступила старший юрист ЮФ «Кибенко, Оника и партнеры» Светлана Бабич. В качестве экспертов выступили партнер ЮФ «Кибенко, Оника и партнеры» Максим Шевердин и адвокат Алексей Макаренко, которые имели опыт защиты в уголовных делах, связанных с применением процедур суррогатного материнства.

Участники круглого стола обратили внимание на несовершенство нормативно-правовой базы в сфере регулирования суррогатного материнства. Украина является одной из немногих стран, в которых разрешено лечение бесплодия методом суррогатного материнства. Однако, в стране не созданы законодательные условия для того, чтобы надлежащим образом защитить права и обязанности всех участников процесса.

Оживленное обсуждение вызвал вопрос применения процедуры суррогатного материнства иностранными гражданами, которые едут в Украину, в частности в Харьков, за ребенком «на заказ»: от заключения договора с суррогатной матерью до регистрации ребенка в органах РАГС и вывоза его за пределы Украины. Пробелы и коллизии в вопросах суррогатного материнства приводят к неправильному оформлению данных правоотношений, что дает основания правоохранительным органам возбуждать уголовные дела. Все это негативно отражается как на имидже медицинских учреждений , так и на стране в целом.

В завершение обсуждения спорных вопросов суррогатного материнства было принято решение создать рабочую группу в составе Елены Кибенко, Светланы Бабич, Максима Шевердина и Алексея Макаренко для разработки предложений касательно изменений в законодательной базе по вопросам суррогатного материнства. К вопросам, которые необходимо урегулировать на уровне закона, участники круглого стола отнесли следующее: вопрос применения методов и условий материнства, урегулирование правоотношений между родителями, суррогатной матерью, донорами и медицинскими учреждениями, возможности принимать участие в программе суррогатного материнства одиноким людям и таким, которые находятся в фактических брачных отношениях без регистрации брака, однополым семьям из-за границы.


Похожее