Течение алкоголизма. Жизненный цикл

Видео: Как избавиться от алкоголизма №1(начало). Метод Павлова - Шичко.Проф.Зиновьев часть 1+

Жизненный цикл

С чего начинается алкоголизм?

Трудно зафиксировать переход к хронической стадии болезни.

Когда, в случае раковых заболеваний, первая клетка становится злокачественной?

Когда возникает первое сужение коронарных сосудов при сердечно-сосудистых заболеваниях?

Обычно и рак, и болезни сердца удается диагностировать, когда болезнь зашла уже достаточно далеко. То же самое верно и для алкоголизма. Складывается впечатление, что некоторые становятся алкоголиками прямо после первой рюмки, но понимаем мы это только задним числом.

Тем не менее известно, что болезнь возникает в определенном возрасте, ход ее развития и окончание тоже более или менее предсказуемы. «Более или менее» — это важная характеристика, поскольку вариативность здесь весьма велика. Все происходит по-разному у мужчин и женщин, у белых и черных, у американцев и французов.

Типичный белый мужчина начинает серьезно пить в возрасте примерно двадцати лет, между 20 и 30 годами пьет все больше и больше, после тридцати у него возникают серьезные проблемы, он бывает госпитализирован из-за пьянства (если вообще попадает в клинику) в возрасте 35—40 лет, получает признание как алкоголик, т.е. как человек, который не может пить по-человечески, между 40 и 50 годами.

За редкими исключениями, мужчины не превращаются в алкоголиков после 45 лет. Для алкоголизма, как и для большинства других болезней, есть «возраст повышенного риска», и если в 45—50 лет у мужчины нет симптомов алкоголизма, маловероятно, что они появятся в будущем.

Болезнь кончается смертью в результате самоубийства, несчастного случая или соматической болезни, либо человек бросает пить. В США господствует мнение, что очень редкие алкоголики способны вернуться к нормальному способу потребления спиртных напитков.

Характер пьянства может быть достаточно разным, и было бы неправильно только какой-то один соотносить с алкоголизмом.

Известнейший в США авторитет в этой области медицины, Е.М. Джеллинек выделяет различные «виды» алкоголиков.

Один вид, так называемые гамма-алкоголики, распространен в США и соответствует стереотипу ассоциации Анонимных Алкоголиков. Для гамма-алкоголиков характерны запои и проблемы с контролем. Стоит такому запить, и он не сможет остановиться, пока его к этому не принудят подорванное здоровье или безденежье.

По выходе из запоя человек способен какое-то время воздерживаться от пьянства. Джеллинек противопоставляет гамма-алкоголиков разновидности, распространенной во Франции. Последние способны себя контролировать, но не могут обходиться без выпивки.

Он должен ежедневно выпивать определенную дозу спиртного, не испытывая при этом потребности превышать ее. Он ни за что не признает себя человеком с алкогольной зависимостью, пока ему не придется по внешним причинам прекратить пить, и тогда он столкнется с синдромом абстиненции.

Вот автопортрет французского алкоголика:



Меня зовут Пьер. Я не алкоголик. Я не знаком ни с одним алкоголиком. Во Франции если и встретишь алкоголика, то только среди туристов.

Я пью вино с детства. Вино полезно. Я пью его за едой и когда чувствую жажду. С юных лет я выпиваю по 3—4 литра вина в день. Я люблю при случае выпить чего-нибудь покрепче, особенно в воскресенье утром или после работы. Я никогда не превышаю своей дозы, и у меня не бывает проблем с алкоголем.

Когда я служил в армии, нам совсем не давали вина. Меня всего начало трясти, и казалось, что по мне что-то ползает.

Думаю, это было из-за армейского питания. Доктор сказал, что у меня увеличена печень. У моего отца и у деда тоже была большая печень. Скорее всего, это ничего не значит.


У американской разновидности алкоголиков есть два пути — в запой или в полное воздержание. Французские алкоголики не запойны, но и полное воздержание им недоступно.

Несмотря на существование двух разновидностей алкоголизма, многие из тех, кто не относится ни к одному виду, все-таки испытывают серьезные проблемы со спиртным. Далеко не у всех американских алкоголиков первый же стаканчик неизбежно ведет к запою- человек может очень длительное время пить умеренно, прежде чем алкоголь превратится в угрозу для его здоровья или бытовых и социальных отношений.

Чернокожие алкоголики начинают пить раньше — зачастую в 11—15 лет. К двадцати это уже вполне созревшие алкоголики, нуждающиеся в госпитализации. При воздержании от спиртного они чаще, чем белые алкоголики, страдают галлюцинациями и по неизвестным причинам в среднем возрасте менее склонны к самоубийству.



Тот факт, что современная диагностика алкоголизма больше внимания обращает не на совокупность симптомов, а на проблемы, объясняется многообразием характерных форм потребления алкоголя.

Наиболее частыми причинами смерти алкоголиков являются самоубийство, убийство, несчастные случаи и различные соматические заболевания, включая острый гепатит, цирроз, панкреатит, субдуральную гематому, пневмонию и сердечно-сосудистые заболевания.

Повышенная смертность характерна только для злостных пьяниц, которых мы называем алкоголиками. Исследователи обнаружили, что самая высокая продолжительность жизни у людей умеренно пьющих, несколько короче — у совсем не пьющих и самая короткая — у заядлых пьяниц. Это не доказывает, что алкоголь удлиняет срок жизни.

Можно лишь высказать догадку, что предрасположенность к умеренному потреблению спиртного закономерно сопутствует свойствам, обеспечивающим человеку долгую жизнь. В недавно проведенном крупномасштабном исследовании было установлено, что существует положительная корреляция между умеренностью в потреблении спиртного и долгожительством, при этом учитывались и такие параметры, как курение и социальное происхождение.

Это наблюдение подтверждается результатами других исследований, показывающих, что пьющие (не алкоголики) менее подвержены заболеваниям коронарных сосудов, чем непьющие, а содержание липопротеинов высокой плотности в крови (фактор пониженного риска сердечно-сосудистых заболеваний) у них выше.

Эти результаты имеют более чем предварительный характер: пока еще врачи не рискуют прописывать умеренное потребление спиртного для предотвращения болезней сердца.

Самопроизвольное, или спонтанное, излечение от алкоголизма случается намного чаще, чем принято считать.

При этом верно, что склонный к спиртному человек живет дольше, чем его совершенно трезвые собратья из царства млекопитающих. В антологиях XIX в. было очень популярно вот такое стихотворение анонимного автора:

До 30 живут лошадь и мул,
Не зная ни водки, ни пива.
Коза и овца — 20 лет, и привет,
Но ни глотка виски и джина.
Корова бочками воду пьет,
Но в 18 — уходит.
Псу лишь 15 — уж дух испустил
Без помощи рома и пива.
Кот больше 12 не живет,
Хоть сливки лакает и воду он пьет.
Скромно и трезво нам яйца несет
Курица глупая — в 10 умрет.
Бедные твари, ни капли не пьют,
Безгрешно живут и рано умрут.
Зато род людской — пьяный, грешный и злой,
Но по 70 лет топчет землю ногой.
А есть и такие, хоть их меньшинство,
Они пьют до 100 — вот кому повезло.


Частота случаев первого направления в больницу для лечения алкоголизма резко падает у людей на шестом и седьмом десятке, и такая же точно история со статистикой первых арестов за правонарушения, совершенные спьяну. Конечно, уровень смертности алкоголиков выше, но это, как представляется, не вполне достаточное объяснение сокращения числа проблемных пьяниц в среднем и пожилом возрасте.

Помогает ли алкоголикам лечение? Многие считают, что да, но факты этого не подтверждают. Впрочем, факты не подтверждают и обратного. При любых методах лечения примерно треть алкоголиков поддерживает трезвый образ жизни в течение года, треть потребляет спиртное более умеренно, а треть продолжает пить как прежде, если не хуже.

До 1970-х гг. большинство находившихся на излечении алкоголиков являлись «чистыми» пьяницами. Если они и использовали какие-либо другие вещества, то исключительно для борьбы с тревожностью и бессонницей либо в поисках менее разрушительных заменителей алкоголя. При всем при этом алкоголь оставался их излюбленным снадобьем. В последующие годы наркомания очень распространилась, и многие алкоголики стали переключаться на кокаин и опиаты.

Это явление полинаркотизма слишком недавнего происхождения, и здесь пока еще много непонятного. Оно явно усложняет задачи лечащих врачей и изменяет цикл жизни болезни: прогноз течения осложненного алкоголизма дать намного сложнее.
Похожее