Анонимные алкоголики. Учения общества
Видео: Выпускной у анонимных алкоголиков — Дизель Шоу — выпуск 2, 22.05
У Анонимных Алкоголиков есть две «библии».Одну называют «Двенадцать шагов и двенадцать традиций».
Другая — «Анонимные Алкоголики», а члены движения зовут ее «Великая книга».
Это собрание анекдотических случаев из опыта алкоголиков, записанных первыми членами движения.
В книге «Двенадцать традиций» дается описание самой организации. В ней подчеркивается, что АА не является реформистским движением и не управляется профессионалами. Оно существует на добровольные пожертвования членов, сохраняющих полную анонимность.
В нем не существует членских взносов и нет платных целителей. Каждый нуждающийся в помощи может стать членом движения. Все группы совершенно автономны. АА не участвуют ни в каких движениях и начинаниях и не занимают в конфликтах чью-либо сторону. (Движение АА усвоило урок Вашингтонского общества — созданной в середине XIX в. группы самопомощи алкоголиков, которая развалилась из-за внутренних несогласий по вопросам рабства и т.п.)
Когда Билла У., одного из основателей движения АА, простодушно спрашивали: «Как действует движение АА?», он получал большое удовольствие, отвечая: «Превосходно, спасибо, просто потрясающе».
В «Великой книге» три главы (с 5-й по 7-ю) посвящены детальному объяснению того, как работают АА. А вот «двенадцать рекомендуемых шагов к выздоровлению»:
1. Мы признали, что оказались беззащитными перед спиртным — наша жизнь стала неуправляемой.
2. Мы поверили, что вернуть нас к здоровью может только сила, превосходящая нас.
3. Мы приняли решение вверить нашу волю и наши жизни попечительству Господа Бога, как мы его понимаем.
4. Мы пытливо и бесстрашно пересмотрели накопленный нами нравственный багаж.
5. Мы дали точный отчет Богу, самим себе и другим людям в природе наших ошибок.
6. Мы полностью доверили Богу исправить в нас все эти недостатки характера.
7. Мы смиренно просили Его исправить наши недостатки.
8. Мы вспомнили всех, кого обидели, и исполнились готовности возместить нанесенные нами обиды.
9. Мы при всякой возможности возмещали таким людям нанесенные обиды.
10. Мы не прекращали анализ собственной жизни и всякий раз, как выясняли, что были не правы, с готовностью признавали это.
11. Мы стремились к тому, чтобы посредством молитвы и созерцания укрепить наш сознательный контакт с Богом, как мы его понимаем, и молились только о том, чтобы познать Его замысел относительно нас и обрести силу выполнить Его волю.
12. Благодаря этим шагам мы достигли духовного пробуждения и теперь пытаемся нести эту весть алкоголикам и жить в соответствии с этими принципами.
Заметьте, что только в двух из двенадцати этапов есть упоминание о спиртном. Эти шаги предписывают не столько воздержание от спиртного, сколько рекомендации о способе жизни. Как сформулировал один из членов движения, «АА не учат нас, как управлять потреблением алкоголя- они учат нас, как управлять своей трезвостью.
Большинство из нас еще до участия в первом собрании знали, что единственный способ для нас управлять потреблением спиртного — это не пить вообще. Люди говорили нам об этом. Почти каждый алкоголик, которого я знал, время от времени бросал пьянство — кое-кто десятки раз! Нет ничего хитрого в том, чтобы бросить пить. Все дело в том, как остаться непьющим».
Многие члены АА подходят к рекомендациям «двенадцати шагов» с открытым умом и готовностью проявлять гибкость. Для многих «превосходящая сила» — это само движение АА. Бог иногда только символизирует таинственность мироздания, а не является традиционным божеством.
Насколько успешны АА?
В Америке несколько лет назад Rand Corporation завершила самое обширное из когда-либо проводившихся исследований алкоголизма. Источником информации послужили 85% из первоначальной выборки в 922 человека, проходивших стационарное лечение от алкоголизма.Ученые следили за ними на протяжении четырех лет. Результаты показали, что алкоголики, регулярно посещавшие собрания АА, имели более высокий показатель долговременного воздержания от спиртного, чем любая другая группа. Примерно половина из них полностью воздерживалась от спиртного и после четырех лет. При этом только 14% пациентов продолжали регулярно посещать собрания АА к концу четвертого года.
Распределение пациентов между группами АА и другими формами лечения совершалось без какого-либо методического контроля. Поэтому малое меньшинство, продолжавшее и через четыре года посещать собрания АА, представляло собой на деле высокомотивированную группу людей, которые были бы в таком же порядке и безо всякого лечения.
Позднее были проведены два исследования, поставившие под сомнение эффективность АА. В обоих случаях выбрали нетипичные объекты исследования, так что делать на их основании обобщения было бы неоправданно.
Тем не менее следует отметить результаты этих работ, особенно потому, что других контролируемых исследований АА никогда не проводилось. В одной работе алкоголики были приговорены к посещению собраний АА по суду, и эту группу сравнивали со случайной выборкой не получавших лечения пьяниц.
Долгосрочных различий между этими группами не обнаружено. В другой работе получавшие метадон алкоголики были случайным образом распределены между группами АА, группой когнитивно-поведенческой терапии, нацеленной на выработку способности контролировать потребление спиртного, и группой, не получавшей никакого лечения.
Менее 20% первоначальных пациентов дошли до конца исследования. Лучше всего обстояли дела в группе когнитивно-поведенческой терапии и в группе, не получавшей лечения- группа, «прикомандированная» к АА, показала рост пьянства.
Достоверность этой оценки общей эффективности АА может быть серьезно оспорена, но повторю еще раз: это единственные существующие исследования АА, проведенные в соответствии с научными принципами. Учитывая значимость АА для многих программ лечения алкоголиков, очень жалко, что результативность действия АА не стала предметом более скрупулезных исследований.
Тем не менее остается фактом, что АА заслужили похвалу со стороны большего числа людей, чем любой другой метод лечения алкоголизма. Д-р Бин продолжает:
С учетом того факта, что все выступающие придерживаются заданного шаблона и каждый знает концовку каждой истории, собрания оказываются поразительно разнообразными и занимательными. Выступавшие несходны между собой по уровню образования, по степени обаяния, способности формулировать мысли, возрасту и полу.
Каждый рассказывает одну и ту же, в сущности, историю: как он начал пить, утратил контроль над собой и начал разрушать в своей жизни все, что было для него дорого и важно. У каждого свой вариант того, как он достиг предела падения и, пройдя через пучину отчаяния и неверия, полный чувства отвращения и потерянности, попал к АА. Затем он описывает свое выздоровление и как научился справляться с жизнью без поддержки спиртного.
Дональд Гудвин