Иммуностимулирующая способность дендритных клеток. Активация врожденного иммунитета
Повышенное внимание генной инженерии в последнее время обращено на увеличение иммуностимулирующей способности ДК. Через вирусные или невирусные векторы в ДК встраивают такие трансгены, как иммуностимулирующие цитокины (например, IL-12, GM-CSF), костиму-лирующие молекулы и антигены. Существуют следующие методы переноса генетического материала в ДК: катионная липидопосре-дованная трансфекция, электропорация, баллистическая трансфекция и трансдукция вирусных векторов. Стимулирующая способность модифицированных ДК зависит от трансфекционных систем и от происхождения ДК, а также от стадии развития ДК. Преимущество генной трансфекции — в эндогенной презентации на молекулах МНС I эндогенно экспрессируемого белка.
Изучение эффективности путей введения ДК выявило, что при внутривенном введении накопление ДК отмечается в печени, селезенке и костном мозге и отсутствует в регионарных лимфатических узлах При внутрикожном введении в лимфатических узлах определяется небольшая фракция ДК, а при подкожном пути введения ДК там не обнаруживаются. Поэтому исследователи часто комбинируют пути введения для достижения максимального эффекта, а также увеличивают количество введений для усиления антигенспецифического ответа.
Приведенные материалы свидетельствуют о том, что, несмотря на ключевую роль ДК в реализации эффекторных функций врожденного иммунитета, а также максимальной (по сравнению с другими АПК) способности представлять антиген и инструктировать направленность адаптивного иммунитета, использование ДК в клинике для модуляции иммунного статуса находится на стадии накопления знаний.
В современной литературе активно обсуждается возможность создания неспецифической иммунологической защиты против неизвестного патогена путем активации системы врожденного иммунитета. Исходя из этих предпосылок, такие PAMPs можно рассматривать как потенциально перспективные компоненты различного рода иммунопрепаратов для стимуляции неспецифической защиты от патогенов и целенаправленного программирования адаптивного иммунитета.
Была исследована способность поликомопонентной бактериальной вакцины Иммуновак-ВП-4 активировать врожденный иммунитет и оказывать протективное действие при инфекционном процессе. Выбор вакцины был обусловлен следующими соображениями: вакцина состоит из комбинации антигенных комплексов 4 условно патогенных микроорганизмов и содержит большой набор PAMPs (липополисахарид, пептидогликан, тейхоевые кислоты и т.д.)- кроме того, ранее в опытах на животных и при испытании на людях выявили выраженное иммуномодулирующее действие препарата.
Протективную активность поликомопнентной бактериальной вакцины «Иммуновак-ВП-4» изучали на модельной инфекции мышей при заражении летальной дозой (106 микробных клеток) штамма Salmonella typhimurium 415. За 24 часа до заражения мышей вакцинировали однократно внутрибрюшинно дозой 400 мкг вакцины. Для контроля заражающей дозы использовали интактных животных, которых заражали тремя 10-кратно убывающими дозами культуры (10-105-10 микробных клеток) и определяли величину LD50. На дозу брали по 6 мышей.
В сыворотке крови мышей определяли спектр экспрессируемых цитокинов Образцы сывороток исследовали в различные интервалы времени, как после вакцинации, так и после заражения S. typhimurium вакцинированных мышей. Контролем служили показатели у интактных животных.
В этом опыте была изучена экспрессия цитокинов у вакцинированных мышей до заражения и в динамике 120 часов после заражения. Для суждения степени увеличения уровня цитокинов в исследованных группах мышей мы представили их в абсолютных величинах и в относительных по кратности, и проценту повышения по сравнению с интактными.
Как и в предыдущих исследованиях вакцинация вызывала активную экспрессию IL-10, IL-6, TNF-a уже через 1 час после введения Иммуновак-ВП-4, через 4 часа выявлено значительное увеличение IL-12 и IFN-y, играющих центральную роль в формировании и регуляции эффекторных механизмов врожденного и адаптивного иммунитета. К 24 часам уровни цитокинов снижаются, но и в этот срок они значительно превышают показатели контроля.
Иная динамика происходила после заражения вакцинированных мышей. В первые 48 часов после заражения количество цитокинов в сыворотке было без динамики и оставалось на уровне, отмеченном через 24 часа после вакцинации. Значительное увеличение спектра и количества цитокинов отмечали в отдаленные сроки наблюдения 48-96 часов, причем наиболее высокие значения были у IFN-y и IL-10, тогда как количество IL-12 не имело существенной динамики во все сроки наблюдения.
На этом фоне вакцинированные Иммуновак-ВП-4 мыши в 100% оставались живыми в течение 4 суток после заражения. В контрольной группе интактных мышей гибель животных регистрировали через 24 часа после заражения. К 5-м суткам 100% контрольных животных погибли.
Источник: http://meduniver.com