Коррекция срока беременности по узи. Выявление многоплодных беременностей при плановом узи
Правильное определение срока беременности имеет два потенциальных преимущества: 1) снижение частоты необоснованного назначения токолитических препаратов для подавления родовой деятельности, обусловленного неправильным диагнозом преждевременных родов- 2) улучшение тактики ведения и исходов при перенашивании беременности.
В исследовании RADIUS пациентки, которым проводилась плановая эхография, реже подвергались лечению по поводу преждевременной родовой деятельности, чем беременные, у которых эхография осуществлялась только по показаниям (3,41% по сравнению с 4,22%).
Поскольку частота преждевременных родов в обеих группах была аналогичной, можно заключить, что плановая эхография снизила частоту необоснованного подавления родовой деятельности. Такой эффект весьма желателен, поскольку лечение с помощью токолитиков является дорогостоящим и характеризуется определенным риском. Так, побочное действие адренергических препаратов на сердечно-сосудистую систему, как полагают, может быть причиной ятрогенных материнских смертей у беременных с угрозой прерывания беременности.
У пациенток, которым проводилась плановая эхография, наблюдалась более низкая частота перенашивания беременности (10,1% по сравнению с 21,4% для срока более 41 нед, 3,2% по сравнению с 4,6% для срока более 42 нед). Эти данные согласуются с результатами исследования, проведенного в Хельсинки, в котором эхография снизила частоту переношенных беременностей (со сроком более 42 нед) с 5,9 до 2,9%.
В крупном рандомизированном клиническом исследовании было показано, что при перенашивании беременности плановая стимуляция родовой деятельности с помощью простагландина Е2 снижает частоту операции кесарева сечения на 3,3% (с 24,5 до 21,1%) по сравнению с применением выжидательной тактики ведения.
Такой положительный эффект не смогли продемонстрировать авторы исследования RADIUS отчасти потому, что плановая стимуляция родовой деятельности не являлась стандартом лечения в случаях перенашивания беременности, у пациенток включенных в эту работу. Кроме того, хотя частота неблагоприятных перинатальных исходов была на 40% ниже в группе с плановой эхографией (1,6% по сравнению с 2,6% соответственно), это различие не было статистически достоверным.
Это не представляется удивительным, поскольку в указанном исследовании потребовалась бы группа как минимум из 6848 пациенток с перенашиванием беременности, чтобы такое различие имело 80% мощность. В работе RADIUS таких больных было только 592, поэтому статистическая мощность составила менее 12%. Аналогично для того, чтобы снижение частоты кесаревых сечений при перенашивании беременности с 24,5 до 21,2% стало достоверным с 80% мощностью, потребовалось бы обследовать 5202 пациентки.
По данным исследования RADIUS, плановая эхография гораздо эффективнее, чем «эхография по показаниям» в выявлении многоплодных беременностей в сроках до 26 нед (98,5% (67 из 68) по сравнению с 62,3% (38 из 61)- отношение шансов (ОШ) 40,5-). Более того, в 13,1% случаев (8 из 61) диагноз многоплодной беременности у женщин из контрольной группы не был установлен до поступления в родильный дом.
Как бы то ни было, совершенствование диагностики не привело к улучшению перинатальных и материнских показателей исходов и улучшению тактики ведения. Обладало ли исследование RADIUS дастаточной статистической мощностью, чтобы выявить различия между двумя группами? Частота неблагоприятных перинатальных исходов при многоплодных беременностях составила 25% (17 из 68) в группе с плановой эхографией по сравнению с 37,7% (23 из 61) в контрольной группе.
Это различие не было статистически достоверным (ОР = 0,8, 95% ДИ от 0,39 до 1,11, р = 0,13). Однако исследование RADIUS охватило менее 36% от того числа больных, которое было бы необходимо для того, чтобы указанное различие было достоверным. Для проверки достоверности данного различия потребовалось бы 448 пациенток с многоплодной беременностью, а в исследовании RADIUS их было обследовано только 129.
Источник: http://meduniver.com