Модели интеграции мусульманского населения в европе

Видео: Правительство Германии одобрило закон об интеграции мигрантов

Мигранты всегда вносили, вносят и будут вносить весомый вклад в развитие экономики стран их пребывания.

Этому процессу сопутствует ряд проблем, которые связаны с отчужденностью выходцев из других стран, обособленностью их общин, недоверием или непризнанием их местным населением, подверженностью "ксенофобии", распространением межконфессиональной, межэтнической розни и расовой дискриминацией.

Все это свидетельствует о несовершенстве интеграционной политики развитых государств по отношению к иностранцам. Весьма интересным и показательным представляется опыт Европейского Союза по интеграции мусульман.

Европейские страны, проводя достаточно жесткую политику по принятию новых мигрантов, в том числе мусульман, пытаются интегрировать в европейское общество уже давно проживающие на их территории этнокультурные общества.

Как говорится в официальном сообщении Комиссии Евросоюза (ЕК) посвященном вопросам иммиграции, интеграции и занятости (2003), «успешная интеграция мигрантов - одна из основ социального сплочения общества и одновременно предпосылка эффективности экономики».

Термин «интеграция» (от лат. integer - целый), употребляется в широком смысле и означает объединение в целое каких-либо частей.

Применительно к миграции, он характеризует процесс, в ходе которого уроженцы других стран и их дети превращаются в составной элемент принимающего общества.

Численность мусульманской общины в Европе (без стран СНГ) из года в год увеличивается.

Таким образом к 2010 году их число составило 23 млн. чел., это примерно 5% от общей численности населения в этих странах (например в 1950 гг. в Европе проживало около 800 - 900 тыс. мусульман).

Предполагается, что к 2025 г. количество мусульманского населения в Европе удвоится, а в 2050 г. составит 20% населения

Если приплюсовать к этому количеству еще и население Турции, которое составляет около 70 млн. человек и которая наверняка уже будет членом Евросоюза, то мусульманское население Европы значительно увеличится. С учетом турецкого присутствия, в обозримой перспективе большинство населения Европы окажется мусульманским.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что при этих расчетах не учитываются следующие факторы, которые способны отразиться на ситуации, изменяя ее то в одну, то в другую сторону:


• колебания прироста или убывания коренного населения Европы;
• динамика самого мусульманского населения;
• уровень иммиграции новых групп мусульманского населения;
• изменение численности населения Турции;
• отток определенного количества гастарбайтеров на родину;
• иммиграция не мусульманского населения;
• переход от одного вероисповедания к другому.

В Европе действует несколько моделей интеграции приезжих мусульман: во-первых, это французская модель ассимиляции, во-вторых, это английская модель "мультикультурализма" и в-третьих, это нечто среднее между двумя предыдущими моделями, то что предлагает Германия.



В Германии мусульман рассматривают как временных гостей, приехавших в страну поработать, с той целью, чтобы потом возвратиться на родину, и по этой причине представители первого, второго и третьего поколений мусульман не могут получить немецкое гражданство, при этом этнические немцы и их дети, проживавшие за пределами исторической родины, почти автоматически получают германское гражданство сразу же по прибытии в страну.

Однако вплоть до конца XX в. турки, прожившие в Германии более 20 лет, так и оставались иностранцами. Их дети, родившиеся на территории этого государства, также не могли претендовать на германское гражданство.

Для ранних стадий развития миграционных процессов, характерна ассимиляция - способ адаптации пришлого населения к жизни на новом месте. В Европе мусульмане ассимилировались тогда, когда их было немного. Модель ассимиляции не признает, что у этнических меньшинств могут быть особые потребности, которые следует учитывать в практической политике, и считает, что все равны в правах. В таких ситуациях этнические, культурные и религиозные вопросы считаются прерогативой частной жизни мигрантов.

По такому пути долгие годы шла Франция, однако модель ассимиляции и политика сохранения культурной однородности общества, лежавшая в основе интеграционных мер вплоть до 70-х гг. прошлого века, стала давать сбои по мере увеличения мусульманского населения. Модель ассимиляции стала вытесняться новой моделью – "мультикультурализмом", которая означает признание возможности сосуществования и взаимодействия в социуме различных этнических групп и культур.

Интеграция по новой модели обретает характер обоюдного воздействия, в ходе которого меняется не только сам мигрант, но и принимающее его общество. По мнению П.Семтенко, «принимающее общество стремится обеспечить полноценное участие иммигрантов в своей жизни».

Именно "мультикультурализм" был заложен в основу социальной стратегии ЕС, принятой в Лиссабоне в 2000 г. В ней интеграция понималась как формирование взаимодействия сообществ на принципе равенства, включая не дискриминационное отношение к мигрантам, обеспечение их равноправия, превращение их в полноценных участников общественной жизни независимо от расовой, этнической, религиозной и культурной принадлежности.

Таким образом, "мультикультурная интеграция" не размывает границы между культурами, как при ассимиляции, и не укрепляет эти границы, а обеспечивает их проницаемость. И это стало толчком к увеличению числа мусульман в Европе.

Разумеется, ни одна из названных моделей не реализуется в чистом виде. Приверженность той или иной из них лишь выражает доминирующий подход государственных органов к решению проблем интеграции мусульман, в котором сочетается как функциональная, так и "мультикультурная" направленность мероприятий. Среди различных подходов и используемых средствах в решении проблем мигрантов можно выделить три составляющие: политико-правовую, социально-экономическую и культурно-религиозную.

Учитывая неудачи и используя на накопленный позитивный опыт, страны ЕС пересматривают свою интеграционную политику по отношению к мусульманам. В ее современном развитии прослеживаются четыре основные тенденции.

Во-первых, усиливается внимание к решению социально-экономических проблем, обеспечению более полной реализации прав мусульманского населения в области занятости, образования, социального обеспечения, здравоохранения и обеспечения жильем, к противодействию их социальному отвержению. Предполагается, что улучшение материального и социального положения мусульманских общин приведет к их большей открытости, стиранию этнических отличий, отказу от самореализации в экстремистских формах.

Во-вторых, все большее внимания уделяется проведению мер, способствующих повышению лояльности мусульманского населения в отношении страны приема. Среди подобных инициатив - дальнейшее улучшение правового положения, в том числе либерализация правил получения гражданства, а также борьба с дискриминацией.

В-третьих, проведение более жесткой интеграционной политики, что проявляется во введении обязательных и не слишком демократичных интеграционных мер для вновь прибывающих мусульман, желающих получить новое гражданство, за уклонение от участия в которых накладываются санкции. Принудительное, по сути, обучение мигрантов языку страны проживания, ознакомление с ее историей, традициями, обычаями, культурой и ценностями призваны преодолеть пассивное отношение их определенных категорий к интеграции и даже сопротивление ей.

 В-четвертых, рационализация "мультикультурных инициатив", ориентация проводимых мер на содействие межэтнической и межрелигиозной толерантности и диалогу. На фоне критики "мультикультурализма" (Германия) ведется поиск более сбалансированного, компромиссного варианта, отвечающего интересам принимающего социума и в то же время учитывающего потребности самих мусульман.

Таким образом, во многих странах Европы идея синтеза и многообразия культур сменяется стремлением к жесткой интеграции мигрантов в европейское сообщество на условиях соблюдения их гражданских прав в том объеме, в котором они не противоречат национальным интересам и культурными традициями принимающих государств.
Похожее