Общие вопросы алкогольной политики
Видео: Общее дело Что принес России свободный рынок алкоголя 2009
Алкогольная государственная политика представляет собой совокупность мероприятий, проводимых государством с целью воздействия на ситуацию, связанную с потреблением алкогольных напитков населением страны.Основы алкогольной политики могут быть выражены в законах, законодательных правовых актах или государственных программах, однако и без подобных документов могут проводиться конкретные действия в этом направлении.
Иными словами, алкогольная политика может существовать де-факто без ее оформления де-юре или какой-либо государственной декларации по этому поводу.
Эта политика в разных странах и в разные периоды времени может осуществляться с самой различной степенью активности: от фактического невмешательства в потребление алкоголя населением до полного запрета на производство и оборот алкогольных напитков.
В первом случае позицию государства принято называть "пермиссивной" (разрешительной), во втором - "прогибиционистской" (запретительной). Могут значительно варьировать также главные цели алкогольной политики, основные мишени воздействия, формы целевых мероприятий.
Алкогольная ситуация включает четыре основных компонента: производство алкогольных напитков, их продажа, потребление их населением и последствия этого потребления. Мишенями осуществляемых мероприятий могут быть один из этих компонентов, два-три из них или вся цепочка.
Такой выбор определяется движущими мотивами алкогольной политики и ее целями. Когда государство уделяет внимание преимущественно производству и продаже алкогольных напитков, главной целью являются обычно денежные доходы от продажи алкоголя, поступающие в государственный бюджет ("фискальный интерес").
В этом случае государство заинтересовано в высоком уровне алкогольного оборота, невзирая на распространенность и тяжесть негативных последствий массового потребления алкоголя, хотя и может прикрывать свой чисто фискальный интерес пустыми декларациями о борьбе с этими последствиями.
Такая алкогольная политика была характерна для европейских государств в ХVII-XIX веках (в том числе России), причем в те времена проблемой негативных последствий чаще откровенно пренебрегали как на деле, так и на словах. В ряде стран власть присваивала себе монопольное право на производство и продажу алкоголя с целью получения максимальных доходов. Решение проблемы последствий и ответственность за них оставлялись самому населению.
Напротив, если государство заботится, главным образом, о здоровье населения, снижении уровня негативных последствий потребления алкоголя и хочет в связи с этим, чтобы население потребляло меньше алкоголя (т.е. мишенью государственных мер является потребление), то оно должно отказаться от фискальной заинтересованности в росте производства и продажи алкогольных напитков.
В этом случае высокие налоги и цены на алкоголь, а также государственная монополия на его оборот выполняют не столько задачу пополнения бюджета, сколько задачу снижения потребления алкоголя (за счет ограничения его доступности).
Политические решения о запрете на производство и потребление алкогольных напитков
Типичные примеры такой политики, представляющей собой различные варианты "сухого закона", на протяжении всего XX века являли США, скандинавские страны (Норвегия, Швеция, Финляндия), а также Россия в 1985-1988 гг. Крайним случаем является полный запрет на производство и продажу алкогольных напитков - "сухой закон" (Исландия, 1912-1923- Финляндия, 1919-1932- США, 1919-1933).К последней четверти XX века в европейских странах определилась единая позиция в отношении формирования алкогольной политики, выражающаяся в том, что ее главной целью должно быть снижение негативных последствий потребления алкоголя, и это же должно быть главной мишенью проводимых государством мероприятий.
Такой приоритетный подход определили реальные итоги многолетней алкогольной политики во многих странах, убедительно показавшие, что массированное "силовое" воздействие на потребление алкоголя не дает ожидаемого эффекта, так как в ответ на существенные ограничения доступности легального алкоголя население прибегает к массовому изготовлению и потреблению нелегального алкоголя и его суррогатов.
Именно такая реакция населения явилась причиной провала введения "сухого закона" в первой половине XX века в упомянутых выше странах. Подоплека такого рода алкогольной политики в те годы носила религиозно-моральный характер и совершенно не согласовывалась с реальностью.
Политические решения о запрете на производство и потребление алкогольных напитков были подготовлены широкими трезвенническими движениями, развернувшимися в Северной Америке и Европе в конце XIX -начале XX веков, лидерами которых были представители духовенства либо бескомпромиссные приверженцы трезвеннической морали из прихожан.
В наше время становится все более ясным, что у населения, традиционно ориентированного на европейскую культуру, объективно всегда существует определенный уровень популяционной потребности в алкоголе, различный в определенные исторические периоды.
Этот уровень стихийно устанавливается в результате сложного взаимодействия различного рода социально-психологических мотиваций, действующих на протяжении некоторого отрезка времени. Для лиц, ответственных за разработку и реализацию алкогольной политики, принципиальной ошибкой является отношение к алкоголю как к товару не первой необходимости, наличие которого в коммерческом обороте ввиду его потенциальной опасности может быть одномоментно значительно сокращено или вовсе упразднено "на благо населению".
Никогда еще не оправдывался расчет на то, что население быстро привыкнет к вводимым значительным ограничениям доступности алкоголя и тем более, - к его отсутствию. Наглядным примером может служить Финляндия, прошедшая этап полного запрета на алкоголь (1919-1932), значительного ограничения его доступности (1932-1968) и последующего поэтапного смягчения ограничений.
Несмотря на длительные антиалкогольные усилия властей, зарегистрированное среднедушевое потребление алкоголя в Финляндии устойчиво росло с каждым десятилетием, и к 90-м годам оно удвоилось по сравнению с 60-ми годами, приблизившись к среднедушевому потреблению в Великобритании, где борьба с потреблением алкоголя в течение всего этого периода фактически не велась.
Специалисты, отстаивающие ту точку зрения, что основной мишенью государственной алкогольной политики должны быть отрицательные последствия алкогольного потребления, их предупреждение и снижение (минимизация), полагают, что такой подход в большей степени может способствовать снижению потребления алкогольных напитков населением, чем прямая борьба с потреблением путем возведения всяких препятствий к их приобретению.
Подчеркивается, что указанная позиция становится все более актуальной в условиях преобладания в мире тенденции к демократизации, интернационализации и глобализации, в том числе в социально-культурном плане. Признание свободы выбора поведения для всех членов общества включает в себя и личный выбор в отношении потребления алкогольных напитков.
При этом важно иметь в виду, что большая свобода в выборе поведения влечет за собой и большую личную ответственность за свое поведение, в том числе и за последствия потребления алкоголя.
В зарубежной литературе все чаще используются термины "ответственное употребление алкоголя" (responsible drinking), а также "разумное употребление" (sensible drinking). Уже состоялось несколько международных конференций на эту тему.
Предполагается, что при ответственном или "разумном" потреблении алкоголя снизится уровень всевозможных форм злоупотребления им, произойдет "минимизация последствий" и, как следствие, возникнет тенденция к снижению общего уровня употребления алкоголя без какого-либо принуждения со стороны властей. Термин "минимизация последствий" поэтому некоторыми специалистами рассматривается как эквивалент понятия "снижение уровня злоупотребления".
В.Е.Пелипас, Л.Д.Мирошниченко, М.Г.Цетлин