Психология и психотерапия


Если вам приходилось изучать НЛП, то вы уже знакомы с так называемым«движением в мета-позицию» и успели оценить его. Еще вы, вероятно,имеете представление о том, как важно контролировать «экологичность».В курсе «НЛП-практик» мы учимся производить проверку на экологичностьнаших мыслей, эмоций, поведения, коммуникации и т. д., чтобы сноваи снова не использовать того, что явно не работает! Мне нравитсяв этой связи острота Эйнштейна о том, что если мы продолжаем использоватьнечто, что не работает, надеясь достичь иных результатов, значитмы уже достигли сумасшествия. Поэтому, я полагаю, проверка экологичности— первый шаг к нормальности. Также это замечательным образом позволяетнам стать более эффективными и сильными в «использовании собственныхмозгов».
Экологическая проверка включает в себя просто осмысление собственныхмыслей и вопросы к своему состоянию: «Хорошо ли мне служат всеэти мысли, принципы, ценности, взаимоотношения, эмоции, поступки?»«Улучшает ли это мою жизнь?» «Движет ли это меня в сторону желаемыхцелей?» «Не ограничивает ли меня это?» «Какое влияние оказываетэто на мои отношения с окружающим?» Такие вопросы, оценивающиесобственное состояние, позволяют проверить экологичность определеннойчасти сознания или поведения внутри целостной системы личностив связи со здоровьем, карьерой, взаимоотношениями, семьей, культуройи т. д.
Возможно, вы не знаете об этом, но это очень похоже на изначальное«нейролингвистическое обучение» графа Альфреда Корзибского, которыйпредложил термин «нейролингвистический» в 1941 году. Основанноеим направление внутри общей семантики просто называло все этипроцессы иначе. Например, вместо «движения в мета позицию» онговорил «абстрагирование высокого уровня». Вместо «экологическойпроверки» он говорил о развитии «абстрактного сознания». Вместо«использования собственного мозга» он говорил о контроле или замедлении«семантических реакций».
Модель «состояний» сознания НЛП восходит к работам Альфреда Корзибского(1941/1994) и Грегори Бейтсона (1972/1979) о логических уровнях,модель мета-состояний открывает нам новую область навыков и методовкак процессов с состояниями-о-состояниях (мета-состояниями). Мета-состоянияпозволяют нам по-другому взглянуть на такие НЛП-процессы, какпроверка экологичности, шаблон В-К диссоциации, линии времении т. д., ибо все эти процессы можно рассмотреть как функцию метасостояний,то есть как «оценку собственных оценок».
Например, «произвести экологическую проверку» своих мыслей, убеждений,принципов, эмоций, поступков, общения значит перейти в мета-позициюпо отношению к вышеперечисленному. Любые мысли или эмоции, которыемы проявляем достаточно живо, драматично и интенсивно действительнооказывают влияние на наш мозг, побуждают нас перейти в другоесостояние. Когда это происходит, пробуждается состояние оценкиспособа, посредством которого мы делаем свои оценки (убеждений,принципов, эмоций и т. д.). Это не первичное состояние, что имеетдело с чем-либо из вселенной, находящейся внутри нас, но состояниео другом состоянии.
Мета-состояние оценки собственных оценок (состояние «экологическойпроверки») усиливает в нас навыки метаоценок. Корзибский относилсяк этому как к центральному механизму ума (1941/1994, «Ум и Наука»).После этого мы можем оценить абстракции, используемые в этой модели,и помня, что «карта — это ещё не территория». Карта и территориясуществуют на различных логических уровнях.
Метасостояния структурно отличаются от первичных состояний, посколькуимеют дело с метауровнями абстрагирования. Они являются сложными,составными и слоистыми. Они менее зависят от модальностей и субмодальностей.Почему? Потому что метасостояния нуждаются в мета-репрезентативнойсистеме (аудиально-знаковой) для движения на более высокий уровеньабстрагирования от предыдущего уровня. Это объясняет большую эффективностьи мета-модели языка в НЛП в деконструкции (расклеивании) непродуктивныхметасостояний (языковые абстракции, что ложно, ошибочно, неточноили неэффективно конструируют «реальность»), и Милтон-модели гипнотическогоязыка в конструировании (склеивании) сильных метасостояний.
И когда мы производим анализ стратегий для работы с состояниями,которые включают в себя мета-уровни, мы должны рассматривать нетолько горизонтальные и линейные структуры традиционной НЛП стратегии,но и структуры метасостояний, возникающие, когда мысль выходитна мета-уровень, достигая состояний-о-состояниях.
Для того, чтобы расширить область известного вам о проверке наэкологичность в НЛП в работе с состояниями вашего тела и разума,об отслеживании стратегий, с помощью которых вы моделировали мастерство,и об использовании различных техник НЛП, вы должны уметь достигатьсвоих мета-состояний, самим входить в состояние проверки собственнойнормальности (оценки оценок), которое и представляет собой метасостояние.
Пока вы сейчас думаете о мета-состояниях, позвольте мне использоватьэти ваши мысли в качестве прототипа мета-состояния. Посколькувы сейчас сидите и читаете этот кусок, вы можете заметить своёсостояние. Вы можете? И… если вы можете, вы также заметите, топодумайте, какую метку вы хотите прикрепить к этому состоянию?Можете ли вы назвать это состоянием обучения? Курьёзным состоянием?Интересом? Скукой? И подобно тому как вы исследуете это состояние,вы можете заметить, как текущие мысли о вашем состоянии могутрассекать, подобно воздуху, ваш мозг таким образом, что моглибы изменить или превратить во что-то другое это ваше состояние.А сейчас оцените ваше состояние. Полезное/Бесполезное? Ограничивающиее/Усиливающее?Продуктивное/Непродуктивное? Интенсивное/Слабое?
Если вы поработали, ознакомившись опытным путём с состоянием-о-состоянии,то сейчас припомните, какие эмоции вы испытывали в этом состоянии.Где в вашем теле вы испытывали кинестетическое ощущение мета-состояния?Какие визуальные, аудиальные и другие сенсорные модальности проявлялисебя в этом состоянии?
Я рискну предположить, что вы испытывали очень мало сенсорныхощущений, пока были в метасостоянии. Более того, я рискну предположить,что вы испытывали в основном слова, язык, суждения, идеи, концептуальноепонимание и т. д. Имеет ли это смысл? Мы используем в основномсенсорные модальности (или субмодальности), когда достигаем усиленияпервичного состояния, и используем мета-репрезентативные модальности(слова, лозунги, поэмы, утверждения, вопросы, принципы, математическиесимволы и т. д.), когда мы думаем о мета-состоянии.
Следовательно, сенсорные модальности в прямую не двигают мета-состояние,так как же мы можем заякорить его? Как мы можем превратить егов отвечающий на стимулы триггер? Мы заякориваем это, связываясьсо словами. Вы никогда не достигали мета-состояния оценки оценок,используя слова «провести проверку экологичности»? Я да.
И последнее. Когда мы строим и достигаем первичного состояниярегулярно, это может войти в привычку, и мы начнём неожиданно«влетать» в это состояние, подобно тому, как мы «влетаем» в состоянияярости, спокойствия, радости и т. д. То же самое может случитьсяи с мета-состояниями. Мы можем неожиданно начать «влетать» в мета-состояния,поскольку это становится такой значительной частью наших мыслейи чувств, что наши мозги создают короткую дорогу к ним. В моделимета-состояний я назвал это пологом сознания, чтобы показать,что мыслечувствование этого нейрологического состояния используетв таком случае конструкции как фильтры восприятия.
Чего мы достигли? Многого. Утилизации мета-состояний как способа«видеть» и «воспринимать» реальность. Это позволяет встроитьсямета-рамке представлений в мета-уровни, чтобы в большей мере стать«моделью мира», в которой мета-состояния «бессознательны». И еслимета-состояния действуют, усиливая ресурсы, то это удивительнообогащает жизнь! Если нет, значит, вы держите в своих руках дракона.


Похожее