Оперативное лечение болей в спине
Изначально разрабатывать методики и проводить оперативное лечение при остеохондрозе позвоночни-каначали за рубежом.
Причина, подтолкнувшая исследователей к этому, была вовсе не в сострадании.
Адекватное консервативное лечение приводит в 80-85 % случаев если не к полному выздоровлению, то к стойкой и продолжительной ремиссии. Однако этот процесс длительный. Он влечет за собой немалые финансовые затраты и, что немаловажно, большого терпения как от больного, так и от врача. Прагматичное западное общество требовало другого решения проблемы - высокоэффективного, быстрого и относительно недорогого. И это средство вскоре было найдено.
Гольдуайт, хирург из США, в 1911 году выполнил впервые декомпрессивную операцию на позвоночнике. Затем опять-таки в США, в Бостоне в 1934 году было представлено серьезное сообщение Микстером и Барром о проведении 11 операций по удалению дисков. И уже в сороковых годах количество выполненных операций в связи с остеохондрозными поражениями достигло в США почти тысячи случаев только у одного известного тогда в Америке хирурга по фамилии Дэнди.
Оперативное лечение болей в спине при остеохондрозных поражениях позвоночника уверенно заняло свое место среди всех прочих методов лечения.
И все же операция остается наиболее спорным методом из всех предлагаемых для лечения болей в спине. Отчего спорным? Ну, прежде всего оттого, что результаты этого лечения нередко далеки не просто от желательных, но даже от допустимых. Так, по данным самых разных авторов, боль в спине после проведенной операции сохраняется от 30 до 72,9 % всех случаев. Согласитесь, что даже если взять минимальную цифру, вряд ли кому-либо захочется оказаться в числе тех самых 30 %.
К тому же, количество послеоперационных осложнений также не отстает в своих цифрах. Причем нередко эти осложнения не просто ухудшая жизнь пациента, но становятся даже причиной его пожизненной инвалидности. Дошло до того, что прямым показанием к проведению оперативного лечения является обнаружение при рентгенологическом обследовании безобидной в своем категорическом большинстве грыжи диска. Грыжи, которая не просто никак не участвует в формировании болевого синдрома, но и нередко вообще оказывается явлением преходящим. Факты, когда грыжи исчезали самостоятельно при правильном проведении консервативного лечения, описаны в медицинской литературе неоднократно.
Однако сторонники оперативного вмешательства твердо стоят на своем, утверждая, и не без оснований, что результат оправдывает средство. На самом деле, отрицать полностью неэффективность операций было бы несправедливо.
Так «быть или не быть?», делать или не делать? И если делать, тогда в каких случаях? На самом ли деле наличие грыжи диска является показанием к проведению оперативного вмешательства? И что еще может явиться основанием к проведению этой самой операции? Только эти вопросы, кажется, сегодня уже не волнуют большинство докторов.
Фраза-размышление, оставленная одним из корифеев отечественной неврологии Я. Ю. Попелянским в своей книге «Неврологические синдромы поясничного отдела позвоночника», звучащая так: «На операции часто не выявляют патологии диска, а улучшение все равно наступает», стала основанием для назначения операции чуть не во всех случаях болей в спине.
Для того, чтобы честно ответить на поставленные вопросы, нужно, помимо четкой ориентации в вопросе формирования боли в спине, еще и не менее четко представлять себе, что выполняется хирургами во время операции и с какой целью.
Итак, существует всего три основных типа операций:
- стабилизирующие;
- декомпрессивные;
- декомпрессивно-стабилизирующие.
Стабилизирующие операции
{module директ4}
Идея стабилизирующих операций - в полной блокировке любой возможной подвижности между двумя или большим количеством позвонков в каком-либо отделе позвоночника. Сама идея проводимой операции и положительные результаты после ее выполнения неоднозначно говорят в пользу того, что причиной большой доли болей в спине является как раз именно подвывих позвонков, их патологическая подвижность.
Проводимая с использованием трансплантатов костей самого пациента, керамики или металла, эта операция, в итоге, приводит к полной обездвиженности участка позвоночника. При этом купируется один из важнейших моментов формирования болевого синдрома - перерастягивание суставной сумки межпозвоночных суставов. Импульсы, заставляющие мышечный корсет перейти в состояние спазма, исчезают и таким образом, создаются положительные условия для устранения второго компонента формирования боли. Компонента со стороны мышц. При этом неврологические и сосудистые отклонения, как правило, легко корректируются медикаментозными назначениями.
Казалось бы - что еще нужно? Устранен сам корень формирования проблемы. К тому же, сама природа применяет этот самый метод - спондилодеза. Именно так называется в хирургии конечное состояние, получаемое после операции. На самом деле, в пожилом и старческом возрасте нередки случаи полной фиксации позвонков меж собой за счет краевых костных выростов со стороны позвонков. При этом мучившиеся всю жизнь болями в спине люди отмечают за собой полное освобождение от ставших привычными, постоянных этих болей.
Все было бы приемлемо, за исключением одного. В природе этот процесс происходит не всегда, не у всех, но всегда на закате жизни, когда человек отходит от активности. К врачам же обращаются люди цветущего возраста, высокоактивные и жаждущие действий.
Спондилодез, проведенный в 35 или 40, даже в 50 лет, - это всегда немалая опасность к скорому повторному обращению прооперированного пациента с болями в спине с той лишь разницей, что процесс дестабилизации позвонка сместится в другой отдел позвоночника. Тот отдел, который соседствует с прооперированным. Отчего? Да ведь нагрузки-то с позвоночника никто не отменял. Те функции, которые перестали выполнять замкнутые суставы, взяли на себя суставы еще рабочие. Естественно, что больше всего в таком случае страдают суставы тех позвонков, которые следуют за блокированным участком.
Таким образом, можно согласиться с тем, что стабилизирующие операции на самом деле могут решить проблему с болями в спине. Одновременно пациенту нужно однозначно и бесповоротно согласиться с тем, что активная жизнь, полная спортивных игр, походов, прыжков и даже катания на велосипеде, для него закончилась. Также к печальному исходу может привести длительное и частое пребывание в однообразной позе. Под понятием длительное подразумевается срок не более чем в сорок минут.
Декомпрессивные операции
Показаниями к проведению декомпрессивных операций являются состояния, при которых наблюдается сужение спинномозгового канала. При этом происходит сдавливание спинного мозга или его образований либо чрезмерно деформированными солевыми отложениями межпозвоночных суставов, либо краевыми разрастаниями самих позвонков. Также к подобному сдавливанию может привести гипертрофическое разрастание связочного аппарата позвоночника, в частности -желтой связки.
Клинически на первый план при таких состояниях выходят параличи и парезы, хотя и наличие болей не редкость. Типичным и наиболее распространенным представителем подобного типа вмешательств является ламинэктомия. При этой операции удаляют межпозвоночные суставы, то есть две важнейшие задние точки опоры.
Нетрудно представить, к чему приведет подобное вмешательство. Попробуйте постоять на шаре без дополнительных опор. Ваше падение с шара будет скорым и неизбежным. То же самое происходит и в организме. Сохранившаяся единичная опора на один лишь диск нестабильна, и вскоре неизбежны множественные подвывихи позвонков со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы решить эту серьезную проблему, были предложены декомпрессивно-стабилизирующие операции, при которых, помимо удаления суставов с позвонков, производится принудительная блокировка одного или нескольких позвоночных сегментов. О последствиях подобного типа вмешательств мы говорили чуть ранее.
В любом случае, хирургическое лечение болей в спине, вызванных процессами в позвоночнике, есть последний этап, крик отчаяния. Нужны исключительно веские основания для принятия подобного решения и четкие представления самим пациентом - на какие последствия он себя обрекает.
Из собственной почти тридцатилетней практики я едва могу вспомнить лишь пару случаев, когда не было других возможностей помочь человеку, и только операционное вмешательство могло облегчить ему страдания.