Пути и центры установки глаз на близкое расстояние (реакция зрачков на конвергенцию и аккомодацию)
Установка глаз на близкое расстояние является сложным зрительным актом, в котором аккомодация, конвергенция и сужение зрачков обусловливают не только установку глаз на определенное расстояние, но и ощущение удаленности, восприятие глубины и величины предметов.
Конвергенция глаз — это сведение зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете. Этот физиологический акт осуществляется в основном в результате проприоцептивных импульсов, возникающих при одновременном сокращении внутренних прямых мышц обоих глаз и синергистов этих мышц — верхних и нижних прямых мышц глаза. Эти импульсы через глазодвигательный нерв достигают ядер Перлиа и Якубовича—Эдингера—Вестфаля. Стимулом для аккомодации являются возникающие в сетчатке зрительные импульсы, которые по зрительному пути поступают в кору затылочной доли мозга (поля 17, 18, 19), а оттуда по tractus occipito-mesencephalicus к ядру Перлиа и задней порции ядра Якубовича—Эдингера—Вестфаля.
При напряжении аккомодации хрусталик становится выпуклым, в результате чего изображение предмета точно проецируется на центральную зону сетчатки — центральную ямку желтого пятна. Расслабление цилиарной мышцы приводит к уплощению хрусталика и лучшему зрению вдаль.
Эфферентный путь общий для аккомодации и конвергенции: его составляют парасимпатические волокна, идущие в составе глазодвигательного нерва к цилиарной мышце (циркуляторной мышце Мюллера) и сфинктеру радужной оболочки. Симпатическая нервная система также принимает участие в иннервации цилиарной мышцы (меридиональная мышца Брюкке и радиальная мышца). Раздражение шейного симпатического нерва адаптирует глаз для дали. При этом амплитуда аккомодации уменьшается на 1,0—2,0 дптр. Таким образом, в установке глаз на близкое расстояние принимают участие как парасимпатическая, так и симпатическая вегетативная нервные системы. Между этими двумя системами имеются реципрокные отношения. Установка глаза на близкое расстояние является волевым актом, в котором участвует как зрительная кора (поле 17), так и перистриарные зоны коры (поля 18, 19) в обоих полушариях мозга. Большую функциональную роль в управлении этим актом играют парасимпатические ядра и ядра Перлиа.
Периферические парасимпатические и симпатические пути пупилломоторного рефлекса находятся под контролем надъядерных центров, расположенных в среднем мозге, гипоталамусе и коре больших полушарий мозга.
Расширение зрачков при раздражении вентральных отделов гипоталамуса связано с непосредственным возбуждением симпатической иннервации зрачка. Вентральный гипоталамический центр расширения зрачка соединен с его спинальным симпатическим центром волокнами, идущими по нисходящим гипоталамическим системам до передних рогов I и II грудных сегментов. В механизме расширения зрачка также принимают участие гуморальные факторы. При одностороннем разрушении целостности гипоталамуса возникает синдром Бернара—Горнера на этой же стороне.
Мезенцефальный и гипоталамический центры подчинены влиянию коры больших полушарий мозга. К претектальному полю идут нисходящие волокна задних отделов второй лобной извилины (поле 8 Бродмана) и от оптомоторных зон коры затылочной доли (19 поле) и прилежащих отделов теменной доли мозга. При электрическом раздражении этих отделов коры можно получить сужение зрачков. Расширение зрачков можно наблюдать при раздражении различных отделов коры мозга.
Расширение зрачков в этих случаях связано с распространяем возбуждения по нисходящим волокнам ретикулярной формации и с ее вторичным тормозящим влиянием на парасимпатические зрачковые центры ствола мозга. Роль надъядерных центров сводится в первую очередь к тому, чтобы поддержать определенное нормальное состояние тонуса зрачковых мышц — сфинктера и дилататора.