Физические нагрузки как метол стабилизации обмена веществ при хроническом гепатите
К данному моменту мы назвали довольно много препаратов, которые могут нам помочь скомпенсировать те или иные проблемы, сопутствующие хроническому гепатиту.
Скажем прямо: возможно, их уже даже многовато для одной больной печени. Поэтому принцип лечения пора либо сменить, либо дополнить мерами другого рода. Как и было сказано выше, при гепатите у нас наверняка возникнут проблемы с расщеплением жиров. Особенно если желчный пузырь будет вовлечен в процесс воспаления вплоть до появления желчнокаменной болезни. Конечно, мы постараемся этого не допустить, но тем не менее. В любом случае нам потребуется помочь печени работать как можно стабильнее и равномернее — желательно во всех аспектах сразу.
Вспомним, какую из своих функций печень прямо-таки вынуждена выполнять в условиях постоянных перепадов активности. Разумеется, пищеварительную.
Иначе быть не может — по крайней мере, пока человек не выработает у себя отдельную привычку есть целый день и понемногу. Принципы организации здорового рациона при больной печени мы рассмотрим подробно в следующей главе. А пока — продолжим разговор о мерах, которые позволят нам свести число корректив и запретов в питании к минимуму. Тем короче будет следующая глава.
Итак, печень прокачивает через свои ткани кровь более или менее равномерно. И ее текущая способность к очистке данной жидкости от отдельных элементов тоже стабильно нормальна. Или снижена, поскольку последний фактор зависит от ее общего состояния. Как на него повлиять, мы говорили выше — препаратами, способными воздействовать на свертываемость, и противовоспалительными, которые замедляют распад клеток.
А вот расщепление жиров составляет для печени постоянную проблему — в том смысле, что эта часть ее деятельности достигает пика при поступлении пищи в кишечник. И спадает по мере ее переваривания. Да и кроме пищеварения: по его окончании печени потребуется осуществить еще ряд манипуляций с выделенными молекулами. Ведь она расщепит только часть из них. А именно, ту, что необходимо прямо здесь и сейчас, для пополнения запасов гл 1Когена — в ней или в мышцах. Все же, что окажется гам сверх насущно необходимого количества, отправится в нетронутом виде в жировые ткани тела.
Печень является не только органом «для» переваривания жиров и холестерина. Она еще и распределяет наличные ресурсы этих веществ в различных тканях. И основная наша проблема с больной печенью будет заключаться отнюдь не в том, что она перестанет успевать расщеплять слишком большие разовые порции жиров. Это еще сравнительно легко отрегулировать переходом на соответствующую диету и график приема пищи. Гораздо хуже то, что ее способность превращать жир в гликоген снизится. Ведь отправить его прямиком в жировые «запасы» гораздо проще, чем расщеплять, обеспечивая нормальный уровень сахара, не так ли?
Мы можем быть уверены, что по мере ухудшения ее состояния печень все чаще начнет избавлять себя от, так сказать, лишней работы.
И вот в этом заключается наша настоящая проблема, которую к тому же с помощью одной диеты не решить. Судя по механизму, для того, чтобы компенсировать ее «нежелание» работать, нам понадобится ее как бы мотивировать. Заставить работать не то чтобы активнее (на первых порах это может быть даже опасно), но равномернее — уж точно. Для этого нужно лишь обеспечить регулярный расход гликогена — хотя бы в мышцах. А мышцы сжигают собственные запасы глюкозы только и исключительно при сокращении их волокон.
Как видим, у нас здесь буквально нет выбора. Это только кажется, что он есть. Если, конечно, мы не считаем перспективу ожирения мечтой всей жизни. И не желаем голодать в попытке избежать этого сценария. Посильные физические нагрузки временно должны стать органичной частью нашей терапии гепатита. Но обратим внимание: речь идет именно об увеличении физической активности, а не о переходе в профессиональный спорт. Посмотрим правде в глаза: ускоренный кровоток в тканях больного точно не поможет улучшить их состояние. Увы, это так. Как и замедленный. Зато запредельные или близкие к таковым нагрузки легко могут усложнить положение дел в воспаленных клетках и сосудах. Вызвать внутреннее кровотечение и стимулировать процесс отмирания клеток, например.
В общем, нам не следует забывать, что физические нагрузки служат таковыми не только для мышц и суставов. Они заставляют работать активнее сердце, сосуды и все органы, причастные к очистке крови от продуктов клеточного обмена. А печень — как раз из их числа, и она у нас сейчас определенно не в лучшей форме.
Поэтому отнесемся к рекомендации заняться спортом правильно — то есть с умеренным энтузиазмом. Как минимум первые полгода никакой необходимости в посещении спортзала у нас не будет. Мы начнем тем мягче, чем больше прошло времени от нашей последней попытки заняться системными нагрузками. И чем быстрее мы найдем в окружающем нас быту способ регулярно разминать мышцы, тем лучше. Потому что, как мы помним, нам нужно организовать своему телу равномерный и регулярный расход гликогена. А вовсе не разовое критическое его падение в крови.
Первое правило, которое нам пригодится, действует для всех профессиональных спортсменов и многих больных сахарным диабетом. Оно гласит, что за час до начала тренировки нам обязательно нужно поесть. Для людей с замедленным метаболизмом (возможно, мы относимся именно к ним) интервал допустимо увеличить до полутора часов. Общая масса съеденного перед тренировкой не должна составлять более 150 г пищи, какой бы эта пища ни была.
Что же мы можем сделать спустя час после еды? Первый месяц нам лучше всего просто совершать прогулки — на свежем воздухе, если позволяет погода. Или на дорожке, если она у нас установлена. Можно прокатиться на велосипеде. Прогулка любого из этих видов должна быть скорее длительной, чем интенсивной. Покорять пешком Эльбрус нам ни к чему, потому вертикальные склоны и крутые виражи лучше оставить альпинистам. Езда или ходьба должна проходить в равномерном, среднем темпе. При появлении болей или рези в боку нам нужно немедленно сбавить темп, присесть на ближайшую скамейку и подождать, пока ощущения утихнут. Посте любого такого эпизода занятие следует считать оконченным. И следующую разминку необходимо начинать не ранее чем через два часа.
Жажду в процессе или после тренировки следует утолять обыкновенной кипяченой или фильтрованной водой. Никакого газа, никаких красителей и подсластителей в ней быть не должно. Еще лучше — взять с собой слабый раствор чая без сахара. А если вместо чая использовать раствор настойки шиповника или любой другой из входящих в терапию `ав (ту, которая приятна нам на вкус), мы нашли, считаем, просто идеальный вариант.
У любых здоровых, нормально развитых мышц есть свойство быстро привыкать к определенному объему нагрузок. Наша задача здесь — только уравнять скорость их привыкания со скоростью привыкания печени. В любом случае будет совершенно нормально, если спустя две-три недели после начала таких прогулок мы почувствуем, что ничего не чувствуем после них — ни неприятных ощущений в боку, ни усталости. Хорошим признаком будет, если мы заодно перестанем испытывать и приступы «волчьего» голода, который обязательно будет мучить нас поначалу.
Кстати, поддаваться желанию уничтожить все содержимое холодильника нам ни в коем случае нельзя. После прогулки или поездки разумнее выждать 20-30 минут. И спокойно, неторопливо поглотить ровно ту порцию, что мы наметили себе заранее. Чтобы не страдать от чувства, которому далеко не все умеют противиться с успехом, лучше еще через полчаса после этого приема пищи выпить умеренно сладкий коктейль. Его нужно приготовить без жира, основательно ограничив по углеводам, но с белком.
Сухой протеин можно купить в любом магазине спортивного питания. Он необходим как спортсменам, так и нам. И он особенно актуален после тренировки. Каждый раз, когда наши мышцы сокращаются, часть их клеток гибнет — от возраста или дефектов структуры. Чем интенсивнее нагрузка, тем больше клеток отмирает. Не стоит о них переживать — на месте каждой погибшей клетки через день-два появится несколько новых. Таков естественный механизм гиперкомпенсации, который позволяет мышцам расти. И вообще «успевать» повышать работоспособность по мере увеличения активности.
Так вот. как мы понимаем, для роста новых клеток тоже нужны белки. Или, по крайней мере, аминокислоты, на которые все равно распадается любой поступающий в кишечник белок. Пока мы прогуливались, мышцы работали. И не только они. Для обеспечения их глюкозой поджелудочная железа выделяла инсулин — гормон, транспортирующий глюкозу в клетки. Печень усиленно качала кровь — литр за литром. Она выбрасывала в нее все новые порции гликогена для поддержания нормы сахара. Даже почки работали как полагается — фильтровали кровь от молочной кислоты. метана и азотистых соединений. Ведь последние при продукта в изобилии образуются при сжигании кислорода в мышцах. Разумеется, все эти реакции проходили при участии белков с разной структурой и назначением. Телу критически необходимо откуда-то восполнить только что израсходованные запасы. По этой причине, если уж нам никак не обойтись без лишнего «перекуса», приготовим следующий коктейль:
1 мерную ложку (50 г) сухого белка необходимо размешать в 250 мл теплого молока. Затем добавить 1 ч. ложку сахара и 2 ст. ложки мороженого. Мороженое нужно черпать так, чтобы получалось «с горкой». Все ингредиенты поместить в блендер, взбивать на высокой скорости в течение 1 мин.
В напиток допустимо добавлять по своему вкусу какао (1/2 ч. ложки), яйцо (можно вместе с желтком, не более 1 штуки на порцию), бананы штуки в 1 порции), клубнику (свежую или замороженную, две-три штуки на порцию). И вообще любые разрешенные нам и уместные в таком десерте продукты. Кроме кислых фруктов — апельсинов, лимонов, грейпфрутов и т. д. При необходимости их можно заменить 30-50 мл пакетированного сока, так как дело не в запрете на сам продукт. Просто в присутствии натуральной фруктовой кислоты молоко в нашем коктейле превратится в ряженку. А с пакетированным соком ничего подобного не произойдет: главное — не превысить указанную пропорцию.
По мере исчезновения первоначальных неприятных ощущений и перепадов нам будет пора задуматься об увеличении нагрузок. И потом, едва ли многим современным людям доступно такое благо, как долгие прогулки хотя бы дважды в день. До спортзала нам по-прежнему далеко, поэтому разнообразим список наших упражнений другими варианта. И постараемся предварять ими каждый прием пищи — или хотя бы через один. Нагрузка на ноги у нас уже есть. Теперь хорошо бы уравновесить ее с активностью рук. Заведем себе гантели — лучше наборные. То есть состоящие из рукояти и комплекта резиновых дисков — по форме напоминающие уменьшенную штангу. Либо придется приобрести целую стойку с готовыми парными гантелями от 1 до 10 кг.
Если нам будет куда деть, собственно, штангу, это очень хорошо. Однако она нам не обязательна, ведь приседания и наклоны несложно выполнять и с гантелями в опущенных руках. Тогда можно приобрести наборные гантели с комплектом дисков не на 10, а на 20 и более кг. Разминать ноги в дополнение к прогулке мы сможем приседаниями дома. Сначала — с собственным весом тела. А после — с гантелями в руках, согнутых в локтях на уровне плеч.
И только объективно исчерпав все возможности домашнего спортзала, мы можем смело идти записываться в фитнес-клуб. Наверняка к этому моменту мы будем выглядеть отнюдь неплохо для новичков — с точки зрения показателей, естественно. Тем не менее нам непременно придется выбрать заведение с персоналом, привычным к работе с людьми, пришедшими за нормой здоровья, а не спортивными рекордами.
И само собой разумеется, что мы должны будем добровольно принять ряд мер предосторожности, способных уберечь нас от возможных проблем с новым инфицированием — как это часто бывает в общественных заведениях. Да и прочие посетители (а также штатные сотрудники) должны быть уверены в безопасности для них нашего присутствия. Поэтому будет лучше, если мы начнем приносить расходный инвентарь (полотенца, перчатки, эластичные бинты, кистевые лямки, битки) с собой — вместо того, чтобы использовать выданный в клубе. И возьмем за правило не хранить свои личные вещи и предметы гигиены в шкафчике. Экипировку тоже разумнее будет забирать после каждой тренировки — в том числе обувь.
Нам следует знать, что мы имеем установленное законом право не оповещать окружающих с наличии у нас хронического инфекционного заболевания. Это вопрос медицинской тайны, которую мы можем соблюдать или нет — по своему усмотрению. Однако вопрос взаимной вежливости и уважения — тема совершенно другая, не менее актуальная. Даже несмотря на то, что законодательство ее не регулирует.