Особенности взаимоотношений с кондитерскими изделиями при гепатите
Сласти и наше отношение к ним заслуживает короткого, но отдельного разговора.
Шестиразовое питание как система на данный момент является правилом, общим для заболеваний поджелудочной, желчного пузыря и печени. А также для всех случаев здоровья и необходимости соблюдать его повышенные стандарты. Например, многоразовое питание сплошь и рядом используют профессиональные спортсмены, звезды шоу-бизнеса, известные политические деятели и все, чей образ жизни можно назвать публичным. Мы уже объяснили почему. Эта методика безо всяких изнурительных диет позволяет стабилизировать массу тела в рамках нормы. А если смотреть не снаружи, а изнутри, то она обеспечивает равномерную, как часы, работу всех эндокринных желез тела. Ну разве что кроме тимуса, занимающегося производством иммунных телец. А ведь именно работа эндокринной системы отвечает за скорость всех обменных процессов.
Видео: шампанское: как правильно выбрать шампанское на праздник и пить для здоровья? И все будет хорошо!
Стабильность метаболизма — это львиная доля того, что мы называем профилактикой заболеваний. Однако если заболевание уже есть, эту стабильность волей-неволей нужно обеспечивать с учетом особенностей существующей патологии. Поэтому диабетикам предписано строго учитывать количество сахара, съедаемого даже с несладкими продуктами. А нам — количество жира в них, даже если мы его не видим.
«Невидимый жир» — это звучит странно. Но он существует. Возьмем кусочек халвы и завернем его в любую бумагу. Через несколько минут а бумаге проступят полупрозрачные, жирные пятна. Это растительное масло из перемолотых в халву семян подсолнечника. Но все ли из нас знали до сих пор, насколько жирным продуктом является халва? Нет!
Точно так же мы можем не подозревать, сколько жира в действительности содержится в слоеном или песочном тесте. Оно выглядит сухим и ощущается точно таким же. Чаще всего истинная насыщенность кондитерских изделий жирами известна женщинам — особенно хорошим домохозяйкам, занимающимся домашней выпечкой. Но в современном обществе число домохозяек стремительно уменьшается. И уже большинство людей обоих полов уверено, что основной вред кондитерских изделий для фигуры состоит в их сладости.
Это неправда. То есть правда, но не вся. Сахар в таких изделиях распадается на глюкозу и усваивается клетками почти молниеносно. Уж таково действие всех простых углеводов. Между прочим, точно так же быстро в нашем желудке переваривается майонез и картофельное пюре, свекольная и морковная икра, фрукты и овощные рагу. Хотя они совсем не сладкие. Но надо сказать, что, если в этот момент организм будет испытывать дефицит глюкозы, мы не поправимся от съеденного тортика ни на миллиметр. Весь этот сахар усвоится без остатка.
Так что сладкое вредно тогда, когда мы просто едим его — без цели и смысла, не будучи даже голодными. Просто ради того, чтобы «побаловать себя вкусненьким». «Вкусненькое» у нас четко ассоциируется со сладким потому, что организму нужна глюкоза. А самый легкодоступный и богатый ее источник — кондитерские изделия. Наш мозг точно знает, откуда он быстрее всего может получить вещество, без которого его кора перестанет работать. Поэтому весь прочий организм вслед за ним полагает сладкое вкусным... Речь идет опять о простейших условных рефлексах — и не более того.
Итак, уговоримся сразу, что сладкое мы можем есть в любых количествах. Правда, только тех, что оправданны расходом глюкозы в нашем теле. Бабушкино варенье после 10 отжиманий в интенсивном темпе — это то, что нужно: 3-4 ст. ложки исчезнут мгновенно и в никуда. Только вот «заедать» данную конкретную разминку больше ничем не нужно — мы только что поели, и поели нормально для этого уровня активности. Диабетик так сделать не сможет, ибо закончится этот эксперимент плохо. Нам же это вполне позволено.
А вот от таких продуктов, как слойки с сахарной пудрой, печенье, торт «Наполеон», жареные пирожки, козинаки, халва, пахлава и чебуреки (пусть последние сластями и не назовешь) нам непременно нужно отказаться. Эти продукты либо содержат очень много масла (как любые орехи и семечки), либо были приготовлены путем жарки в кипящем масле. Либо, что еще хуже, жир был использован для придания им определенной формы. А третье хуже первых двух потому, что во фритюрницу с чебуреками обычно заливают обычное растительное масло. Зато песочное печенье и слоеное тесто изготавливается с помощью маргарина — смеси животных масел с растительными. И не только. Существует такой продукт, как гидрогенизированный жир — растительное масло, которому искусственно придали свойства сливочного. Химическим путем добавили одну лишнюю цепочку углерода, чтобы оно стало твердым, потом подкрасили, смешали с сухими сливками для придания вкуса сливок.
Одним словом, «легкие» масла, называемые еще спредами, обычно продаются по более низкой цене, чем настоящее сливочное масло. Потому что они не имеют к нему никакого отношения и заметно отличаются на вкус. Но из-за дешевизны их часто включают в состав смесей для изготовления кондитерских изделий. Преимущество спреда состоит в том, что он не содержит холестерина. Зато он вызывает отказ печени и рак. Так что нам лучше забыть о его единственном преимуществе сразу и навсегда. Как и о продуктах с участием подобных масел. Главная их проблема заключается в том, что каждый вид жира организм использует строго определенным образом. Из растительного масла он усваивает часть полиненасыщенных кислот и витаминов. Львиная же доля этого продукта просто покидает организм без усвоения. А молекулы животных жиров, как и холестерин, целиком встраиваются в мембраны клеток. И формируют жировые отложения при избытке их поступления. Они могут также немедленно расщепляться на глюкозу. Но последнего нужно ожидать только в довольно редких случаях, когда мы очень голодны и устали, а под рукой у нас ничего, кроме жира, нет — даже хлеба. Согласимся, такой «перекус» и представить сложно — не то что попробовать.
Так или иначе, человек по своей природе больше плотояден, чем травояден. Ему обязательно нужно есть мясо и животные жиры. А растительные в его организме всегда имеют меньше областей применения. После всего сказанного нам не сложно представить, что происходит, когда оболочка клетки образуется с участием молекулы не животного жира, а твердого растительного. Эту молекулу организм усвоил как сливочное масло и применил так, как применил бы его. Но она по своей химической природе и структуре неспособна выполнять положенные животным жирам функции. Мембрана клетки теряет проницаемость, клеточный обмен веществ замедляется. В клетку перестают поступать нужные ей вещества, зато продукты распада накапливаются в ней с удвоенной скоростью. Хорошо, если эта клетка просто погибнет сама или будет уничтожена лимфоцитами. Но такое происходит не всегда. Иногда хроническое отравление клеток вызывает их мутацию. А это, собственно, и есть рак.