Лечебное питание при гепатите

Лечебное питание при гепатите

Нет, мы бы не хотели называть рацион, на который нам предстоит перейти, диетическим.

Диетой называется временное ограничение себя в некоторых продуктах. Тех, из-за которых мы предположительно набираем лишний вес или получаем заболевания различных органов. Мы же заболели не из-за своих пищевых привычек. Да и лишнего веса на момент заболевания у нас могло не быть совсем. Плюс, эту самую «диету» нам придется соблюдать теперь гораздо дольше, чем любую другую. В худшей перспективе — всю оставшуюся жизнь. Так что воспользуемся опытом больных сахарным диабетом, которые говорят, что диабет — это не болезнь, а образ жизни.

Нужно сказать, что мы позаимствуем у диабетиков еще несколько весьма актуальных и в нашем случае правил «поведения за столом». Однако не все — ведь нашу основную проблему и предмет особо осторожного обращения составляет несколько иной компонент рациона. У больных диабетом речь идет о глюкозе. У нас же — о том, что может стать глюкозой прямо сейчас, а может стать ею и несколько месяцев спустя.

При гепатите наше строгое «табу» — это жиры. Причем как растительные, так и животные. Диетология с кардиологией, конечно, непременно укажут нам, что различие существует. Состоит оно в том, что единственным органом, перерабатывающим холестерин, в организме является опять же печень. А значит, с наступлением ее заболевания у нас обязательно ухудшатся перспективы по грядущему атеросклерозу и его последствиям — ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркту миокарда, инсульту.

Что ж, это замечание само по себе не лишено смысла. И мы не отрицаем, что растительные жиры снизят скорость отложения холестерина на стенках наших сосудов. Потому что они его не содержат, а сливочное масло — содержит, и довольно много.

Однако вот что уж точно можно добавить к этой теме: совсем не употреблять содержащие холестерин продукты смертельно опасно. И мы нисколько не преувеличиваем. Это является уже доказанным фактом.

Холестерин образует мембраны всех клеток тела — их оболочку. Так что без него образование новых клеток в организме становится невозможным. Кроме того, мы уже говорили, что желчь почти на 90% состоит из холестерина. И без него желчный пузырь не может выполнить свое прямое назначение. А нужны ли нам дополнительные проблемы с органом, с которым и так далеко не все в порядке? Определенно нет. По этой причине мы ранее посоветовали добавлять в коктейль все яйцо, вместе с желтком. И сливочное масло мы будем считать продуктом не запрещенным — просто максимально далеким от нашего стола.

Вообще, нам нужно постараться избегать пресловутого «полного» исключения каких-то продуктов, как любят советовать изобретатели различных «новомодных» диет. Эта практика обоснована лишь в одном случае — если целевой орган полностью перестает функционировать. В остальных случаях исключение может применяться только как временная, паллиативная мера для снятия острой фазы. Поскольку острая фаза у нас, будем считать, снята (правда, как видим, неудачно), пока обойдемся без радикальных решений. И приступим к разумным изменениям своих привычек.

Начнем с частоты приемов пищи и ее количества. О необходимости серьезных корректировок в этой части мы уже упоминали. Правда, вскользь, оттого повторимся. Одной из функций печени является пищеварение — расщепление образованной жирами части любого блюда. Это значит, что когда мы что-то съели, печень и желчный пузырь активизируют свою деятельность, чтобы успешно усвоить продукт. Если мы съели много, они, говоря совсем просто, активизируют ее очень сильно. А между тем больным клеткам нормальные темпы работы могут оказаться «не по плечу». Поэтому впредь нам нужно постараться избегать подобных ситуаций настолько, насколько это вообще возможно. Чем строже, тем лучше.

Так что нам придется привыкнуть есть пять-шесть раз в день, небольшими порциями.



«Небольшие» в данном случае означает — не более 250 г общего веса съеденных продуктов. Чтобы научиться быстрее дозировать порции на глаз, лучше обзавестись посудой меньших размеров.

Следует запомнить, что:

  • 1 ст. ложка с горкой вмещает 30 г гарнира — готовой к употреблению крупы, макарон, пюре:
  • вес 1 тефтели равен 40-50 г, а обычной котлеты — от 70 до 100;
  • 2 ст. ложки овощного салата — это тоже 100-120 г, независимо от того, чем он был заправлен. Касательно первых блюд, наилучшим образом нам

подойдет следующая тактика:

  • суп или борщ на мясном бульоне за раз следует наливать в количестве, равном объему 1 половника (стандарт — 150 мл). Твердого, так сказать, содержимого (мясо, овощи) можно зачерпнуть побольше;
  • затем потребуется развести налитую порцию стопкой (50 мл) кипяченой/фильтрованной воды. В полученный жидкий бульон можно добавить сметану средней жирности и взять к нему 1 кусочек (30 г) хлеба любого сорта, но только не слишком свежего;
  • майонез в блюдо на бульоне добавлять нельзя;
  • если мы не можем есть блюдо на разбавленном бульоне, сметану следует исключить, а хлеб использовать только сушеный до состояния сухарика;
  • блюда на основе овощного бульона можно есть, не разбавляя водой, с 1 ч. ложка майонеза и не слишком свежим хлебом в количестве до 60 г (2 кусочка размером как в столовой). Однако разовая его порция не должна составлять больше 300 мл (стакан, налитый до краев).

Итак, за раз на нашей тарелке должны начать умещаться комбинации в духе:

  • 1 ст. ложка любого салата, 2 ст. ложки гарнира, 1 тефтеля;
  • 1 ст. ложка овощного салата, 1 полновесная котлета/биток, 1 ч. ложка кетчупа;
  • 2 ст. ложки гарнира с 1 ст. ложкой подливки/соуса, 1 тефтеля/котлета/биток или 3 кусочка жаркого;
  • 1 стакан супа/борща/ухи/ с 1 небольшим кусочком хлеба и 1 ч. ложки сметаны (жирность 2,5% в мясном бульоне и не более 3,2% — в овощном). Кажется мало? Это только внешнее впечатление, ведь следующий прием пищи у нас будет не через четыре, а всего через два часа. И вскоре мы лично сможем убедиться, что далеко не каждое блюдо переварится у нас в желудке за столь короткий промежуток времени. Даже несмотря на его «смехотворное» количество. Очень у многих людей с переходом на шестиразовое питание порции начинают умещаться в 100-150 г вместо указанных 250 г. А еще чаще в их рационе наблюдается очевидное увеличение доли так называемых легких продуктов. Легких с точки зрения скорости их переваривания, разумеется. Речь идет об овощных салатах, супах, гарнирах. Через полгода-год после описанного перехода многие напрочь забывают о существовании таких блюд, как гамбургер, пицца, хот-дог.

И происходит это безо всяких принуждений и запретов — как само собой. Мы можем дать физиологическое объяснение этому явлению. Состоит оно в том, что регулярное и постоянно одинаковое содержание в крови гормонов, вызывающих голод, приводит к утрате пациентом того самого чувства «волчьего» аппетита. Того желания «набить» желудок до отказа, которое является прямым следствием длительных перерывов между приемами и значительных колебаний в чувстве голода-насыщения.

Видео: Диета 5 й стол при гепатите

Железы внутренней секреции, работа коих обеспечивает нам сытость и аппетит, обычно легко регулируется внешними обстоятельствами жизни организма. Особенно если они действуют некоторое время. Это качество эндокринных желез «привыкать» и регулировать свою работу, что называется, молча, может со временем стать источником больших проблем. Например, булимии, анорексии, сахарного диабета II типа, диффузно-токсического зоба (заболевание щитовидной железы). Зато при правильном и умелом его использовании мы можем попрощаться с неуемным чревоугодием и патологическим пристрастием только к одному виду пищи (чаще всего — углеводам) в течение нескольких месяцев. Так что ничего удивительного в этом нет — простые законы не стихийного, а разумного эндокринного регулирования.



Но еще проще нам будет организовать новый график путем разбивки всего, что мы едим обычно, на разные приемы. То есть если в обед мы до сих пор съедали тарелку первого блюда, порцию гарнира, порцию мясного, салат, булочку и чай, теперь нам потребуется съесть все то же самое не за один прием, а за три. Например, мы сначала скушаем суп и, если хочется, салат. Затем (через полтора часа) — ложку пюре с котлетой. Можно даже наоборот — съесть суп и мясную часть. А в следующий прием объединить гарнир и салат. Все зависит от состава этих единиц и гармоничности их сочетания друг с другом. Наконец, еще через два часа выпьем наш чай с кусочком чего-нибудь сладкого. Как видим, ничего сложного и радикальные перемены нам вовсе не понадобятся.

Видео: Лечебное голодание и гепатит В, гепатит С, аутофагия

Впрочем, нет. Кое-что нам все же придется сделать. Особенно на первых порах, когда состояние печени не слишком хорошее, до начала улучшений еще далеко, и лечение идет полным ходом. Нам придется урезать буквально все жиры в нашем рационе до 30 г в день. То есть добавлять их в блюдо следует по 1 ч. ложке и только единожды — в то из блюд, где без него никак не обойтись. Это значит, что жареные продукты нам пока точно придется отставить в сторону. По мере улучшения жареное мы вернем. Но в количестве не более 100 г в день, с непременным условием съесть эту порцию за два приема. Взамен жарки лучше почаще готовить мясо на пару или вовсе варить. Если очень хочется, можно обзавестись сковородой с тефлоновым антипригарным покрытием. Или грилем. Оба этих приспособления позволяют жарить даже нежирное мясо без добавления масла. Чаще всего продукт получается жестким, не в пример хорошо приготовленным обычным продуктам такого рода. Но, по крайней мере, это позволит нам не так остро ощущать запрет в тех случаях, когда есть риск его внезапно нарушить — и отправиться обратно на больничную койку с обострением.

Следом за жирами из нашей пищи уйдут острые пряности — уксус, красный и черный перец, горчица, хрен, свежий чеснок и лук. Из-за своего острого вкуса эти добавки очень сильно стимулируют все пищеварительные процессы, включая моторику ЖКТ и выделение желчи. Разумеется, это далеко не всегда хорошо — особенно если учесть два соображения. Первое: если мы и так принимаем терапию, направленную на стимулирование выработки желчи. И второе: стимулирующий эффект 3Tjix приправ объясняется их свойством сильно раздражать слизистые оболочки желудка, кишечника и даже мочевыделительной системы. Ответ на вопрос, нужен ли нам сейчас лишний очаг раздражения там, где их и так хватает, очевиден. Однако приправы, не содержащие этой характерной «жгучей» нотки, мы можем употреблять в прежнем количестве.

Наши взаимоотношения с молочными и кисломолочными продуктами в целом могут остаться прежними. Но нам нужно будет обратить внимание, что проблемы с синтезом и подачей в кишечник желчи означают некоторые изменения его микрофлоры и основной среды. Известно, что в норме желудочный сок образован кислотами. А кишечный — щелочами. Но если пищеварительные кислоты синтезируют стенки самого желудка, то кишечник содержит лишь то, что выработала и выделила в него поджелудочная железа. При гепатите она обычно почти не страдает от инфекции. Сказывается разница в типе и морфологии клеток. Зато страдает, как мы помним, желчный пузырь. И недостаток его активности пытается компенсировать именно поджелудочная. Нагрузка на нее увеличивается. Вот в этом смысле она как раз страдает, и довольно заметно.

А все это в совокупности может вызвать симптоматику, отчасти схожую с дисбактериозом — та же отрыжка полупереваренной пищей и жиром, возможное газообразование, расстройства стула. Причина совершенно другая, но она похожа на привычную нам картину, наступающую после курса многих антибиотиков. Проблема здесь в том, что мы знаем и имеем определенные, так сказать, наработки в лечении подобных состояний. Кефир, йогурт, ряженка. При истинном дисбактериозе все эти продукты и впрямь помогают наладить стул. Однако в нашем случае имеет место совсем иной процесс. Кефир здесь ничем не поможет — тем более в больших количествах. Следует помнить, что даже настоящий дисбактериоз опасно лечить «ударными» дозами молочной кислоты.

Строго говоря, кисломолочные продукты мало чем помогают в его терапии — просто успешно имитируют улучшение за счет приближения среды кишечника к кислой среде желудка. А желудочный сок всегда быстрее переваривает пищу, чем панкреатический. Вот это своеобразное продолжение кислого расщепления и дает ощущение, будто пища переваривается быстрее и лучше. Плюс, кислая среда успешнее тормозит размножение гнилостной микрофлоры, обеспечивая эффект легкой санации. Сама же полезная микрофлора, из-за гибели которой все это началось, восстанавливается без участия молочных кислот, в естественном темпе.

А оборотная сторона медали при лечении дисбактериоза большим количеством кисломолочных продуктов состоит в том, что стенки кишечника не созданы выдерживать кислую, словно в желудке, среду. Потому избыток кислоты (в том числе молочной) травмирует и разъедает их. Для появления кровоточащих эрозий здесь достаточно минимального (даже не критического!) снижения активности поджелудочной железы. Баланс моментально смещается в кислую сторону, и через два дня такой среды кишечник у нас вновь заболит. Только на сей раз другой болью и по другой причине. Учитывая, что при хроническом гепатите подобные эпизоды более чем вероятны, рисковать не стоит. А при похожих на дисбактериоз симптомах лучше принять растительное желчегонное или раствор чаги из аптеки, чем лишний стакан ряженки.

Медицина непременно потребует от нас исключить из рациона соль. Чтобы сделать все правильно, нам нужно понимать смысл этого ограничения. Дело в том, что соль для организма полезна только в одном смысле — она помогает тканям тела удерживать воду. Мы должны знать, что особенно много воды содержат жировые массы. Кроме того, избыток жидкости в тканях способствует образованию отеков и их увеличению в местах воспалений. Длительная же нехватка соли в организме может приводить к обезвоживанию — особенно в теплое и жаркое время года. Потому с практической точки зрения отказ от соли может сослужить нам пользу в период острого отека печени из-за воспаления. Или в период активного похудения. Но на больший период эту ситуацию затягивать бессмысленно и опасно, ведь у больных гепатитом имеет место ряд нарушений в составе крови.

Мы должны помнить, что кровь тоже состоит из воды. Как-никак ее массовая доля в крови составляет 95%. И если мы вдруг утратим контроль над балансом жидкости в организме, может сработать обычный для организма механизм компенсации, когда часть жидкости из крови просачивается сквозь стенки сосудов в ткани для восполнения потери жидкости. Конечно, гораздо чаще имеет место отток жидкости из тканей в сосудистое русло (например, после большой кровопотери), но и обратный сценарий вполне возможен. В условиях тотального нарушения состава крови эти сценарии опасны — оба и в одинаковой степени. Потому солить пищу вообще нам не запрещено. Этого не следует делать, только пока у нас отечна печень или конечности. Последнее иногда случается при массовом разрушении телец крови. И такая отечность нуждается в как можно более быстрой компенсации — иначе припухлости рук и ног грозят стать наименьшей из наших проблем. Когда же эти явления прекратят нас беспокоить, соль можно возвращать в рацион.

Алкоголь, как и жиры, относится к числу наиболее строгих исключений. Его разрушительное воздействие на ткани печени обусловлено свойством этилового спирта ускорять кровоток, повышать осмотическое (внутри кровяного русла) давление и активизировать процесс пищеварения. Иными словами, этиловый спирт не то чтобы так уж токсичен для клеток и тканей. Вовсе нет. Наоборот, он постоянно вырабатывается в тонком кишечнике человека, и именно для поддержания скорости первичного метаболизма компонентов, выделяемых из пищи. В сутки в кишечнике синтезируется и тут же употребляется около 10 мл этилового спирта. Однако все аспекты биологического действия этого вещества направлены на то, чтобы перегружать печень работой. Как нарочно, спирт раздражает протоки как печени, так и желчного пузыря, заставляя трудиться напряженнее обычного. Кровоток ускорен во всем организме — значит, давление в капиллярах печени тоже будет расти. При гепатите она и так не успевает выполнить все свои функции — ее сохранившие жизнеспособность клетки перегружены работой и без воздействия усилителей метаболизма. Так что алкоголь должен быть исключен из нашего питания раз и навсегда, в любом виде, количестве и концентрации.

Зато табакокурение мы можем как отменить, так и оставить. Никотиновая кислота, содержащаяся в табаке, обладает способностью расширять сосуды всей кровеносной системы. Она тоже относится к активаторам метаболизма. И в этом смысле может, конечно, нанести ущерб больной печени. Однако нам следует понимать разницу между нею и спиртом. Этиловый спирт воздействует на процесс пищеварения и работу кровеносной системы напрямую, самым непосредственным образом. Оттого эффект опьянения и наступает у нас в течение нескольких минут после его приема. Во всем организме данный продукт нужен для работы только желудочно-кишечного тракта и крови—в том аспекте, который касается ее транспортных «обязанностей».

А никотиновая кислота требуется для строительства всех эпителиальных тканей (оболочки внутренних органов, включая желудок и кишечник, а также верхний слой кожи). Кроме того, она относится к элементам, жизненно важным для работы нервных клеток всего тела. Она необходима для их обновления и образования синапсов — электрических связей между их отростками. Все ее влияние на тонус сосудов — косвенное. Оно обусловлено лишь тем, что новая порция никотиновой кислоты немедленно начинает расходоваться нейронами для поддержания скорости и силы проходящих по ним импульсов. Оттого тонус в тканях, способных к сокращению, несколько увеличивается. Они управляются нейронами ЦНС — так что в этом нет ничего удивительного.

Силу этого влияния не стоит переоценивать, так как оно выражено, но выражено весьма опосредованно. Оно не создает каких-то условий специфической нагрузки именно на печень. Наоборот, поддерживает норму тонуса во всех требующих того тканях — мышцах (включая сердечную), стенках кишечника, желчного пузыря, сосудов, диафрагме и перикарде. Биологические обязанности никотиновой кислоты в организме достаточно широки и значимы, чтобы относиться к советам бросить курить с большой осторожностью. А необходимое нам ее количество достаточно велико, чтобы норму ее поступления мог обеспечить далеко не каждый рацион. И не каждая печень, кстати, тоже.

Именно по указанным причинам инъекция данного вещества в отказавшейся от курения Европе входит в число обязательных при поступлении пациента в больницу. А наблюдаемые в стационаре будущие мамы ежедневно в обязательном порядке получают двойную от обычной для взрослого человека дозу — 50 мг.

Страны же постсоветского пространства, приняв участие в европейской инициативе оздоровления человечества, по каким-то причинам предпочитают озвучивать лишь часть этой темы. Скорее всего, из соображений, не имеющих к здоровью никакого отношения. Нам эти мотивы не слишком важны. Зато важно, чтобы ни они сами, ни их последствия действительно не сказались на нашем здоровье. И если до сих пор мы курили, отказ от этой привычки не принесет нам вреда только при одном условии. А именно, если мы подберем более подходящий нам способ получения никотиновой кислоты из других источников. Разумеется, все с тем же неизбежным ее влиянием на сосуды печени.


Похожее