Фибромиома матки, лечение, симптомы, признаки, причины

Фибромиома матки, лечение, симптомы, признаки, причины

Догадаться о наличии фибромиомы очень непросто — обычно она не дает никаких патологических симптомов.

Особенно на начальных этапах, когда она не очень велика и нет угрозы выпадения, перекручивания отдельных участков этого разрастания. Миома доброкачественна и, как считается, возникает просто в результате постоянно неправильной реакции слизистой на регулярную смену яйцеклеток. Впрочем, не все миомы так уж податливы к гормональной терапии, как хотелось бы. Тем более не всегда результаты этой терапии выглядят более привлекательными, чем другие методы ее устранения. Однако в постменопаузе миома всегда претерпевает обратное развитие в соответствии с темпами угасания всей половой функции.

Причины фибромиомы матки

Фибромиома — это заболевание детородного периода в целом. Ее чаше обнаруживают у женщин в возрасте ближе к 30, чем ближе к 18. Но это никогда не угадаешь — миому той или иной стадии развития можно найти в любом возрасте после наступления половой зрелости. Поскольку миома — разрастание доброкачественное, она не болит и не вызывает сепсиса. Отдельные ее узлы могут расти как в полость матки, так и в ее стенку. В первом случае миому обычно обнаруживают позже, чем во втором. Дело в том, что матка — орган довольно вместительный. Иными словами, она может растянуться даже на объем очень большой опухоли, вплоть до сходства с беременностью. А вот снаружи пространство для ее роста ограничено окружающими органами и тканями. Реального места в тазу не так уж много. Оттого наружная фибромиома быстро начинает нарушать работу соседних органов.

Симптомы фибромиомы матки



При внутренней миоме больная не испытывает никаких ощущений. Однако это так не всегда. Опухоль постепенно растет — с той или иной скоростью. А это значит, что рано или поздно с ее тканями что-то да случится. Например:

Видео: Миома матки лечение..

  • один из наиболее близких к шейке матке узлов опухоли может выпасть через нее во влагалище. При этом у пациентки быстро возникнет чувство инородного тела, боль в узле из-за сдавливания;
  • все узлы опухоли растут, будучи прикреплены к основному очагу тонкими ножками. Потому при определенных движениях всего тела, сокращении стенок матки в период менструации и пр. они могут смещаться. Иногда это приводит к перекручиванию ножки, нарушению питания тканей узла. В таких случаях неизбежен его некроз и отторжение;
  • помимо механического смещения, есть и еще одна опасность. А именно, что слишком большая опухоль может потребовать от питающей ее кровеносной системы слишком много. Когда развития сосудистой сетки внутри опухоли недостаточно для поддержания ее тканей, в них запускается точно такой же распад;
  • наконец, не забудем: даже у доброкачественных новообразований имеется немалый потенциал к малигнизации. Особенно если они существуют уж слишком долго. Это касается и миомы, которая становится раком матки примерно в трети всех случаев.

Так что осложнения от роста миомы — вещь довольно спонтанная и во многом неизбежная. А особенно неприятно то, что мы можем не подозревать о ее существовании годами. Мои личные наблюдения показывают, что более половины случаев обнаружения миомы приходится на обращение пациентки за обследованием в связи с намерением завести детей. Естественно, женщина, которая планирует беременность, стремится распланировать и возможные осложнения на этом пути. В таких случаях миома может стать серьезным препятствием. Ведь ее размеры нередко либо сильно уменьшают место для роста плода, либо вовсе его не оставляют. Это новообразование опасно и началом перерождения под влиянием всех гормональных перемен, сопровождающих беременность. Кроме того, ее присутствие однозначно затруднит роды — в этом можно не сомневаться.

Лечение фибромиомы матки



Объективно, миома и беременность совместимы плохо. Ну разве что опухоль мала, стабильна и тревоги вообще не вызывает. Сложность, разумеется, в том, чтобы удалить миому, сохранив качества матки как детородного органа. Ведь способность поддерживать жизнеспособность яйцеклетки и нормально выводить ее — это одно. А способность удерживать в течение 9 месяцев 7 и более килограммов беременности — совсем другое. В то же время несмотря на все риски, многие женщины соглашались и продолжают соглашаться на них ради сохранения детородной функции.

Потому сперва медицина попытается избавить нас от опухоли консервативными методами — минуя операцию. Сама гормональная терапия в этих целях используется не так уж часто. Дело в том, что для нее могут понадобиться меры, снижающие способность к зачатию. А это уж явно не совпадет с намерением пациентки забеременеть в течение ближайших двух-трех лет. Так что гормональное лечение применяется, когда в врач полагает, что оно будет недолгим и серьезная коррекция здесь не нужна. То есть как раз при маленьких, стабильных новообразованиях.

Большие опухоли можно попробовать уменьшить, заодно предотвратив их дальнейший рост. С этой целью хирург вводит в питающие опухоль сосуды особый склерозирующий препарат. Данное средство склеивает сосуды, «перекрывая кислород» тканям новообразования. Естественно, они отмирают, но поскольку весь процесс строго контролируется специалистом, такое отмирание не представляет для пациентки никакой угрозы. Если что, на страже ее здоровья стоят и мощные антибиотики, и высокоточная аппаратура, и техники принудительного выведения всего, чему пора покинуть полость матки.

Если же все эти меры лишены смысла в силу большого размера, солидного возраста опухоли или наличия опасных изменений в ней, ее предложат удалить. И объяснят предварительно, что беременность в такой ситуации все равно добром не кончится — ни для плода, ни для матери. А для матери (уже несостоявшейся) сохранение опухоли даже без беременности может закончиться любым из описанных выше эпизодов, включая рак. К сожалению, операции по удалению миом обычно предполагают удаление всей матки. Биологического смысла в ее сохранении нет — сохраненный остаток наверняка будет нефункционален. Или, во всяком случае, непригоден для беременности. К тому же есть изрядный риск «забыть» в этом остатке часть поврежденных корней опухоли. А эти корни, даже доброкачественные изначально, при таких условиях станут опасны как никогда.


Похожее