Карциноид, лечение, причины, симптомы, признаки

Карциноид, лечение, причины, симптомы, признаки

Считается, что заболеваемость карциноидами составляет примерно 8:100 000.

В то же время она может быть на самом деле выше в связи с бессимптомным и медленным ростом этих опухолей.

Типичная локализация карциноидов — аппендикс, подвздошная и прямая кишка, желудок и легкие.

В основу классификации карциноидов часто кладут эмбриональное происхождение пораженных органов. В соответствии с таким подходом различают карциноиды с локализацией в производных передней (бронхи и желудок), средней (тонкая кишка и аппендикс) и задней (прямая кишка) кишки.

Карциноиды желудка обычно протекают бессимптомно, и их обнаруживают случайно. Однако для карциноидов бронхов может быть характерна обильная симптоматика: кашель, кровохарканье, обтурационная пневмония, синдром Кушинга и карциноидный синдром. Карциноиды тонкой кишки могут вызвать частичную непроходимость или ишемию кишечника. Карциноиды аппендикса чаще представляют собой случайные операционные находки. При наличии метастазов развивается карциноидный синдром.

Карциноиды прямой кишки диагностируют случайно, хотя они могут сопровождаться запорами и ректальными кровотечениями. Карциноидный синдром наблюдается редко даже при наличии метастазов.

Карциноиды бронхов составляют примерно 2% всех первичных опухолей легких и чаще возникают в возрасте 40—50 лет. Карциноидный синдром наблюдается редко, но возможна эктопическая секреция АКТГ с развитием синдрома Кушинга. У одной трети больных, особенно у курильщиков, диагностируют так называемые атипичные карциноиды бронхов, отличающиеся более агрессивным течением с частым метастазированием в лимфоузлы средостения. Бывает показано хирургическое лечение.

Карциноиды желудка составляют менее 1% среди всех опухолей этой локализации. Их делят на три группы.

Карциноиды I типа возникают на фоне хронического атрофического гастрита.

Карциноиды II типа возникают на фоне синдрома Золлингера— Эллисона и эктопической секреции гастрина.

Карциноиды III типа возникают спорадически.

Карциноиды желудка I и II типа развиваются на фоне ахлоргидрии и гипергастринемии, которые, как полагают, вызывают гиперплазию энтерохромаффинных клеток и формирование небольших множественных карциноидных опухолей. Эти опухоли, как правило, характеризуются медленным неинвазивным ростом.



Мелкие опухоли обычно удаляют эндоскопически, крупные или рецидивные опухоли хирургически. Чтобы устранить источник секреции гастрина и вызвать регрессию опухоли, при карциноидах I типа проводят антрумэктомию. У больных с синдромом Золлингера—Эллисона регрессию опухоли можно вызвать аналогами соматостатина.

От 15 до 25% карциноидов желудка развиваются спорадически, в отсутствие гипергастринемии. Эти опухоли, как правило, соли-тарные, размером более 1 см, склонны к агрессивному течению за счет инвазивного роста и метастазирования. Они сопровождаются атипичным карциноидным синдромом, основным проявлением которого являются приливы, вызванные, как полагают, гистамином. В большинстве случаев при таких карциноидах проводят гастрэктомию.

Карциноиды тонкой кишки составляют третью часть всех опухолей этой локализации. Обычно они развиваются в возрасте 50—70 лет и проявляются болью в животе или тонкокишечной непроходимостью. На момент обращения к врачу у 57% больных имеются карциноидный синдром и метастазы в печени. Обычно карциноиды тонкой кишки множественные и характеризуются эндофитным ростом. Выявить их с помощью КТ и рентгеноскопии с бариевой взвесью часто бывает трудно, более эффективной может оказаться капсульная эндоскопия. Большинство карциноидов тонкой кишки обнаруживают в дистальном ее отделе. Размер новообразования — ненадежный показатель распространенности заболевания, так как описаны метастазы при опухолях размером менее 0,5 см. Нередко наблюдается ишемия кишечника, вызванная фиброзом брыжейки. Последний приводит также к концентрической деформации кишки по типу фиксированных перегибов. Резекция первичной опухоли вместе с метастазами в брыжейке устраняет обструкцию кишки и существенно уменьшает боль, поэтому хирургическое лечение показано даже при наличии отдаленных метастазов.

Карциноиды аппендикса происходят, по-видимому, из субэпителиальных нейроэндокринных клеток. Эти опухоли чаще встречаются в более молодом возрасте, причем их диагностируют преимущественно во время аппендэктомии. На момент постановки диагноза примерно 95% этих опухолей имеют размер менее 2 см, метастазы наблюдаются редко, поэтому методом выбора при небольших карциноидах аппендикса остается аппендэктомия. При опухолях более 2 см часто имеются регионарные или отдаленные метастазы и показана правосторонняя гемиколэктомия. Однако у пожилых или при наличии тяжелой сопутствующей патологии иногда приходится ограничиваться аппендэктомией.

Карциноиды прямой кишки составляют только 12% всех о пролей этой локализации и встречаются в возрасте 50—60 лет. В половине случаев заболевание протекает бессимптомно, и диагноз устанавливают во время колоноскопии. В остальных случаях имеются боль в прямой кишке, ректальные кровотечения, запоры.



Карциноиды прямой кишки размерами менее 1 см метастазируют редко, поэтому эффективно их местное иссечение в пределах здоровых тканей. Тактика при опухолях более 12 см не столь однозначна. Эндоскопическое УЗИ помогает определить степень инвазии стенки прямой кишки: если нет прорастания мышечной пластинки слизистой, достаточно выполнить местное иссечение. При опухолях более 2 см или при прорастании мышечной пластинки слизистой показана низкая передняя резекция.

Карциноиды — это нейроэндокринные опухоли, которые характеризуются выработкой, накоплением и секрецией полипептидов, биогенных аминов и гормонов. Карциноидный синдром включает разнообразные проявления, такие как диарея, гиперемия (чаще лица), гипотензия, удушье, отеки и повышенная ночная потливость.

Причины карциноида

Карциноидные опухоли образуются из нейроэндокринных клеток и классифицируются по месту расположения.

Заболеваемость карциноидом составляет 1-2 на 100 000 населения. Наиболее распространены опухоли червеобразного отростка, далее идут опухоли прямой кишки и затем подвздошной кишки. Могут поражаться легкие, желудок, тонкая кишка.

Патогенез. В основе карциноидного синдрома лежит высвобождение пептидов и аминов, вырабатываемых и накапливаемых клетками карциноида. Большинство проявлений обусловлено избыточной выработкой триптофана и его производных (главным образом серотонина), непосредственным выделением серотонина в кровоток, минуя распад его в печени.

Диагностика карциноида

Для карциноидных опухолей характерно медленное прогрессирование и скрытое течение. Малый размер большинства опухолей (менее 2 см) затрудняет получение результатов при использовании основных диагностических методов. При подозрении на карциноид метод выбора — определение концентрации 5-гидроксииндолуксусной кислоты в суточной моче и серотонина в плазме крови. Предлагается проведение сцинтиграфии с октреотидом. Эта методика дает возможность определить локализацию мелких опухолей, а также оценить наличие отдаленных метастазов.

При подозрении на метастазы в печени показана КТ брюшной полости. Биохимические показатели функции печени неинформативны и могут быть в пределах нормы. Метастазы карциноидов в печени характеризуются обильной васкуляризацией и по плотности практически не отличаются от нормальной ткани, поэтому при КТ с контрастированием их можно не обнаружить. В связи с этим рекомендуют выполнять КТ как с контрастированием, так и без него.

Сцинтиграфия с меченым октреотидом часто помогает обнаружить первичную опухоль и метастазы, так как более чем 90% нейроэндокринных карциноидных опухолей содержат большое количество рецепторов соматостатина. Кроме того, степень поглощения меченого октреотида позволяет прогнозировать эффективность аналогов соматостатина.

Содержание в суточной моче 5-гидроксииндолуксусной кислоты (метаболита серотонина) повышено примерно у 75% больных с метастазами карциноидов, происходящих из производных средней, но не передней (желудок и бронхи) и задней (прямая кишка) кишки.

Хромогранин А — белок, содержащийся в секреторных пузырьках клеток нейроэндокринных опухолей. Его концентрация в крови более точно отражает распространенность поражения у больных с карциноидами, чем уровень 5-гидроксииндолуксусной кислоты в моче. При содержании хромогранина выше 5000 мг/мл прогноз неблагоприятный.

Лечение карциноида

Показаны хирургическое удаление опухоли и симптоматическая терапия. Применение аналогов соматостатина (сандостатина) позволило повысить продолжительность жизни пациентов. Совместное назначение соматостатина и интерферона- эффективнее изолированного применения соматостатина.

Сегментарная резекция печени при метастазах может не только существенно облегчить симптомы заболевания, но и увеличить продолжительность жизни.

Трансплантация печени показана при изолированных метастазах карциноидов в печени, однако роль этого метода в лечении таких больных не изучена.

Эмболизация печеночных артерий может служить паллиативным вмешательством при невозможности радикальной операции. Продолжительность лечебного эффекта короткая — от 4 до 24 мес. Побочные эффекты включают почечную недостаточность, некроз печени, сепсис.

Радиочастотная катетерная деструкция или криодеструкция в качестве самостоятельного метода или в сочетании операцией могут быть использованы как малоинвазивные способы лечения. Однако их эффективность, особенно у больных с множественными метастазами в печени, изучена недостаточно,

Медикаментозное лечение

  1. Аналоги соматостатина. Приблизительно у 90% больных проявления карциноидного синдрома подавляются октреотидом в дозе 150 мкг п/к 3 раза в сутки. Октреотид длительного действия вводят по 20 мг в/м 1 раз в месяц с постепенным (при необходимости) увеличением дозы- для полного устранения симптомов можно дополнительно использовать препарат короткого действия. Ланреотид обладает сходной эффективностью. Оба препарата хорошо переносятся, хотя обладают и такими побочными эффектами, как местная реакция в месте инъекции, стеаторея, гипергликемия.
  2. Интерферон применяют.в качестве монотерапии или в сочетании с аналогами соматостатина. Добавление интерферона повышает эффективность терапии, особенно при резистентных к аналогам соматостатина опухолях. Кроме того, у большинства больных комбинация этих препаратов значительно снижает скорость роста опухолей. Побочные эффекты интерферона: угнетение кроветворения (особенно лейкопоэза), хронический лимфоцитарный тиреоидит, утомляемость, депрессия.
  3. Химиотерапия. Результаты лечения карциноидов с метастазами комбинацией стрептозоцина с фторурацилом, циклофосфамидом или доксорубицином неутешительны. Показано незначительное повышение выживаемости при использовании стрептозоцина с фторурацилом, но использование этих препаратов ограничено из-за нефротоксичности, подавления кроветворения, тошноты, рвоты и слабости.
  4. Новые препараты включают радиоактивные аналоги соматостатина, ингибиторы связывания фактора роста эндотелия с его рецепторами, а также моноклинальные антитела (бевацизумаб) и ингибиторы тирозинкиназ (сунитиниб).

Похожее