Саркоидоз и легочные микроэлементозы

Саркоидоз (sarcoidosis- греч. sarx, sarkos = мясо, плоть + eidos = вид+ -asis- синонимы: болезнь Бенье-Бека-Шаумана, доброкачественный лимфогранулематоз, хронический эпителиоидно-клеточный ретикулоэндотелиоз и др.) — системное заболевание из группы гранулематозов. Характеризуется развитием в различных органах продуктивного воспаления с образованием эпителиоидно-клеточных гранулём, вызывающих дистрофию и некроз окружающих тканей, и часто завершающегося фиброзом. Саркоидоз проявляется интерстициальным воспалением и фиброзом (фиброзирующий альвеолит) с образованием гранулём, напоминающих туберкулёзные, но без казеозного некроза.

Заболевание редкое (в России — до 10 случаев на 100 000 человек населения). Этиология не установлена. В качестве предполагаемых причин развития саркоидоза рассматривают многие инфекционные и неинфекционные факторы. Патогенез болезни связан с усиленным клеточным иммунным ответом на воздействие собственных или экзогенных антигенов (Мартынов ссоавт., 2001, 2002).

Первоначально причиной болезни считали инфекцию, в частности, микобактерией туберкулеза, хламидиями, боррелиями и латентными вирусами. В настоящее время их этиологическая роль подвергается сомнению. Почти в 90% случаев саркоидные поражения локализуются в легких (бронхах), хотя возможно поражение также и других органов (сердца, почек, печени и селезенки, глаз, кожи, костей, различных отделов ЖКТ, слюнных желез, внегрудных лимфатических желез). Саркоидоз нервной системы обычно проявляется невритами периферических и/или черепно-мозговых нервов. Весьма редко наблюдаются саркоидный менингит с множественным поражением черепно-мозговых нервов и менингоэнцефалит, которые отличаются тяжелым течением с возможным смертельным исходом. Саркоидоз легких может проявляться фиброзирующим альвеолитом, который характеризуется прогрессирующим пневмофиброзом с развитием дыхательной недостаточности, гипертензии малого круга кровообращения и легочного сердца, а также гиперкальциурией, вызванной деятельностью активированных макрофагов.

Маркером активности болезни является повышенное содержание в выдыхаемом воздухе NO. Он образуется в клетках эндотелия сосудов, макрофагах, тромбоцитах и нейтрофильных лейкоцитах из аргинина, который дезаминируется до цитруллина ферментным комплексом Са-независимой кальмодулин-содержащей NO-синтетазы. Активация комплекса в данном случае индуцируется эндотоксинами в условиях гипоксии.

Образовавшиеся цитокины, в частности, фактор некроза опухолей (ФНО) и интерлейкины, стимулируют длительную и активную выработку NO. Вначале NO оказывает выраженное положительное действие, подавляя иммунную систему, высвобождение гормонов, клеточную секрецию и деление клеток. NO является естественным сосудорасширяющим средством (вазодилалатором), а также медиатором межклеточных взаимодействий в костях, мозге, эндотелии, в-клетках поджелудочной железы и периферических нервах.

Видео: Саркоидоз (легочное окно)

Избыток NO токсичен для нейронов, вызываемая им стимуляция гуанилатциклазы может значительно нарушать передачу сигнала и вызывать коллапс, а по механизму обратных связей ингибировать межклеточные взаимодействия. Поэтому избыточное производство этого газа необходимо подавлять.



Гранулёматозные изменения в легких, напоминающие саркоидоз, развиваются также при вдыхании металлической пыли или дыма. Например, пыль Al, В, Be, Со, Си, Аи, Ti, Zr и лантаноидов вызывает образование гранулём. На рис. 1 показан предполагаемый механизм развития пневмосклероза, сходного с саркоидозом (Деньгин с соавт., 2005).

Механизм патогенеза пневмосклероза

Рис. 1. Предполагаемый механизм патогенеза пневмосклероза



В крови больных саркоидозом отмечено повышение содержания Li, W, Mo, Al, преимущественно в виде синергических сочетаний Li - Са, W - Со. Если при саркоидозе развивается гипоксическая плетора, то в случае пневмосклероза можно предположить нарушение МЛГ, то есть развитие полимикроэлементоза.

Повышенное содержание Со и Мо в присутствии W и Al приводит, в соответствии с законом замещения, к снижению активности Fe- и Сu-содержащих ферментов, в первую очередь ферментов антиокислителъной системы (АОС). Свободные радикалы (супероксид, перекись водорода, гидроксид-радикал), в избытке содержащиеся в богатой кислородом легочной ткани, и не удаляемые АОС, вызывают перекисное окисление липидов, липопротеинов и других биосубстратов, стимулируя выработку фактора некроза опухолей (ФНО-В). Результатом становится некроз пораженной ткани. Подробнее механизмы действия АОС рассмотрены выше, в разделе «апоптоз».

Кроме того, в очаге некроза свободные радикалы стимулируют выработку других цитокинов, запускающих воспалительную реакцию. В интерстиции легких она может привести либо к устранению повреждающего фактора и разрешению воспаления, например, при инфекционных пневмониях (саногенная реакция), либо к персистированию воспаления с развитием фиброза.

Видео: Саркоидоз и кальций

При этом в ткани легких при активном участии макрофагов легко образуются гранулёмы, то есть скопления этих клеток. На фоне усиленной выработки факторов роста — ИФР) и фагоцитов (ФРФ) — фагоциты поглощают часть инородных молекул микроэлементов (МЭ) и элиминируют их через бронхи с мокротой или через кровь в мочу. Такой механизм детоксикации позволяет легко выявить аэрогенные МЭ, попавшие в организм.

Примечание: Помимо указанных факторов роста, сходную аббревиатуру (ИФР-1) имеет инсулиноподобный фактор роста = соматомедин С, эндокринный посредник соматотропного гормона СТГ.

В свою очередь, интоксикация Мо активирует ксантиноксидазу, что клинически проявляется эпидемической молибденовой подагрой. Процесс сопровождается повышением содержания мочевой кислоты и Мо в сыворотке крови, полиартралгиями, образованием уратных камней в почках. Развитию подагры способствует также обусловленная поражением легких тканевая гипоксия, стимулирующая в тканях катаболизм, вызывающий гиперурикемию.

Интоксикация Al клинически проявляется бронхитами и пневмонитом (алюминозом), то есть микроэлементозом с аутоиммунными проявлениями.

Медицинская бионеорганика. Г.К. Барашков


Похожее