Аллергические изменения при микотоксикозах
Видео: АЛЛЕРГИЯ| Как НАВСЕГДА от Нее Избавиться? Как Вылечить Аллергию?
Микотоксикоз (Mycotoxicosis, фузариотоксикоз, стахиоботриотоксикоз и некоторые токсические плесневые поражения) — общее название болезней, обусловленных попаданием микотоксинов в организм человека. Возникают вследствие употребления человеком продуктов, пораженных некоторыми грибковыми микроорганизмами.При этих поражениях прежде учитывалось лишь токсическое действие продуктов жизнедеятельности грибковых микроорганизмов, поражающих пищевые продукты и корма. Однако, в настоящее время отмечено, что токсические продукты грибов способны вызывать развитие и аллергических процессов в организме (у людей и сельскохозяйственных животных).
Изучение рецидивов заболевания у людей, возвратившихся к прежней работе, «заставляют предполагать при респираторных микотоксикозах наличие аллергического компонента» (В.И. Билай и соавт., 1960 и др.). У таких больных при рецидивах заболевания резко возрастала эозинофилия в крови, отмечалось появление эозинофилов в мокроте и т.д.
Сложными в трактовке остаются данные о роли и значении парааллергии при грибковых заболеваниях. Под парааллергией понимают вариант аллергии, при которой специфически сенсибилизированный организм дает аллергическую реакцию на неспецифические факторы — температурные (чаще холод), алиментарные, нервно-психические, а также на факультативные раздражители — химические и мн. др.
Многие авторы связывают парааллергию не только со «спецификой и природой» грибковых антигенов, но и подчеркивают ее зависимость от состояния макроорганизма. Феномен парааллергии, как отмечал А.М.Кричевский, позволяет клиницисту понять ряд сложных клинических форм и расшифровать патогенез многих заболеваний, которые «могли бы казаться загадочными, если бы клиницисты во всех случаях пытались бы каждый феномен аллергии толковать только как проявление строго специфической иммунобиологической реакции».
Нередко аллергические реакции и парааллергические проявления возникают при ассоциированных (смешанных) формах инфекции, тем более, что у многих больных наблюдается наклонность к полимикотической инфекции. Так, от одного больного удавалось выделять до 7-10 культур различных грибов — сочетания кандида, трихофитонов, элидермофитонов, плесеней, микроспорумов и т.д. (т.е. возникает «множественная», «полисенсибилизация»). Например, у больных при микозах стоп часто выявляются дрожжеподобные грибы рода кандида+интерди-гитальный трихофитон.
Может иметь значение последовательная «инокуляция» возбудителя- в таких случаях грибковая инфекция «наслаивается на уже имеющуюся кокковую (или другую микробиоту), что также может сопровождаться парааллергическими реакциями. Парааллергическая реакция усиливается под влиянием микробных ассоциаций, на фоне чего значительно изменяются клиническая симптоматика и течение заболевания- со временем начинают преобладать аллергические проявления («микоз с явлениями экзематизации», «грибковая экзема»),
Парааллергическим процессом можно объяснить хронические, часто рецидивирующие процессы типа рожи у больных микозами стоп, тромбофлебита, лимфангоитов на нижних конечностях- со временем перечень «парааллергических провокаторов» имеет тенденцию к расширению.
Следовательно, большое практическое значение имеет правильная и своевременная оценка аллергических и парааллергических реакций, возникающих при различных инфекционных процессах, в частности, смешанной микробиоте — грибов и бактерий- при этом, аллергический ответ отмечается не только на микробные и грибковые ассоциации (например, стрепто- и стафилококковые+микотические- смешанные формы эпидермофитии и кандидоза- ассоциации дрожжеподобных грибов рода кандида+геотрихум+трихофитон — при интертригинозных поражениях)- в условиях выраженной сенсибилизации аллергические реакции все чаще наблюдаются и на различные неспецифические факторы.
Таким образом, в некоторых случаях происходит развитие грибковой инфекции вслед за кокковой (или наоборот), что может сопровождаться аллергическими и парааллергическими реакциями. С течением времени аллергический компонент нарастает, что представляет значительные трудности в лечении. По сравнению с «чистыми» микозами и микидами- ассоциированные формы поражения с наклонностью к парааллергии, по-видимому, встречаются чаще.
Анализ некоторых осложнений антибиотикотерапии при наличии грибковой аллергии
Антибактериальные антибиотики могут вызывать у некоторых больных подчас серьезные и на первый взгляд неожиданные осложнения. В настоящее время о таких осложнениях известно достаточно много- трудно назвать врача, который бы не встречался с нежелательными последствиями казалось бы правильно назначенной терапии. Среди причин, определяющих возникновение осложнений антибиотической терапии, следует отметить и наличие микотической аллергии, что иногда недостаточно учитывается.Сенсибилизированные к некоторым грибам (плесени, трихофитоны, кандида и др.) лица могут оказаться чувствительными к ряду антибиотиков, что обьясняется, с одной стороны, антигенным «сходством» продуцентов антибиотиков (пенициллина и мн. др.) и возбудителей микозов, а также существованием перекрестных реакций у пациентов, аллергизированных к грибам. В некоторых же случаях сенсибилизация бывает обусловлена пневмо-микоаллергенами (в т. ч. сапрофитными грибами). Массовое обследование, проведенное в свое время в Ленинградском институте антибиотиков, выявило наличие сравнительно частой сенсибилизации к стрептомицину, затем — пенициллину, реже — к другим антибиотикам.
Наиболее распространенной формой гиперчувствительности к антибиотикам являлась крапивница, но отмечены и более тяжелые формы аллергических заболеваний — астма, экзема, эритродермия и др. При этом установлено, что сенсибилизация к пенициллину чаще развивалась у лиц, страдавших до того другими аллергическими заболеваниями и микозами. В подобных наблюдениях антибиотики, возможно, играли роль факультативного со-аллергена.
Как отмечено, своеобразным аллергическим проявлением кандидоза (чаще с локализацией в пищеварительной системе) является крапивница. Мы наблюдали больную хроническим колитом и холециститом, у которой после провоцирующего алиментарного фактора стали возникать рецидивирующие волдырные высыпания.
Введение бициллина обусловило резкое усиление признаков аллергии и уртикарной реакции (развилась гигантская крапивница). В связи с выраженной аллергией на антибиотик больной было рекомендовано микологическое обследование, выявившее наличие кандидоза внутренних органов (с локализацией в ЖКТ)- диагноз был подтвержден результатами лабораторных исследований (выделены кандида альбиканс, отмечены положительные внутрикожная проба и РСК с кандидаантигеном).
Санация первичного очага кандидоза, специфическая десенсибилизация с использованием иммунопрепарата (кандидозной вакцины) в сочетании с противокандидозными антибиотиками привело к улучшению состояния органов пищеварения, исчезновению аллергической уртикарной сыпи на коже. Для иллюстрации приводим данные из истории болезни.
У больной М.,51 года, в течение 5 лет наблюдались хронический колит и холецистит. За 3 мес до поступления в стационар во время пребывания на курорте она употребляла коктейли (в состав их входили сырые яйца), после чего появились высыпания крапивницы, которые рецидивировали на протяжении всего этого периода. Месяц назад, в связи с обострением холецистита, была госпитализирована в терапевтическое отделение, где ей назначили бициллин. Через несколько часов после первого введения антибиотика состояние больной ухудшилось, появились отек на лице, обильные высыпания уртикарных элементов на туловище, плечах, бедрах, сопровождавшиеся зудом.
На следующий день отмечено нарастание симптомов аллергии — возникли гигантская крапивница (в некоторых участках очаги поражения сливались), отек губ, ушных раковин, что также сопровождалось мучительным зудом.Появление аллергической реакции в ответ на применение бициллина послужило показанием к проведению целенаправленного обследования больной на кандидоз. При засеве кала, отделяемого с языка, обнаружен рост кандида (при последующей идентификации — кандида альбиканс).
Внутрикожная проба с кандидином — резко положительная, с образованием папулезного инфильтрата 1,5x2 см, отечности вокруг него. РСК с кандидаантигеном 4+, титр — 1:80. Были назначены: нистатин, леворин по схеме, пипольфен, в последующем — кандидозная вакцина в разведениях 1: 1000, 1:100 — 2 курса с перерывом между ними 3 мес, колибактерин,15% раствор магния сульфата внутрь, наружные противозудные средства. На фоне лечения противогрибковыми антибиотиками и введения кандидозной вакцины отмечалась общая и очаговая реакция, появление уртикарных высыпаний. Через 3 мес лечения состояние больной значительно улучшилось, нормализовался стул (который прежде был до 5 раз в сутки), волдырные высыпания стали возникать реже и в виде мелких элементов.
Дрожжеподобные грибы из кала и отделяемого полости рте в этот период не высевались. РСК с кандидаантигеном была резко положительной (4+), однако титр ее снизился до 1:5. Через 6 мес состояние больной было удовлетворительное, боль в области желчного пузыря уменьшилась, проявления крапивницы полностью исчезли. РСК с кандидаантигеном стела отрицательной.
Следовательно, в данном наблюдении клиническим выражением парааллергической реакции явилось развитие гигантской крапивницы с отеком Квинке- у больной была выявлена микотическая аллергия, одним из проявлений которой были высыпания типа крапивницы в ответ на введение бициллина.
Приводим и другие клинические наблюдения, свидетельствующие о проявлениях аллергических и парааллергических феноменов при грибковых заболеваниях- в них отчетливо выявлена роль микогенной аллергии при плохой переносимости антибиотиков и осложнениях.
Б-й П., 40 л., Диагноз: кожная форма узелкового периартериита (подтверждено гистологически)- 20 лет назад болел актиномикозом. Мать умерла от сосудистого заболевания («закупорка вен»). При обращении беспокоили боли и ощущения покалывания в стопах, онемение пальцев рук. Объективно — на голенях и стопах, на кистях рук — изменения типа ливедо, на тыльной поверхности кистей — петехий, на коже лица и предплечий — телеангиэктазии, на пальцах стоп (в области ногтей) — некротические изменения мягких тканей, на сводах стоп — активные проявления микоза (пузыри и эрозии), в межпальцевых складках — мацерация эпидермиса и шелушение- ногти первых пальцев — пожелтевшие, деформированы — утолщены и крошатся. Внутренние органы без заметных отклонений от нормы. Периодически отмечается температура субфебрильного типа.
Из данных лабораторных исследований обращали внимание: внутрикожные пробы с эпидермофитином (из межпальцевого трихофитона Кауфман-Вольф) и кандидином, поставленные в области голеней: отмечена гиперергическая реакция с геморрагическим выпотом и образованием воспалительного инфильтрата (2,5 х 5 см в диаметре). Р.Манту (1:10 000) отрицательная. В день постановки проб с грибковыми аллергенами отмечалось повышение температуры тела и ухудшение общего состояния. РСК с эпидермофитином слабоположительная (2+).
В посеве со стоп получен рост культуры межпальцевого трихофитона Кауфман-Вольф (гипсовидный вариант, обладающий особенно выраженными аллергизирующими свойствами). Когда больному повторно был введен пенициллин, наступило обострение процесса: повысилась температура тела, усилились боли в ногах, появились свежие геморрагические высыпания, «оживились» проявления типа ливедо.
Т. о., у больного кожной формой узелкового периартериита и актиномикозом в анамнезе, имевшего также проявления микоза, обусловленного грибами с выраженными аллергизирующими свойствами, применение пенициллина выявило грибковую аллергию с возникновением общих и локальных проявлений. При обследовании (внутрикожном тестировании) установлены гиперергические реакции на ряд грибковых аллегенов.
Применение пенициллина также аггравировало сосудистое заболевание, что выражалось появлением свежих высыпаний, с болями в ногах и повышением температуры тела. Можно допустить, что плохая переносимость пенициллина связана у больного с наличием выраженной микогенной аллергии.
Кулага В.В., Романенко И.М., Афонин С.Л., Кулага С.М.