Домашний уход и лечение детей с заболеваниями органов дыхания
Сначала несколько общих замечаний о пользе сомнений в оценке эффективности лечения.
Изменения в медицине происходят очень быстро. По мнению науковедов, «период полураспада» медицинских истин не превышает 10 лет, а это значит, что половина обоснованных на уровне современной науки истин через 10 лет теряет свое значение и «истинными» порой становятся противоположные рекомендации. Это связано как с изменениями характера патологии, например, с выработкой устойчивости микробов к воздействию лекарственных средств или открытием новых возбудителей, так и с появлением новых методов лечения или доказательством малой эффективности применявшихся ранее методов. Так, многие антибиотики (например, тетрациклины) утратили свою эффективность в связи с выработкой к ним устойчивости большинством вызывающих пневмонию микроорганизмов. Появление противовирусных препаратов уже к концу этого века сможет сделать наши утверждения об отсутствии надежных специфических методов борьбы с вирусной инфекцией ошибочными. Современная система оценки лекарств включает клинические испытания со строго контролируемыми условиями (тщательный отбор больных, рандомизированное, случайное, их разделение на опытную и контрольную группы, исключение психотерапевтического эффекта назначением плацебо, «пустышки», больным контрольной группы и «слепое» проведение опыта,- при котором ни больной, ни врач не знают, назначен ли испытуемый препарат или плацебо — для исключения предвзятости исследователя). Положительный эффект в лечении, наблюдаемый в опытной группе по сравнению с контрольной, считается доказательством эффективности применяемого лекарства.
Оценка лекарства на основании опыта одного человека («а вот моему ребенку средство А помогло снять простуду уже через 2 дня!») не может считаться достоверной. Ведь течение болезни определяется столькими факторами! Достаточно вспомнить лишь обилие возбудителей простудных заболеваний. Да и реакция на них детей с разным уровнем иммунитета будет весьма различной. Для усреднения всех этих различий и проводятся контролируемые испытания.
Нетрудно догадаться, что средства и методы лечения, применяющиеся издавна (а в лечении болезней органов дыхания они составляют большинство), такой строгой проверке не подвергались. Это не значит, конечно, что все они неэффективны. Опыт многих поколений помог отобрать наиболее действенные из них. Но, во-первых, такой эмпирический подход не свободен от субъективных ошибок: популярность ряда средств (например, столетника — алоэ) может быть связана даже со смысловой нагрузкой их названий, а ощущение согревания при приеме алкоголя создало ему славу чуть ли не лучшего средства от простуды (кстати сказать, полностью опровергнутого наукой).
Нередко фактором, определяющим выбор методов лечения, является общая и медицинская культура родителей. Ученые отмечают, что современный пациент в основном образован и широко приобщен к источникам информации, причем это в не меньшей степени относится к родителям больных детей. Это, однако, часто не только не облегчает, но затрудняет работу врача, поскольку научно-популярная литература и тем более средства массовой информации содержат нередко отрывочные сведения, а в стремлении осветить новое в медицине они нередко «ускоряют прогресс» — выдают векселя методам, еще недостаточно апробированным. Очень часто метод, давший эффект при одной из разновидностей заболевания, выдается чуть ли не за панацею при любых его формах. Это относится как к новейшим методам, так и к средствам народной медицины. Как часто приходится нам доказывать родителям, что вычитанное ими средство (будь то барокамера или магнитные поля, талая вода, мед или мумие) не решает проблемы лечения насморка или бронхиальной астмы.
Как ни странно, но высокий уровень информированности родителей нередко сочетается с надеждами на чудо, с иррациональным ожиданием резкого поворота болезни в лучшую сторону. Препятствовать их попыткам применять это «чудо-средство» (если нет сомнений в его безопасности) зачастую трудно, поэтому в своей практической деятельности врач зачастую не мешает их применению. Но весьма трудно припомнить случай, когда телепатия, травы, рекомендуемые «известными» травниками, мумие, собачье или барсучье сало и другие средства совершили чудо или хотя бы дали какое-то неожиданное улучшение.
Надо признать, что развитие современной медицины одним из своих результатов имеет исключительную веру (как врачей, так и населения) в так называемую медицинскую модель болезни: врач находит причину болезни и назначает лекарство, после чего наступает выздоровление. Это, безусловно, более прогрессивная модель, чем, например, модель, связывающая болезнь с влиянием злых духов, изгнание которых с помощью молитвы или камлания — основное звено в действии шамана.
Современные данные показывают, однако, что «медицинская модель» болезни не всеобъемлющая. Отклонения человека от здорового образа жизни являются источником многих болезней, лечение которых без его изменений малоперспективно. Закаливание и простуда — яркий пример такой взаимосвязи. Именно поэтому при многих заболеваниях современный врач уделяет основное внимание рекомендациям по образу жизни ребенка, а не выписыванию рецептов на все новые и новые лекарства, как это хотелось бы многим родителям. Уходит в прошлое и ореол таинственности врачебной практики, постановка точного диагноза при многих заболеваниях требует проведения сложных и порой небезопасных исследований. И нередко, к сожалению, бывают жалобы на врача, который как бы не лечит ребенка, а только исследует его.
Расширение наших знаний о происхождении болезней открывает новые стороны защитно-приспособительных реакций организма, целесообразность которых в определенных пределах не вызывает сомнений. Мы знаем, что повышение температуры тела — защитная реакция организма и снижать ее следует лишь при том уровне, который грозит осложнениями. То же относится к борьбе с кашлем — в большинстве случаев кашель полезен и необходим. Мы не стремимся снизить увеличенное число лейкоцитов в крови в ответ на бактериальную инфекцию (это можно было бы осуществить с помощью современных лекарственных средств), а воздействуем на источник этого сдвига, и т. д.
Видео: Промывание носа у детей
Эволюция «медицинской модели» болезни требует изменения нашего отношения к назначению лечения. Задавая вопрос, «каким лекарством можно бороться с тем или иным симптомом?», следует в первую очередь решить, а нужно ли с ним бороться вообще. Ведь не секрет, что часто ребенок с нетяжелой ОРВИ получает 10—15 назначений (антибиотик, противогистаминное, жаропонижающее, отхаркивающее и спазмолитическое средства, капли в глаза, нос и уши, компресс, физиотерапия, витамины и элеутерококк, часто также вливания в вену, инъекции гамма-глобулина) в тех случаях, когда можно было бы обойтись 2—3 средствами. Такая полипрагмазия (множественность воздействий — в переводе с греческого) не редкость, она есть прямое следствие «медицинской модели», доведенной до абсурда.
Эти замечания приводятся не для того, чтобы пожаловаться на трудности в работе современного педиатра.
Даже можно отметить, что более информированные родители легче изменяют свою точку зрения после необходимых разъяснений. А остановиться на этом необходимо прежде всего для того, чтобы помочь читателю преодолеть все то, что мешает в лечении ребенка, помочь в понимании логики выбора лечебной тактики и, главное, в оценке эффективности лечения. Говорят, что не так страшно делать ошибки, как ни извлекать из них уроков на будущее. Не беда, если родители однажды пойдут на поводу у соседки и, например, станут лечить бронхит растиранием кожи грудной клетки жиром, — вреда от этого не будет. Но они должны уметь оценить эффект этой процедуры, чтобы не слушать в будущем пустых советов.
В данной главе изложены некоторые методы лечения больных с заболеваниями органов дыхания, которые используются в основном в домашних условиях. Многие из этих средств может назначать лишь врач, но родители должны знать основные показания и противопоказания, а также правила их применения. Родители должны уметь применять домашние и основные симптоматические средства, используемые при описываемых болезнях.