Ювенильный дерматомиозит. Причина
Ювенильный дерматомиозит, самая частая форма воспалительных миопатий у детей, представляет собой системную ангиопатию с характерными кожными проявлениями и очаговым миозитом, который приводит к прогрессирующей слабости проксимальных групп мышц и требует быстрого начала иммуносупрессивной терапии.
Ювенильный дерматомиозит, по-видимому, провоцируется антигенной стимуляцией у генетически предрасположенных детей — носителей антигена HLA-DQA1*0501. Провоцирующим фактором могут быть эпизодические заболевания, поскольку после них обнаруживаются новые случаи ювенильного дерматомиозита. Свежие случаи этого заболевания связывают с заражением энтеровируса (вирусом Коксаки В).
В Великобритании у больных найдена соответствующая РНК, а в США повышение титра комплементфиксирующих нейтрализующих антител. Развитие ювенильного дерматомиозита наблюдалось и после заражения стрептококками группы А. Серологические исследования не обнаруживают связи этого заболевания с инфекциями, вызываемыми Toxoplasma gondii, ВПГ или гепатита В. При исследовании экспрессии генов в мышечной ткани нелеченных больных ювенильным дерматомиозитом (носителей HLA-DQA1*0501) найдена усиленная реакция на ИФН-а и ИФН-b.
Это подтверждает мнение о роли антигенной стимуляции иммунного ответа в развитии этоого заболевания.
Ювенильным дерматомиозитом ежегодно заболевают 3,2 из 1 млн детей. Колебания этого показателя от года к году, по-видимому, одинаковы среди всех расовых групп, но 73% всех случаев приходится на детей белой расы. В среднем заболевание проявляется в 6,7 года. У детей, заболевших до 7-летнего возраста, ювенильный дерматомиозит обычно протекает менее тяжело. В США среди заболевших общее соотношение девочек и мальчиков равно 2,3:1.
Видео: О самом главном: Миастения, непереносимость фруктозы, гипертония
Миозит у нескольких членов одной и той же семьи наблюдается редко- в семьях больных миозитом не увеличена и частота аутоиммунных заболеваний (в отличие от ювенильного ревматоидного артрита). Сообщения о сезонной зависимости заболевания не подтверждются, хотя наблюдаются вспышки заболеваемости. Общую распространенность ювенильного дерматомиозита определить трудно, поскольку на легкие кожные проявления и некоторую ограниченность движений часто не обращают внимания. Отдаленные последствия дерматомиозита, протекающего легкой форме, не изучены.
Предрасположенность к болезни связана, очевидно, с HLA II класса DQA1*0501, который обнаруживается более чем у 80 % больше детей в США. Хроническое течение болезни ассоциируется с заменой G на А в положении 308 промоторной области гена ФНО-а. У детей с аллелем ФНО-а 308А, по сравнению с больными без этого аллеля, часто повышена клеточная продукция ФНО-а, болезнь носит хронический характер, но необходима иммуносупрессивная терапия продолжительностью более 36 мес, чаще наблюдается патологическое обызвествление.
Повреждение эндотелиальных клеток предполагаемым антигеном или иммунными комплексами сопровождается активацией комплемента и выпадением антигена vWF из поврежденных клеток. Патологическим подтверждением диагноза служит окклюзия капилляров и артериол с очаговым инфарктом ткани, атрофией волокон по периферии мышечных пучков и лимфоцитарной инфильтрацией. В свежих случаях в мышцах обнаруживается в 4 раза больше NK-клеток (CD56), чем в крови, что указывает на их роль в патогенезе ювенильного дерматомиозита. В пораженных мышцах присутствуют и другие Т-лимфоциты.
Количество моноцитов/макрофагов (CD14) коррелирует с уровнем неоптерина (фактора, выделяемого макрофагами и действующего на Т-лимфоциты) в сыворотке крови. Выраженный фиброз мышц приводит к ограничению подвижности. В пораженных участках кожи наблюдаются истончение эпидермиса, отек и воспалительные изменения сосудов дермы.