Виды мутаций комплекса генов тканевой совместимости. Изучение мутаций н-2
В настоящее время различают два типа мутаций Н-2 по их феноти-пическому проявлению, т. е. по иммунологическим феноменам, которые с ними ассоциированы. Мутации тина I вызывают отторжение трансплантатов кожи и другие реакции клеточного иммунитета в сочетании мутант-исходная линия. Однако эти мутации не вызывают серологически определимых изменений антигенов Н-2, а точнее, эти изменения трудноуловимы. К этому типу относятся пять хорошо изученных мутаций гаплотипа Н-2b линии C57BL/6: Н-2bа, Н-2М, H-2bgl, Н-2bg2, H-2bh.
Генетические комплементационные тесты показали, что все они принадлежат к одному и тому же локусу. Весьма вероятно, что этот локус идентичен II-2K, хотя Коп и его группа обозначают его как zl по названию мутации H(zl) (H-2ba), которая была первой исследована в этой серии. Недавно описаны еше четыре мутации локуса zl гаплотипа H-2b (Melvold, Kohn, 1976), которые, вероятно, также принадлежат к типу I, хотя до сих пор они исследованы только методом трансплантации кожи. Это мутанты H-2bg3, Н-2bi, II-2bJ, Н-2bk. Интересно, что три спонтанных и независимых мутанта — H-2bgl, II-2bg2, H-2bg3 — фенотипически неразличимы в опытах с трансплантацией кожи. Первые два неразличимы также и в реакциях РТПХ и РСКЛ (Melief €. а., 1975- Melvold, Kohn, 1976). К типу I принадлежит также мутация Н-2ka (М523), локализованная в области К и происходящая от гаплотипа Н-2к линии мышей CBA/Sto.
Мутации типа II фенотипически проявляются во всех тех же иммунологических феноменах, что и мутации типа I. В дополнение к этому они отличаются от исходной линии еще и по серологически определимым антигенам, причем иммунизации в комбинации мутант-«->-исходная линия приводят к образованию циркулирующих антител соответствующей специфичности. Два таких мутанта изучены подробно: B10.D2(M504), или H-2da (Егоров, 1967- Ведерников, Егоров, 1973- Дишкант и др., 1973- Forman, Klein, 1975), и BALB/c-H-2db (McKenzie e. a., 1977b). Эти мутанты некомплементарны и возникли в одном и том же генетическом локусе z2 в области D гаплотипа Н-2. Локус z2, по всей вероятности, идентичен H-2D (Egorov, 1974).
Третья мутация типа II, которую несет линия А.СА(М506), или H-2fa, локализована в области К гаплотипа Н-2.
Следует отметить, что разделение мутации Н-2 на два типа в зависимости от связанных с ними изменений серологически определимых антигенов носит субъективный характер. Дело в том, что у мутантов типа II изменения серологически определимых антигенов обнаружить относительно просто, тогда как у мутантов типа I — методически сложно. Такие различия между мутантом Н-2Ьа и исходной линией C57BL/6 не были обнаружены в трех лабораториях (Bailey е. а., 1971- Вегке, Amos, 1973- McKenzie e. a., 1976). Кроме того, были обнаружены количественные различия в абсорбционной способности лимфоцитов этих мышей, а также другого мутанта Н-2М в реакциях с антителами против Н-2.33 (Apt е. а., 1975)- наконец, недавно удалось обнаружить и качественные различия между мутантом и исходной линией (Мнацаканян и др., 1977- David с. а., 1977). Напомним, что для разработки методики и детального изучения изменений серологически определимых антигенов у мутанта H-2da (тип II) также потребовалось много лет (Егоров, 1967- Дишкант и др., 1973).
Проблема эта до сих пор окончательно не решена, и среди исследователей нет единого мнения относительно интерпретации имеющихся данных.
Тем не менее использование мутаций Н-2 позволило совершенно по-новому подойти к решению проблемы соотношения между аллоантигенами (Н-2) клеточной мембраны, которые определяются серологически (при помощи антител), и теми, которые могут активировать клетки Т. Активность последних выявляется в реакциях отторжения трансплантатов, а также в других реакциях клеточного иммунитета. Да недавнего времени казалось, что те же самые антигены (специфичности) Н-2 выявляются как антителами, так и в реакциях клеточного иммунитета, поскольку обычно отторжение трансплантата сопровождается образованием гуморальных антител.
Углубленный генетический анализ комплекса Н-2 с применением мутантов и усовершенствование иммунологических методик вызвали сомнения в правильности этого положения трансплантационной иммунологии (Bach е. а., 1972, 1976- Egorov, 1974). Теперь известно, что отторжение трансплантатов по «сильному» типу в случае несовместимости по мутациям типа I (а также другие «сильные» реакции клеточного иммунитета) не связано с образованием антител, хотя небольшие изменения серологически определимых антигенов у мутантов все же обнаруживаются. Следовательно, специфичность рецепторов клеток Т и В, распознающих трансплантационные антигены, не идентична.
Источник: http://meduniver.com