Неотложная помощь при отравлении галлюциногенами

Галлюциноген — это вещество, вызывающее искажение восприятия, т. е. галлюцинации. Галлюцинации могут вызываться различными типами соединений, как природных, так и синтетических. В последние годы наиболее распространенными галлюциногенами являются фенциклидин и диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД). Другие вещества способны вызывать галлюцинации на фоне их основного токсического эффекта (например, экстракт дурмана). Некоторые природные галлюциногены (в частности, получаемые из почек кактуса лофофора Уильямса) применяются легально во время религиозных церемоний.

Фенциклидин

Перорально введенный фенциклидин вызывает различные симптомы, включая чрезмерное возбуждение, ощущение оторванности от окружающего, безотчетный страх, нистагм (иногда вертикальный), лихорадку и потливость. Размеры зрачков вариабельны. При более высоких дозах могут наблюдаться гипертензия, кома и эпилептические судороги. Возможна тяжелая гипертермия. Болевой порог, по-видимому, повышается.
У лиц, употребляющих ФЦС, может возникнуть ощущение сверхчеловеческой силы- и действительно, для их иммобилизации иногда требуются гораздо большие, чем обычно, физические усилия. Чрезмерная мышечная активность чревата острым некрозом скелетной мускулатуры с последующей миоглобинурией. Такое состояние вместе с мочекислой нефропатией приводит к почечной недостаточности. Отмечается также продолжительный психоз.

ЛСД

ЛСД широко использовался в 60—70-е годы. Это вещество было случайно получено одним химиком, отметившим его способность искажать сенсорное восприятие. Последующие исследования показали влияние ЛСД на секрецию серотонина. При пероральном приеме ЛСД возникает ощущение деперсонализации с преимущественно зрительными иллюзиями, а иногда и синестезия (смешивание двух типов восприятия, как, например, при цветовом "видении" музыкальных звуков).
Действие ЛСД обычно продолжается несколько часов. Препарат может вызвать устойчивый психоз. Определенно имеют место эпизодические возвраты прежних галлюцинаций и без приема ЛСД, особенно при его хроническом употреблении. Иногда наблюдается гипертермия и (редко) угнетение дыхания или работы ЦНС.

Другие галлюциногены

Мескалин содержится в почках кактуса лофофора Уильямса (кактус "пейоте"). Он используется индейцами во время религиозных церемоний. Для достижения эффекта, аналогичного возникающему при пероральном введении ЛСД, обычно съедается несколько почек.
Псилоцибин содержится в шляпочных грибах из рода псилоцибе, которые растут главным образом в Мексике, но встречаются и в США. Эти грибы применяются как галлюциногены местными жителями некоторых районов Мексики. Примерно 20 лет назад псилоцибин широко использовался токсикоманами.
Галлюциногенными свойствами обладают некоторые амфетамины, включая 3,4-метилендиоксиамфетамин, 2,5-диметокси-4-метиламфетамин (ДОМ), 3,4-метилендиоксиметамфетамин ("Экстези") и 3,4-метилендиоксиэтамфетамин ("Ева"). Эти препараты, помимо галлюциногенных эффектов, могут иметь и другие эффекты, в частности наблюдается амфетаминовая интоксикация с гипертермией, тахикардией и шоком.
Каннабинолы содержатся и конопле или марихуане (Cannabis sativa). Наиболее активный ингредиент тетрагидроканнабинол вызывает галлюцинации при его введении в достаточно высоких концентрациях.
Растение дурман вонючий, особенно его семена, при проглатывании вызывает классический антихолинергический синдром. Кроме галлюцинаций, для него характерны сухость кожи, расширение зрачков, сухость во рту, тахикардия, ослабление кишечных шумов и (в некоторых случаях) задержка мочи. Аналогичную картину могут давать антидепрессанты и препараты, включающие трициклические антидепрессанты и антигистамины.
Потенциальными галлюциногенами являются два довольно доступных растения (при их проглатывании). Во-первых, галлюциногенным эффектом обладают семена ипомеи. Индейцы использовали это их свойство в религиозных церемониях. Биологически активный ингредиент семян ипомеи сходен с ЛСД.
Психотропное действие мускатного ореха использовалось в основном студентами в 60-е годы, а также заключенными в тюрьмах. В типичных случаях его потребление приводит к тахикардии, приливу крови (к лицу), тошноте и чрезмерному возбуждению. Описаны зрительные галлюцинации и состояние, подобное сну. По-видимому, галлюциногеном являются и цветы мускатного ореха.




Диагностика

Любой пациент, поступивший в ОНП с галлюцинациями, мог проглотить какой-либо галлюциноген. Впрочем, галлюцинации могут быть обусловлены и чисто психиатрическими или метаболическими расстройствами. Поставить более точный диагноз часто помогают тщательный сбор анамнеза и осмотр пациента. Наличие таких симптомов, как лихорадка, судороги или кома, осложняет диагностику пациентов с предполагаемым потреблением галлюциногенного препарата.
Помогает поставить диагноз присутствие явных антихолинергических симптомов. Для подтверждения диагноза полезен скрининг мочи на психотропные средства, однако клинические признаки — это зачастую все, чем располагает врач к моменту, когда необходимо начать лечение.

Лечение 

Пациента, поступившего с галлюцинациями, но имеющего в остальном стабильное состояние, следует поместить в тихую и несколько затемненную комнату для успокоения и обретения уверенности в себе. В качестве седативного средства предпочтителен диазепам (внутривенно). Может использоваться и лоразепам (1—2 мг внутримышечно).
Если наблюдаются антихолинергические симптомы со значительным компонентом возбуждения или галлюциноза, можно назначить физостигмин. Если на ЭКГ расширены комплексы QRS или увеличен интервал Q—T, то от введения физостигмина следует воздержаться. Пациентам с судорогами (после потребления галлюциногена), с астмой или заболеванием сердца физостигмин противовопоказан. В остальных случаях его вводят медленно внутривенно в дозе 0,5—1 мг при кардиомониторинге. Если был проглочен антихолинергический препарат, то после введения физостигмина психическое состояние пациента должно улучшиться.
Если подозреваемым или известным галлюциногеном является ФЦП, то назначается активированный уголь в нескольких дозах. Это рекомендуется с учетом внутричерепной циркуляции ФЦП. Тяжелую гипертензию лечат нитропруссидом. Для начального лечения судорог назначается диазепам. Для купирования собственно галлюцинаций применялся верапамил, но пока только экспериментально. При сильном возбуждении помогает галоперидол (5—10 мг внутривенно). Следует воздерживаться от назначения фенотиазинов, поскольку они могут вызвать гипотензию или понизить порог судорог. Необходимы контроль температуры и агрессивное лечение гипертермии.
Хотя подкисление мочи усиливает экскрецию ФЦП, в настоящее время полагают, что риск гиперурикемии и острого некроза скелетных мышц (оба состояния при подкислении мочи обостряются) перевешивает пользу от ускоренного выведения этого вещества.
Р. Д. Джеркин мл.

Похожее