Ганглиозидозы. Болезнь сандхофа и ювенильный ганглиозидоз

При ганглиозидозах имеет место накопление в тканях преимущественно кислых глюкозилцерамидов — кислых ганглиозидов.
Для понимания современной классификации ганглиозидов необходимо знать условные обозначения, которые отражают различия в их биохимической структуре. Буквой G обозначают ганглиозид, а буквами М, D и Т число молекул сиаловых кислот.

Специальное ультраструктурное изучение нейронов коры (пирамидных клеток) при нейролипидозах показало наличие так называемых меганевритов — увеличенных в объеме отростков, расположенных между телом нейрона и его аксоном. Внутри меганевритов образуются шипы, которые частично контактируют друг с другом, образуя синаптические пузырьки. Значительная распространенность этих аберрантных синапсов наблюдается преимущественно при классическом варианте болезни Тея — Сакса (GM2) и является морфологическим субстратом поражения функции нейронов [Purpura D., Sazuki K, 1976]. Гистохимическое исследование не дает точных указаний на характер липидов. Включения при GM2 ШИК-позитивны, дают с крезиловым фиолетовым красное окрашивание, слабопозитивны с Суданом черным.



Морфологически диагноз может быть поставлен на основании биопсии прямой кишки — баллонные изменения в нейронах подслизистого (мейсснерово) сплетения. Можно установить диагноз в пренаталыюм периоде на основании данных анализа амниотических клеток и амниотической жидкости, которые в норме во втором триместре беременности должны содержать гексозаминидазу А и В, при болезни Тея —Сакса фракция А отсутствует.

ганглиозидозы


Болезнь Сандхофа — тип 2 GМ2-ганглиозидоза, аутосомно-рецессивное наследственное заболевание, обусловленное полным блоком фракции А и В гексозаминидазы. Кроме ганглиозида GM2, в небольшом количестве накапливаются и другие гликолипиды. Клиническое течение и симптомы не отличаются от болезни Тея — Сакса. Морфологическим отличием является обнаружение клеток накопления не только в нервной системе, но и в немногих макрофагах висцеральных органов, а также в нефротелии.

Ювенильный ганглиозидоз, тип 3 GМ2-ганглиозидоза, развивается вследствие неполного блока фракции А гексозаминидазы. Начинается в возрасте 2—6 лет и заканчивается смертью в возрасте 5—15 лет. В остальном изменения те же, что и при инфантильной форме болезни Тея—Сакса. Кроме описанных трех форм ганглиозидозов GM2 с установленным ферментным дефектом, имеются описания многочисленных случаев заболеваний, сходных с амавротическои идиотией, но отличающихся от нее как по ряду клинических проявлений и срокам возникновения болезни, так и по топографии и ультраструктуре липидных отложений, а также по биохимическому составу откладывающихся продуктов катаболизма.

В настоящее время удалось показать, что некоторые формы инфантильной амавротическои идиотии (тип Хэгбсрга — Сантавуори), поздний инфантильный (тип Яновского — Бильшовского), ювенильный (тип Шпильмеера — Фогта) и взрослый (тип Куфса) относятся к так называемой неганглиозидозной амавротическои идиотии, так как при этих четырех формах в цитоплазме клеток различных тканей обнаруживаются включения, состоящие из цероид-липофусциновых липопигментов, тонкая структура которых отличается, однако, от цероидных пигментов и липофусцина инволютивного характера. В основе всех четырех форм заболеваний лежит пока не ясный дефицит ферментов. Кроме того, встречаются еще так называемые атипичные и промежуточные формы.

Источник: http://meduniver.com
Похожее