Внутривенный наркоз
Видео: Doctor EDGAR Каминский Выход из внутривенного наркоза
Для внутривенного наркоза наиболее широко применяют тионентал-натрий (пентотал-иатрий) и гексенал (эвипан-натрий).Тиопентал-натрий и гексенал выпускают по 1 г в герметично закрытых флаконах. Растворы этих барбитуратов должны быть севершенно прозрачными. Подкожное и внутримышечное введение препаратов вызывает умеренную болезненность.
Внутривенный наркоз может быть самостоятельным и вспомогательным. Чаще он применяется как вводный наркоз или как дополнительный при другом виде обезболивания.
При внутривенном введении общая доза тиопентал-натрия не должна превышать 1 г. Только в отдельных случаях, при условии дробного или капельного введения, она может быть превышена опытным наркотизатором. Продолжительность наркоза при фракционном внутривенном введении до 1 г тиопентал-патрия — от 10 до 60 мин, наиболее часто — от 20 до 30 мин. При внутримышечном, прямокишечном к внутрибрюшинпом введении доза тиопентал-натрия может быть увеличена до 1,5 г.
За 40—50 мин до внутривенного наркоза подкожно вводят 1 мл 1%-ного морфина или 1 мл 2%-ного пантопона с 1 мп. 0,1%-ного атропина или 0,05%-ного скополамина. Хороший эффект преднаркозной подготовки во многих случаях достигается нейроплегической смесью. Тиопентал-натрий значительно возбуждает блуждающий нерв, поэтому атропин или скополамин нужно вводить перед наркозом обязательно.
Растворы тиопентал-натрия и гексепала готовят непосредственно перед введением. В качестве растворителя применяют дистиллированную воду, физиологический раствор или 5%-ный раствор глюкозы.
При вводном наркозе медленно, в течение 2—3 мин, вводят 15—20 мл 2,0%-ного раствора препарата. При самостоятельном внутривенном наркозе растворы препаратов вначале, до засыпания наркотизируемого, вводят непрерывно, медленно. Для этого обычно требуется 0,3—0,4 г. Остальные 0,7—0,6 г вводят фракционно по мере надобности через ту же иглу.
Легче управлять капельным внутривенным наркозом, для которого обычно используют 1%-ный раствор барбитурата. Скорость введения в начале наркоза составляет 80—100 капель в минуту. После засыпания наркотизируемого количество капель уменьшают до 20—30. В дальнейшем скорость введения регулируют по клиническим признакам течения наркоза.
Хирургическая стадия наркоза наступает обычно через 1—3 мин. При этом лицо оперируемого остается обычного цвета или слегка бледнеет, мышцы расслаблены. Двигательные реакции при оперативном вмешательстве выражены слабо или отсутствуют. Зрачки умеренно сужены, вяло реагируют на свет. Роговичный рефлекс нередко сохранен. Дыхание спокойное, неглубокое. Рефлексы с гортани и трахеи не угнетены. Пульс в большинстве случаев несколько учащается. Артериальное давление, как правило, снижается на 10—20 мм рт. ст., а иногда не изменяется или несколько повышается. Венозное давление у 80% наркотизируемых удерживается па нормальных цифрах, а у 20% — незначительно снижается.
При барбитуровом наркозе необходимо следить за цветом кожи лица и дыханием оперируемого. Резкая бледность или цианотичность свидетельствуют о передозировке. Более грозный признак передозировки — угнетение дыхания, которое может быстро прогрессировать до полного паралича функций дыхательного центра. Для облегчения наблюдения за дыханием к верхней губе прикрепляют кусок пушистой ваты, колеблющейся от дыхания наркотизируемого. Вслед за угнетением дыхания вскоре наступает падение сердечной деятельности.
Опасность дыхательной недостаточности, угнетения дыхательного центра и других расстройств при барбитуровом наркозе становится значительно меньше, если наркоз проводить с ингаляцией кислорода.
При появлении признаков передозировки — угнетения дыхательного центра — нужно прекратить введение барбитурата, немедленно применить вспомогательное или искусственное дыхание, внутривенно ввести лобелии, кофеин, кордиамин, эфедрин. Искусственное дыхание является решающим фактором лечения при отравлении барбитуратами (передозировке).
Лучше всего в таких случаях сделать интубацию и провести искусственную вентиляцию легких кислородом с помощью какого-либо дыхательного или наркозного аппарата. Однако последнего под руками может и не быть. В такой ситуации может спасти больного и выручить врача искусственное дыхание «рот в рот» или «рот в нос», являющееся наиболее эффективным из всех способов неаппаратного искусственного дыхания. Для проведения дыхания таким способом голову спасаемого запрокидывают кзади так, чтобы подбородок и шея находились на одной линии.
Правой рукой анестезист или иное оказывающее помощь лицо держит голову больного за височные области и верхнюю челюсть. Сделав глубокий вдох, врач плотно прижимает рот ко рту или к носу пораженного и вдувает выдыхаемый воздух в легкие спасаемого. Если дыхание через рот не получается, то надо попробовать сделать то же самое через нос. Если и в этом случае вдувание встречает сопротивление и не приводит к отчетливым движениям грудной клетки и передней брюшной стенки спасаемого, то причину нужно искать или в неправильном положении головы, пли в нарушении проходимости воздухоносных путей рвотной или регургитационной массой, зубным протезом и др. Необходимо быстро устранить причину непроходимости и продолжить искусственное дыхание.
Еще более эффективным искусственное дыхание оказывается, если его производить ртом через трубку, введенную пострадавшему в трахею через нос или рот. Если трубку в трахею ввести не удается, то искусственное дыхание может быть осуществлено ртом через трубку или воздуховод, введенные в глотку через нос или рот, или через наркозную маску от аппарата, наложенную на лицо пострадавшего.
Исследования показали, что дыхание «рот в рот» поддерживает насыщение крови кислородом иа достаточном уровне и в необходимом количестве выводит углекислоту.
Описанным методом искусственного дыхания должен владеть каждый медицинский работник, а не только анестезист, так как во многих случаях (при удушении, электротравме, отравлении и других травмах) таким путем можно спасти пораженного.
Внутрикостный барбитуровый наркоз в сущности является как бы разновидностью внутривенного, так как раствор препарата, введенный в губчатое вещество кости, очень быстро проникает в венозную систему. Эта методика наркоза может быть с успехом применена в тех случаях, когда по каким-либо причинам затруднено или невозможно внутривенное введение барбитурата. Такими причинами могут быть обширные ожоги и другие поражения конечностей, отсутствие видимых подкожных вен у пораженных при тяжелом шоковом состоянии или при избыточно развитом подкожном жире и др.
После обезболивания 0,5%-ным новокаином кожи и надкостницы па месте пункции в губчатое вещество кости (верхний метафкз большеберцовой кости, мыщелки бедра, подвздошная кость, грудина и др.) вводят толстую иглу с хорошо подогнанным мандреном. Через иглу медленно, как к в вену, вводят 2%-ный раствор тиопентал-натрия. Дозировка препарата, продолжительность и клиника наркоза те же, что и при внутривенном наркозе. Внутрикостная инъекция барбитурата обычно болезненна. Поэтому через иглу в губчатое вещество кости предварительно следует медленно ввести 10—15 мл 1%-ного раствора новокаина.
Абсолютных противопоказаний к барбитуровому наркозу нет. Однако с особой осторожностью и в небольших дозах следует применять тиопентал-натрий и гексенал у поряженных с большой кровопотерей и ожогами.
Недостатком всех видов внутривенного наркоза является относительно малая управляемость им. Однако в специальных условиях (па подводных лодках и при работе в других подобных ситуациях), когда по соображениям защиты атмосферы от загрязнения летучими наркотиками или из-за взрывоопасности нельзя применить ингаляционный наркоз, внутривенный наркоз в руках специально подготовленного врача может обеспечить благополучное выполнение операции, особенно при сочетании с ингаляцией кислорода.
А.Н. Беркутов