Искусственная гипотензия во время наркоза. Выведение из наркоза

Видео: Как делают операции в Израиле,видео фильм о лор хирургии

Искусственную гипотензию во время интратрахеального эфирного наркоза вызывают введением ганглиоблокирующих веществ: гексоиия, пентамина, арфонада и др. Под влиянием этих веществ наступает торможение в ганглиях вегетативной нервной системы, что приводит к расширению периферических сосудов, главным образом артериол, и, как следствие этого,— к снижению артериального давления. Одновременно учащается пульс, расширяются зрачки. При этом угнетаются вегетативные рефлексы, возникающие во время операции.

Искусственная гипотензия применяется в основном для уменьшения кровопотери во время обширных операций, при этом оперируемой области придают возвышенное над остальными частями тела положение. Кроме того, ганглиоблокирующие вещества, тормозя чрезмерные рефлекторные вегетативные реакции, в известной мере уменьшают опасность развития шока.

Ганглиоблокирующие препараты обычно применяют па фоне эидотрахеального эфирного наркоза с искусственной вентиляцией легких. Применение их при наркозе закисью азота, наркозе без искусственного дыхания и при местной анестезии опасно, так как снижение артериального давления без искусственной гипервентиляции газозой смесью, богатой кислородом, может повести к гипоксии.

Вводят гаиглиоблокаторы внутривенно однократно, фракционно или длительно капелыю (арфонад). Доза гехсония для однократного введения 10—20 мг (1—2 мл 1%-ного раствора), пентамина 25- 50 мг (1—2 мл 2,5%-ного раствора). Для капельного введения используют 0,1%-ный раствор арфонада. Скорость введения раствора арфонада регулируют в зависимости от требуемого уровня гипотензии, при этом общая доза препарата может составлять 50—300 мт. Арфонад можно вводить и фракционно, по 5 мг.

Максимальное артериальное давление при искусственной гапотепзии не должно опускаться ниже 80 мм рт. ст. Лишь на очень короткое время (10—15 мин) допустимо снижение его до 70 мм рт. ст. При падении артериального давления ниже 70 мм рт. ст. следует несколько опустить голову оперируемого, ускорить внутривенное введение крови, глюкозы или других растворов и внутривенно ввести 0,5—1 мл 5%-пого эфедрина, после чего давление почти всегда повышается.



Необходимо, чтобы к концу операции, особенно полостной, уровень артериального давления был близким к оптимальному, что может быть обеспечено своевременным прекращением введения ганглиоблокирующих препаратов и указанными мерами. В противном случае в послеоперационном периоде но мере подъема артериального давления возрастает опасность вторичного кровотечении. Для предупреждения вторичного кровотечения следует особенно тщательно произвести гемостаз.

В полевых условиях искусственная гипотензия найдет весьма огоаничениое применение. Она показана лишь некоторым раненым с незначительной кровопотерей, при обширных и кровоточивых вмешательствах, в отдельных случаях — при операциях по поводу огнестрельных ранений и закрытых повреждений черепа и головного мозга, ранений груди, а также для борьбы с отеком легких и головного мозга.

Выведение из наркоза и экстубация

Подачу наркотика при эфирном эндотрахеальном наркозе прекращают за 10—12 мин до конца операции. Продолжая искусственную вентиляцию легких с частым опорожнением дыхательнего мешка в атмосферу, достигают быстрого выведения наркотика и пробуждения больного. При использовании закиси азота подачу наркотика прекращают после окончания операции.



После наркоза закисью азота больному ни в коем случае нельзя сразу дышать комнатным воздухом, так как быстрое выведение закиси азота из крови в альвеолярный воздух приводит к резкому падению содержания в нем кислорода, что вызывает гипоксию. Поэтому больной после наркоза закисью азота и течение 4—5 мин должен дышать кислородом при полуоткрытом контуре аппарата, а затем его следует перевести на дыхание воздухом, для чего, ограничивая подачу кислорода, постепенно открывают вентиль на тройнике-адапторе.

Экстубацию всегда нужно стремиться делать после того, как у больного восстановится сознание (открывает глаза, высовывает язык) и он может по просьбе врача изменить частоту и глубину дыхания, пожать руку, приподнять голову.

Подавляющее большинство осложнений после эндотрахеального наркоза с миорелаксантами связано с невыполнением этих условий. Только в отдельных случаях при хорошем дыхании раненого, остающегося в состоянии наркоза, можно без экстубации передать иод наблюдение сестры. Экстубацию у такого рода оперированных производят после указанных признаков пробуждения.

Трубку извлекают после тщательного отсасывания слизи н мокроты из трахеи и бронхов, полости рта и носовых ходов катетером с зашлифованным концом. Во время удаления трубки в просвет ее вводят катетер, который извлекают вместе с трубкой с однорфеменным отсасыванием. Это делают для того, чтобы удалить мокроту, скопившуюся между стенками трубки и трахеи.

После экстубации, еще раз убедившись в отсутствии всякой опасности, связанной с проводимым обезболиванием (неполная декураризация или рекураризация, нарушение проходимости дыхательных путей и др.), анестезист передает раненого в госпитальное отделение. За тяжелопораженпыми, находящимися в состоянии шока, анестезист продолжает наблюдать и в послеоперационном периоде — до ликвидации явлений шока.

А.Н. Беркутов
Похожее