Лимфатические сосуды
Видео: Лимфатические узлы © The lymph nodes
Переход от посткапилляров к отводящим лимфу сосудам сопровождается внедрением в межэндотелиальное пространство створок волокнистых элементов, стромальных клеток и усилением цитоскелета покрывающих их эндотелиоцитов. Стенка сформировавшихся сосудов состоит из эндотелиального монослоя и уже отчетливо дифференцированной адвентиции, образуемой волокнистыми и клеточными компонентами соединительной ткани, тогда как створки их клапанов формируются развившейся интимой без участия адвентициальной оболочки.
В месте перехода капилляров в лимфатический сосуд его калибр весьма изменчив, а слияние посткапилляров не всегда сопровождается увеличением диаметра сосуда. По отношению к органу лимфатические сосуды разделяются на интра- и экстраорганные, а в зависимости от диаметра — на мелкие, средние и крупные с соответствующими особенностями строения стенки.
Внутриорганные сосуды, как и лимфатические капилляры, часто анастомозируют, образуя более или менее густую сеть. Уже на этом уровне они приобретают характерную четкообразную форму, обусловленную сужениями просвета в местах расположения многочисленных клапанов.
В экстраорганных лимфатических сосудах диаметром >0,2 мм уже различимы внутренняя, средняя и наружная оболочки. В межклапанных сегментах появляются разрозненные группы продольно-ориентированных гладкомышечных клеток, которые с увеличением калибра и переходом тонкостенных инициальных сосудов в собирательные формируют сплошной слой. Внутренняя оболочка таких сосудов выстлана эндотелиальным монослоем, опирающимся на сплошную базальную мембрану, под которой находятся продольно- и косо-ориентированные коллагеновые и эластические волокна. Однако эластическая мембрана на границе с медией сосуда выражена слабо. Створки клапанов этих сосудов, образуемые медией, имеют соединительнотканевую основу, в которой появляются гладкомышечные клетки.
При одинаковой ширине просвета стенки внеорганных сосудов имеют более сложное строение, чем интраорганные. Средняя оболочка стенки состоит из пучков продольно- и спирально-ориентированных гладкомышечных клеток, коллагеновых и эластических волокон, количество, толщина и направление которых непостоянны. Как и в венах, гладкомышечный слой в лимфатических сосудах головы, верхней части туловища и верхних конечностей развит значительно слабее, чем в нижней части тела, где транспорт лимфы сопряжен с преодолением силы тяжести.
Наружная оболочка лимфатических сосудов состоит из рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани. Сосуды нижних конечностей, как и коллекторы повздошного лимфатического сплетения, включают гладкомышечные клетки, количество пучков которых пропорционально калибру сосуда. У сосудов правого и левого грудных протоков наружная оболочка в 3–4 раза толще двух других оболочек за счет присутствия мощных продольно-ориентированных гладкомышечных пучков, разделенных соединительнотканными прослойками. Стенку лимфатических сосудов значительного калибра питают vasa vasorum, которые вместе с элементами вегетативной нервной системы располагаются в рыхлой соединительной ткани их наружной оболочки.
Архитектоника и гистотопография сплетений лимфатических сосудов определяются строением органа и интенсивностью гемотканевого обмена. Начальные лимфатические сосуды включаются непосредственно в капиллярную сеть, располагаясь независимо от кровеносных сосудов. Следующие за ними сосуды уже не соединяются ни с лимфатическими капиллярами, ни с посткапиллярами и входят в состав сосудисто-нервного пучка. Они используют пульсацию крови для продвижения лимфы, эвакуация которой, как и резорбция интерстициальной жидкости, является достаточно сложным и не до конца изученным процессом.
В.В. Братусь, А.С. Гавриш "Структура и функции сердечено-сосудистой системы"