Поперечное положение плода
Видео: Акуш
В данном случае положение вещей и, конечно же, положение ребенка совсем иное.
К счастью, данный путь к жизни, который, вообще-то, путем не является, выбирает лишь один ребенок из 200. Непосредственная оппозиция нормальному направлению развития, имеющая место в случае ягодичного предлежания, несравненно удобнее с точки зрения родов, нежели перпендикулярный разворот. Тот, кто ложится поперек, как ребенок в данном случае, красноречиво заявляет о том, что решительно не хочет больше ничего делать. В оппозиции (ягодичном предлежании) ребенок все равно ориентирован в сторону выхода, хотя и в противоположном направлении. Но если кто-то «ложится поперек дороги», то любая возможность нормального движения исчезает. Тотальное устранение проявляется в данном случае не только на символическом уровне. Ребенок не хочет выходить в мир и избирает для себя пусть изначально и более безопасное, но, в конечном счете, все более угрожающее (как раз из-за отстраненного подхода) его жизни положение.
Опытные акушерки и повитухи владеют искусством переворачивания плода в нужную сторону и с успехом применяют его на практике. Однако этот успех не абсолютен, и ребенку часто требуется нечто большее, нежели просто механическая манипуляция, — некое особое искусство тела и души, которое опирается как на богатый практический опыт, так и на интуицию. Если такой мудрой женщины рядом нет или же ребенок упорствует в своем сопротивлении до последнего, то помочь может только грубая «механика» кесарева сечения.
Спасительное кесарево сечение с точки зрения ребенка можно интерпретировать как победу, достигнутую благодаря весьма деструктивной, не щадящей ни своей, ни материнской жизни стратегии. Тем самым ребенок избавляет себя от тягот прохождения через тесноту родового канала, а, в конечном счете, и от необходимости участвовать в борьбе за выживание.
На первый взгляд, оперативное вмешательство имеет в данной ситуации преимущества. Благодаря наркозу мать избавляется от всех родовых болей. Под защитой Гипноса, бога сна, она просыпает высшую точку всей беременности. Ребенок, со своей стороны, может спокойна ждать, когда откроется занавес и осторожные руки вынут его из укрытия. Если же всмотреться в ситуацию более пристально, становятся очевидными и существеннейшие недостатки такого решения. Боли, от которых мать была избавлена на время родов, приходят к ней позже и держатся дольше. Длительные наблюдения за «кесарятами» указывают на то, что этот кажущийся более простым путь на деле приводит совсем к иным результатам.
Уже сама канва событий, из которых складываются роды, помогает понять, сколь тесна взаимосвязь матери и ребенка, в том числе и в случае кесарева сечения. Можно утверждать, что души обоих причастны к той ситуации, которая формируется к моменту родов. Если ребенок отказывается принимать на себя ответственность за появление на свет, путь к которому лежит через тесноту родовых путей, следует освободить от этого и мать, погрузив ее в состояние наркоза. На специфику жизненной модели упрямой головы, появившейся на свет благодаря кесареву сечению, косвенным образом указывает и само название метода, недаром же он является благородным, королевским способом прихода в жизнь. Установка: «Я лягу поперек и так и останусь лежать, пусть другие заботятся о том, чтобы что-нибудь получилось, раз уж им так хочется» — весьма удобна первое время, однако впоследствии она может привести к существенному регрессу на пути развития. Отнюдь не так часто на нашем жизненном пути встречаются люди, готовые принять на себя весь риск при родах. Такой хитрый и бедный рисками подход к новым начинаниям может бумерангом отразиться на жизни человека. В конечном итоге, желание «кесаренка» остаться в стране молочных рек и кисельных берегов материнской утробы нереализуемо. Стоящий за этим мотив отличает такая регрессия, что без помощи гинекологов последствия могут стать поистине фатальными. Самоустранение может стать причиной смерти матери и ребенка. Следовательно, во всем этом можно заметить и элемент шантажа угрозой собственной смерти. Если в ходе последующих жизненных кризисов рядом с таким человеком не окажется «акушерок», готовых прийти на помощь, то может сложиться ситуация такого шантажа и упрямства, из которой будет крайне сложно выйти целым и невредимым. В психотерапевтической практике подобная угроза может проявляться в виде выкриков вроде: «Если вы немедленно обо мне не позаботитесь, я наложу на себя руки!» Над тем, кто не учится справляться с теснотой и соответствующими страхами, так как его толерантность к разочарованию и боли слишком невелика, нависает опасность того, что он будет копить страхи всю жизнь и на уровне души оставаться все тем же ребенком, отрицающим и устраняющимся от всего и вся. И ведь ожидание того, что родители, государство, общество придут и сделают что-то за нас, становится все более типичной чертой нашего социума. Непрерывно растущий показатель кесаревых сечений соответствует этому внутреннему настрою и является его отражением. Подобная выжидательная позиция может превратиться в тягостное бремя, ибо жизнь зачастую требует, чтобы человек сам пачкал и обжигал руки, не рассчитывая на то, что кто-то другой достанет ему каштаны из огня и разберется за него со всеми сложностями мира полярностей. И лучшими помощниками часто оказываются именно собственные руки. Познать это — вот одна из главных жизненных задач для упрямой головы, пришедшей в этот мир царским путем кесарева сечения.