Аллергия на инсулин, обезболивающие, противосудорожные. Синдром сезари синдром краснокожего
Введение инсулина может сопровождаться многими побочными эффектами, включая местные и общие IgE-опосредованные реакции, гемолитическую анемию, сывороточную болезнь и реакции гиперчувствительности замедленного типа. Человеческий инсулин обладает меньшими антигенными свойствами, чем свиной, а свиной инсулин — меньшими, чем бычий, хотя отдельные больные лучше переносят именно свиной или бычий инсулин. У больных, ранее получавших инсулин животного происхождения, системные аллергические реакции могут возникать на рекомбинантный инсулин даже при первом его введении. Антитела к инсулину обнаруживаются более чем у 50% больных, получающих этот препарат, но это далеко не всегда проявляется клинически.
Местные кожные реакции обычно не требуют лечения и самопроизвольно исчезают при продолжении инъекций гормона, что связано, вероятно, с образованием блокирующих IgG-антител. При более тяжелых местных реакциях можно применять Н1-блокаторы или вводить однократную дозу инсулин в разные места. Местные реакции на протаминовый компонент инсулина NPH исчезают при переводе больного на инсулин ленте. Реакции немедленного типа, такие как крапивница и анафилактический шок, наблюдаются крайне редко и почти всегда возникают при возобновлении инсулинотерапии. Общие реакции на инсулин не должны служить поводом для его отмены. С помощью кожных проб можно подобрать менее иммуногенные препараты гормона.
При возникновении общих реакций дозу инсулина обычно снижают втрое, а затем постепенно увеличивают на 2-5 ЕД, доводя до необходимой. Если инсулинотерапия прерывается •олее чем на 24-48 ч, то следует вновь проводить кожные пробы и десенсибилизацию. При высоком титре IgG-антител к инсулину обычно развивается исулинорезистентность. Редкая форма инсулинорезистентности, связанная с появлением антител к тканевым рецепторам гормона, сочетается с acanthosis nigricans и липодистрофией. Почти у 30% больных с инсулинрезистентным сахарным диабетом одновременно имеется и аллергия к инсулину. Примерно в 50% случаев помогает перевод больных на менее иммуногенные препараты гормона, подобранные с помощью кожных проб.
Противосудорожные средства могут вызывать тяжелые анафилактические реакции. Гиперчувствительность к этим средствам, по-видимому, связана с наследственной недостаточностью эпоксидгидролазы — фермента, разрушающего промежуточные арилоксидные продукты метаболизма противосудорожных средств в печени. Характерны лихорадка, пятнисто-папулезная сыпь, генерализованная лимфаденопатия и поражение внутренних органов. Аналогичный синдром встречается при введении миноциклина, сульфаниламидов и дапсона.
Синдром Сезари (синдром краснокожего). В основе этого синдрома, чаще всего развивающегося при введении ванкомицина, лежит неспецифический выброс гистамина. Внутривенное введение ванкомицина с низкой скоростью и/или предварительное введение Н1-блокаторов предотвращает развитие этого синдрома.
Анафилактоидные реакции могут развиваться при внутрисосудистом введении рентгеноконтрастных веществ, миелографии или ретроградной пиелографии. Механизм таких реакций, по-видимому, различен, но в большинстве случаев основную роль играет активация тучных клеток. Наблюдалась и активация комплемента. Неизвестно, увеличивает ли гиперчувствительность к морепродуктам или йоду вероятность этих реакций. Однако их риск повышен у больных с аллергическими заболеваниями или получающих b-адреноблокаторы, а также у тех, у кого они возникали раньше.
В таких случаях следует использовать либо другие диагностические методы, либо низкоосмолярные контрастные вещества на фоне приема преднизона, дифенгидрамина и сальбутамола. Иногда добавляют также Н2-блокаторы (циметидин или ранитидин).
Опиаты (морфин и его производные) непосредственно вызывают дегрануляцию тучных клеток, способствуя появлению зуда, крапивницы и удушья. При анамнестических указаниях на такие реакции и невозможности отказаться от обезболивания используют ненаркотические средства. Если они не снимают боль, то используют либо морфин в дробных дозах, либо другие производные опия.
У детей НПВС и аспирин могут вызывать анафилактоидные реакции, крапивницу и/или отек Квинке, а у подростков — приступы бронхиальной астмы с риноконъюнктивитом или без него. Кожных проб или исследований in vitro, которые позволяли бы заранее предвидеть развитие реакций на аспирин и другие НПВС, не существует. При непереносимости этих средств следует либо отказаться от них, либо провести десенсибилизацию. Предварительные данные свидетельствуют о том, что больные, реагирующие на аспирин приступом бронхиальной астмы, хорошо переносят ингибиторы циклооксигеназы-2.